Натурализм Василия Великого: кровавый навет наоборот
May 19, 2015 17:30
Со времен ранней Церкви язычники и иноверцы поносили христиан за неправильно понятые рассказы о таинстве Евхаристии - за то, что на своих таинствах они "вкушали плоть и кровь".
Антропофаг - человек, поедающий человеческое мясо; людоед. Из сочинения "Чудеса мира". Рукопись 13 века / Anthropophagus. De Natura Avium; De Pastoribus et Ovibus; Bestiarium; Mirabilia Mundi; Philosophia Mundi; On the Soul , c. fourth quarter of 13th century (after 1277), Ms. Ludwig XV 4, f. 117, The J. Paul Getty Museum Source. На всякий случай: картинка к христианам отношения не имеет
В какой-то мере, христианские идеологи сами могли давать почву для подобных обвинений, слишком буквально что-то объясняя, в том числе во времена сильно далекие от первых веков христианства.
Среди высочайших достижений святителя Василия Великого (ок. 330-379) известно «чудо о жидовине» или «чудо о евреине».
"Господь Бог некоторыми чудесными знамениями засвидетельствовал еще при жизни Василия об его святости. Однажды, когда он совершал божественную службу, некий еврей, желая узнать, в чем состоят святые тайны, присоединился к прочим верующим, как бы христианин, и, войдя в церковь, увидел, что святой Василий держит в своих руках младенца и раздробляет его на части.
2.
Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и еврей, и святитель подал ему, как и прочим христианам, часть святых даров. Приняв их в руки, еврей увидел, что это была действительно плоть, а когда приступил к чаше, то увидел, что в ней была действительно кровь. Он спрятал остаток от святого причащения и, придя домой, показал его жене своей и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами.
3.
Василий Великий совершает проскомидию. Фреска кафедрального собора в Охриде,11 век. via
Уверовав, что христианское таинство есть действительно страшное и славное, он пошел на утро к блаженному Василию и умолял удостоить его святого крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил еврея со всем его семейством."
Изложение Димитрия Ростовского основывается на житии Василия Великого, ходившего за подписью якобы Амфилогия Иконийского - современника и друга Василия Великого. Древнейшие русские жития Василия Великого, например XII века, такого рассказа не содержат, однако начиная с XIV века эпизод получает в них устойчивое отражение.
4.
Василий Кесарийский Великий. Менолог Василия II. 11 век / Basil of Caesarea. Menologion of Basil II. f.288. XI c. via
Василий Великий /греч. Βασίλειος ὁ Μέγας или Василий Кесарийский (около 330-379) - епископ Кесарии Каппадокийской, что в Малой Азии, отец и учитель Церкви, писатель и богослов. Один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. В "Шестодневе", популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии. Выступал против арианства.
Для нас эпизод из жития Василия звучит несколько диковато. Примерно также как выглядит упоминавшийся ранее Мистический пресс из "Нравоучительной Библии" Филиппа Смелого, созданной в 15 веке в Провансе:
5-6.
Мистический пресс. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого, конец 15 века, Прованс. Национальная библиотека Франции/ Le pressoir mystique. Bible moralisée de Philippe le Hardi, Provence, fin XVe siècle. Paris, BnF, département des Manuscrits, Français 166-167, fol. 123v.
Миниатюры с мистическим прессом и житийный рассказ про «чуде о евреине» об одном и том же, только выраженные разными средствами, но в обоих случаях очень буквально-натуралистически.
Что касается страшного раздробления на части младенца, то для нас привычнее сюжет про евреев, приносящих в жертву христианского ребенка и использующих его кровь в своих обрядах - то что называется кровавым наветом на евреев. По устоявшемуся средневековому представлению, евреям для чего-то нужна была христианская кровь, поэтому они убивали христианских детей в ритуальных целях.
7.
