Как произведения искусства действуют на мозг

Dec 18, 2013 18:30

«Красота - это страшная сила!» повторяем мы уже не один век строчку из стихотворения Семена Надсона. Как красивое произведение искусства действует на мозг? В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи.



Иоганн Цоффани. Галерея Уффици, 1772-1777.
По клику на изображении - до формата 5803 x 4606
Как красивое произведение искусства действует на мозг? В медицине известен так называемый синдром Стендаля. Впервые его описал этот французский автор в 1817 году. Посетив один из музеев Флоренции, он был так потрясён красотой выставленных там произведений искусства, что чуть не потерял сознание.


2.


Келлская книга. Около 800 г. Фрагмент фронтисписа Евангелия от Марка.
По клику - лист манускрипта полностью (1175 x 1600). Фрагмент крупнее: 796 x 1120
Научное описание этого состояния, возникающего под впечатлением от необычайно красивых произведений живописи, скульптуры, архитектуры, иногда - от красоты природы, впервые дала итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1979 году. У человека, восхищённого красотой, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, может наступить помутнение сознания и даже обморок. Явление это не слишком частое, однако смотрителей флорентийских музеев теперь специально обучают приёмам первой помощи в таких случаях.

3.


Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского. Между 1412 и 1416 годами. Фрагмент миниатюры Январь.
По клику - лист манускрипта полностью. Данный фрагмент крупно, до 2346 x 2880
В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи. Так, недавно посетителей музея изящных искусств в швейцарском городе Санкт-Галлен обвешивали приборами, которые регистрировали путь посетителя по залам, время, проведённое около каждого экспоната, частоту пульса и влажность ладоней (когда человек волнуется, потоотделение усиливается). Вывод: великие произведения искусства вызывают приток эмоций, а они отражаются на физиологическом состоянии человека.

4.


Сандро Боттичелли. Благовещение. 1481. Фрагмент фрески.
По клику будет фреска целиком. Фрагмент крупно, до 2438 x 2302. Фреска полная в разрешении до 5305 x 2287
Дальше пошли испанские исследователи под руководством Камило Хосе Села-Конде. Они демонстрировали фотографии произведений искусства добровольцам, одновременно изучая распределение крови в их мозгу посредством функциональной магниторезонансной томографии (кровь приливает к тем участкам мозга, которые особенно активны в данный момент). Оказалось, что, хотя оценка красоты той или иной картины у мужчин и женщин в целом одинакова, приходят они к своему выводу с помощью разных нейронных цепей. У женщин красивая картина вызывает активность в обоих полушариях мозга, а у мужчин - только в правом.

5.


Винсент ван Гог. Цветущие ветки миндаля. 1890.
По клику файл 2000 x 1574. zoomКанадские физиологи определили, что, когда человек смотрит на произведение искусства, он приходит к выводу «не нравится» за две секунды, а к положительному отзыву - за четыре. Во втором случае особо возбуждается зрительная кора, словно мозг, как компьютерная программа обработки изображений, усиливает яркость, контрастность и цвета видимой картинки. Кроме того, в обоих полушариях особенно активизируется веретёновидная извилина височной доли головного мозга, которая служит для распознавания лиц. Если же произведение искусства не понравилось, быстро падает активность орбитальной префронтальной коры (эта часть мозга находится прямо над глазами), словно мозг решает: нечего тратить время и силы на рассмотрение того, что не понравилось. А британский невролог Семир Зеки показал, что вид картин Энгра, Сезанна, Рембрандта и Моне повышает на 10 процентов приток крови к мозговым центрам удовольствия.

Текст: Журнал «Наука и жизнь» №12, 2013: Красота - это страшная сила
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «American Scientist», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция).

Комментарии к изображениям:

Иллюстрации к статье подобраны мной.

1. Иоганн Цоффани (1733-1810). Галерея Уффици, 1772-1777. Королевская коллекция, Соединенное Королевство / Johann Zoffany (1733-1810). The Tribuna of the Uffizi, 1772-1777. The Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II. via

Публика 70-х годов 18 века осматривает произведения искусства, выставленные во Флоренции в Галерее Уффици. Все можно трогать.