Наверху: "убитый" евреями христианский мальчик Симон Трентский. Гравюра Judensau. Франкфурт, 17 век. Тип изображений "Judensau" /Юдензау переводится как "еврейская свинья". via
А в житие святого Василия Великого, всё ровно наоборот. Чтобы еврей уверовал, ему потребовалось увидеть кровавое христианское таинство и убедиться в правдивости виденного на вкус. После чего еврей крестился. Возможно, в числе прочего, «чудо о жидовине» Василия выражает и отношение христиан к евреям.
8.
«Чудо о жидовине». Сударь. Начало XV в. Москва. Музеи Московского Кремля. via
Понимание эпизода, надо думать, связано с теологией и философией Василия Великого - создателя литургии Василия Великого, которая служится по сей день, с тем как он объясняет Евхаристию, с его христологией и т.д. Не обладая познаниями в учении Василия Великого, не могу комментировать с этой точки зрения.
Напрямую сюжет связан с соответствующей иконографией - "Мелисмос". В буквальном значении Μελισμός - это преломление пресвитером Тела Господня на четыре части перед таинством Причащения.
«Словом "мелисмос" в искусстве Византии и Руси называют такой иконографический вариант "службы святых отцов", в котором жертвенным образом является изображение лежащего на престоле Младенца Христа.
9.
Церковь св. Георгия, Курбиново, Македония. 1191 / Oldest surviving melismos: St George church, Kurbinovo, Macedonia. c.1190. via. По клику - отсюда
Впервые встречается в росписи Курбинова (1191), в 13 веке претерпевает изменения и конкретизируется, превращаясь в некоторых случаях в иллюстрацию отдельных моментов Литургии.
10.
Мелисмос. Студеница. Сербия. XIV век / Melismos, Studenica Monastery, Serbia. 14th Century
Младенец может быть изображен под покровом воздуха (как в Студенице) или представленным дважды (на дискосе и в потире), как в Агиа Соломони на Кипре, рубеж 12-13 вв. Иногда вместо Младенца изображается фигура метрвого Христа Средовека. Наиболее показательныа иллюстрация момента преломления хлеба, когда тело Младенца изображается расчлененным (первым датированным примером является фреска церкви св. Николая в Манастире)». [См.: В.Д. Сарабьянов. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины 12 века // Вопросы искусствознания, №4, 1994. С. 268-312. via]
Иконографическая тема Христа на дискосе в Литургии Святых Отцов встречается в монументальной живописи Македонии, Сербии в росписях Мистры, Трапезунта, Болгарии, Руси и Афона.
11.
Фреска из храма Пресвятой Богородицы XIV века в селе Донья Каменица, Сербия. Иконография Евхаристии / Μελισμός. via
Мотив Младенца на дискосе стал реакцией на литургические споры XII века о том, кому приносится жертва. Один из главных полемических моментов касался литургического обращения к Спасителю: «Ты еси Приносяй и Приносимый, Разделяй и Разделяемый», что было предметом спора на Соборе 1156-1157 гг. Эта формулировка была подвергнута сомнению одним из богословов XII века - Сотирихом Пантевгеном.
12.
Фреска из монастыря апостола Андрея в Матке, Македония. Конец XIV века. Иконография Евхаристии / Macedonia. Site: Skopje, Matka: Church of St. Andrew, built in the 14th century. Fresco, central bay of the apse, possibly showing Scene, Liturgical: Melismos /Μελισμός. via
Но не одними литургическими спорами питается иконография. Издревле существовало немало сказаний, в которых описывались видения Христа Младенца под видом евхаристической Жертвы.
Так, если доверять преданиям, Младенец Христос предстал на жертвеннике святителю Петру Александрийскому в IV в.. «Христа, яко Младенца на святем жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу». На вопрос Петра: «Кто Тебе, Спасе, одежды раздрал?». Господь ответил: «Арий». Этот чудесный случай вспоминается в службе Недели Святых Отец Первого Вселенского Собора, 325 г.[1] Святитель Петр Александрийский присутствовать на нем не мог, так как мученически скончался в 311 году. Однако, важно, что существовало предание, где был выведен образ Богомладенца, лежащего на престоле.