2. Book of Kells. Dublin, Trinity College Library, MS A. I. (58), folio 130r. Фронтиспис Евангелия от Марка.

Знаменитейшая Келлская книга, также известная как "Книга Колумбы" / ирл. Leabhar Cheanannais / англ. Book of Kells - богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех дошедших до нас. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. С 1661 г. Книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Формат книги в настоящее время 330х250 мм. Первоначально страницы не были одного размера, но в 18 столетии их обрезали, приведя к одинаковому виду, при этом некоторые фрагменты изображений были потеряны.

Писатель XII столетия, Джеральд Уэлсский, в своей книге Topographia Hibernica, описывает виденное им в Килдаре великое Евангелие, описание которого соответствует Келлской книге:

«Эта книга содержит гармонию четырёх евангелистов в соответствии с Иеронимом, почти каждая страница в ней украшена по-разному, разными цветами. В ней ты можешь видеть лицо Господа, божественно нарисованное, здесь есть мистические символы Евангелистов, каждый с крыльями, с шестью, с четырьмя, с двумя; здесь орёл, там телец, здесь человек, а там лев, и великое множество других фигур. Посмотри на них поверхностным взглядом, и ты подумаешь, что это подчистки, а не узор. Прекраснейшее искусство рядом с тобой, но ты можешь не заметить его. Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это - работа ангела, а не человека.»

Джеральд говорит, что видел книгу в Килдаре, поэтому возможно, что он видел другую, ныне утерянную, книгу, равную по качеству исполнения Келлской книге, или, возможно, в данном свидетельстве он ошибся с местом нахождения этой книги.

О Келлской книге: Википедия, bibliotekar.ru, пост с репостом Евангелие из Келлса

3. Братья Лимбурги (жили предположительно между 1385 и 1416) «Великолепный часослов герцога Беррийского». Folio 1: январь, между 1412 и 1416, велень, 22,5х13,6 см. Musée Condé Ms.65, f.1v. Миниатюра атрибутируется Жану Лимбургу(?). via

Сюжет: Обмен подарками при дворе герцога Беррийского во время встречи Нового года. Он сидит во главе стола в синей одежде. В толпе гостей, предположительно, Лимбурги изобразили себя - двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом. В тимпане миниатюры изображены Козерог и Водолей. Это единственная иллюстрация из всего цикла, где действие происходит только в интерьере. По мнению Сен-Жана Бурдена, на миниатюре представлено не празднование наступления Нового года, а завершение переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 года.
-----
К вопросу о том как произведения искусства действуют на мозг. Подготовила пост, а потом обнаружила, что эту миниатюру уже использовала в старой ЖЖ записи. Здесь выбрано всего четыре красивых изображения на всю историю искусства, а в том посте было использовано только две картинки на весь огромный Часослов. Неужели именно эта миниатюра так врезалась в мой мозг? Или просто дело в том, что Folio 1?

4. Сандро Боттичелли (1444/45-1510). Благовещение. Фрагмент. Комната Девы Марии. Галерея Уффици / Sandro Botticelli Annonciation Fresque détachée 243x555 cm Florence, Galleria degli Uffizi, 1481, la chambre et la Vierge

Фреска написана Боттичелли для паперти монастыря Сан Мартино де ла Скала в 1481 году. В 1624 г. произведение получило серьезные повреждения, когда его переносили из лоджии в атриум церкви. В самом начале XVIII века уникальная фреска была закрашена. В 1920 г. фреску передали в галерею Уффици, где была проведена реставрация. Фреска состоит из 2 частей, каждая из которых весит 65 кг, ее размер 2,43x5,55 м.

5. Винсент ван Гог (1853-1890). Цветущие ветки миндаля /нидерл. Amandelbloesem, 1890. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам / Vincent van Gogh (1853-1890). Almond Blossom, 1890. Oil on Canvas, 73.5 х 92 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam

часослов, Возрождение, живопись, шедевр, Северное Возрождение, мозг

Previous post Next post
Up