13.
Се, Агнец Божий, вземляй грехи всего мира. Россия. (?)Икона на шелке. XV в. Частное собрание (?) / Icon of Christ Agnus Dei. 15 c. From book "Break the Holy Bread, Master" by Fr. Sergei Sveshnikov. via
Известна также и повесть из Скитского патерика, вторая половина V в., о видении Младенца Христа в Евхаристии искушаемому дьяволом иноку. Известные по Прологу и Макарьевским Четьим-Минеям «слова...» или «откровения о проскуре [просфоре] соблазнившемуся брату», приписываемые Ефрему Сирину, имеют подобное же содержание.
Явление закалываемого Агнца Божия Христа в литургии описывает и так называемое «Слово святого Григория о святой службе», в действительности святому Григорию не принадлежащее. «Слово святого Григория» в переводе с греческого было хорошо знакомо на Руси в XIV-XVII веках и явилось источником «Толковой литургии», обнаруживаемой в русских рукописях XIV-XVIII веков, и также могшей оказать влияние на иконопись.
«Вместе с видимым совершителем литургии - священником, незримыми участниками ее являются Ангелы. Они сослужат священнику, вдохновляя и укрепляя его в каждом действии, в каждой молитве. Их присутствия страшится находящийся в храме демон. Он, злобный, стоит у дверей церковных, держа в зубах стрелу острую и скрежеща зубами, чтобы поразить молящихся. Но перед началом литургии верных один из Ангелов изгоняет его из храма огненным оружием. Во время совершения евхаристийного канона алтарь соединяется с небом. Вслед за возгласом: «Победную песнь», когда вместе с людьми воспевают Трисвятое все Силы небесные и четверообразные животные, отверзается церковная кровля, и с неба спускается в пламени огненном множество Ангелов неописуемой красоты.
14.
Сударь, 1598. Агниц на дискосе под звездницей и два ангела по сторонам. Надпись по кайме "приимите и ядите…" Русское лицевое шитье. Царицына мастерская палата. 52х54 см. Музеи Московского Кремля. Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля по царе Федоре Ивановиче. Скан
Среди них спускается на трапезу Божественный Младенец. Все Ангелы горят огнем, из них исходят вещания, как пламень огненный. Пламенем зажигается и видимый совершитель таинства - священник: он становится огненным с головы до ног. Весь алтарь превращается в огнедышащее пламя. Среди огня совершается «страшная вещь». Как только произнесет священник: «Святая святым», «тогда Ангели, имуще ножа, держаще в руку отроча, и зарежут е, и кровь его источат в святую чашу, тело же режуще кладут на хлеб и бывает хлеб в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа». После причащения верующих и окончания литургии Святые Дары возносятся Ангелами обратно на небо». [2]
В «Сказании Анфилога царя о святой литургии» говорится о том, как сарацинский царевич, зайдя в христианский храм, удостоился видеть в момент священнодействия «закалаемого» Богомладенца и сонмы Ангелов, служащих Ему. [2]
Преподобному Григорию Декаполиту (? середина VIII в.) принадлежит "Историческое сказание весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал [и стал] мучеником за Господа нашего Иисуса Христа".
В сказании описывается, как в одном Сирийском городе в стоящую на окраине церковь зашел передохнуть проезжавший мимо с караваном племянник эмира и приказал ввести в храм своих верблюдов. Священники которые готовились служить Литургию, просили его не делать этого, но он остался непреклонен. И тогда случилось чудо: как только ввели верблюдов в храм, они все упали замертво. Удивленный племянник эмира приказал выбросить трупы, а сам остался смотреть, что же будет в церкви. Испуганные священники все же начали службу (так как был праздник) и во время ее "сарацин увидeл, будто священник взял в свои руки младенца, и закалав его, наполнял его кровью чашу, и тельце его разрезая [на части], клал их на дискос!
16.
Second half of the 16th c. 0.60x0.68 m. ΓΕ 9340. Ottoman Era Embroideries from Greece in the Benaki Museum, Athens. via
Видя все это, сарацин пришел в гнев и исполнился яростью на священника, желая убить его. Когда же приблизилось время Великого Входа, сарацин увидeл снова, и более явно, младенца на дискосе, разделенного на четыре части, и кровь его в чаше, и опять пришел в ярость. Приближался конец Божественной Литургии и некоторые христиане желали получить Божественное Таинство, и как только священник сказал: "со страхом Божиим и верою приимите", все христиане преклонили свои головы в поклоне и некоторые из них выступили вперед, чтобы принять Божественное Таинство. Снова, в третий раз, увидeл сарацин, что священник лжицей преподавал [причастие] из тела и крови младенца. Когда же кающиеся христиане принимали Божественное Таинство, то сарацин, видя, что они получали [частицы] тела и крови младенца, исполнялся гневом и яростью на всех [их].
Наконец, после завершения Божественной Литургии священник раздал антидор всем христианинам, снял все священнические облачения и из пречистейшего хлеба предложил и сарацину. Но тот сказал по-арабски: "Что это?" Священник ответил: "Господин, это [частица] из хлеба, на котором мы служили Литургию. И сарацин сказал с гневом: "На этом, [говоришь] служили Литургию, собака, кровавый убийца, нечестивец? Разве я не видел, как ты взял и разрезал младенца, и кровь его лил в чашу и разделил его тело и положил на диске члены его, здесь и здесь? Разве я не видeл всего этого, ты, грязный убийца? Разве не видел я тебя ядущим и пьющим из тела и крови младенца, и ты даже предложил то же другим, так что теперь они имеют в своих устах [частицы] истекающей кровью плоти?"
Священник же, услышав это и придя в изумление, сказал: "Господин, я грешен, и не способен видеть такое таинство. После того же, как ты, господин, это таинство узрел, верую Богу, что ты - великий человек".
Сарацин промолвил: "Разве это [на самом деле] было не так, как я видел?" И священник [сказал]: "Да, господин мой, это так и есть; но я, поскольку грешен, таинство сие не имею силы созерцать, если не [под видом] хлеба и вина; и об этих хлебе и вине мы веруем и почитаем и священнодействуем как в образ тела и крови Господа нашего Иисуса Христа.
19.
Василий Великий и Иоанн Златоуст / Paten veil, Mt Athos. 15th Century. via
Так что даже такие великие и предивные Отцы, светильники и учители Церкви, как великий Василий, прославленный Златоуст и богослов Григорий, и те сию грозную и ужасающую тайну не видели. Как же мне увидеть это?"" После этого повествуется, как сарацин крестился с именем Пахомий на горе Синае, подвизался там три года, а затем вернулся к своему дяде-эмиру, чтобы обратить его в христианство и был убит мусульманами. [3]
Собственно говоря, преподобный Григорий Декаполит нам всё происходившее в «чуде о жидовине» из жития Василия Великого и объяснил, - лучше чем все богословы и искусствоведы вместе взятые.
За вольную компоновку изображений - приношу извинения, если чьи-то чувства заделись.
20.
Полный вид листа для картинки #1 / Cinomologus; Anthropophagus; Himantopode; Artabatite. Unknown; Thérouanne ?, France (formerly Flanders); fourth quarter of 13th century (after 1277); Tempera colors, pen and ink, gold leaf, and gold paint on parchment; Leaf: 23.3 x 16.4 cm; The J. Paul Getty Museum, Ms. Ludwig XV 4, fol. 117. www.getty.edu/art/collection/objects/4894/unknown-maker-c...