Царский стол. Рафаэль Барберини о пире с Иваном Грозным

Jan 12, 2021 16:30


Царские трапезы в Москве XVI-XVII веков. В конце: лекция про царский стол



Пир в Грановитой палате. Иллюстрация из Книги о избрании на превысочайший престол великого государя царя Михаила Федоровича. Москва, Посольский приказ. 1672 г. Музеи Московского Кремля. Source

Жареный лебедь был главным блюдом в меню царских пиров в Москве XVI-XVII веков. Птиц специально разводили неподалеку от крепостных стен - на Лебяжьем пруду. Подавали лебедей под медовыми и шафранными соусами, с ломтями калачей. Зимой за государевым столом можно было вкусить самой разной дичи. На пирах угощали гусями и журавлями с гречневой кашей, кукушками в меду, тетеревами, рябчиками и куропатками с маринованными сливами и лимонами.

Пир Ивана Грозного

Итальянец Рафаэль Барберини рассказал в своем «Путешествии в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году» про пир с Иваном Грозным:

« Между тем свита за государем увеличивалась, потому что многих, кого встречал, особенно из военных, тоже приглашал откушать с ним, того утра, хлеба-соли. И таким образом прибыв на место, вошел он в церковь со всем своим народом, и простоял там, на ногах, целый час за обеднею; потом возвратился тем же порядком во дворец и, удалясь на некоторое время, вышел наконец переодетый, совершенно в другом костюме, также богатом, но без короны, а только в шапке на голове.

Вошел в большую залу, где кругом поставлены были столы, накрытые скатертями кое-как и в беспорядке, потому что столы эти, один был высокий, другой низкий, тот узкий, тот широкий, и самые скатерти тоже по ним. В зале находилась натопленная печь, по требованию времени года: это было в Ноябре месяце; а почти по самой средине залы стоял буфет, со множеством разной посуды, как то: больших серебряных вызолоченных и без позолоты чаш и чашечек, больших тазов весьма странного вида, больших и тяжелых кубков для питья, из которых одни были плоскодонные и глубокие, другие на ножках, а между ними множество и таких чаш, какие у нас в употреблении, работы немецкой; замечательнее всего были там два больших серебряных бочонка, с позолоченными обручами; они стояли по средине буфета. Вокруг же самой залы стояли низенькие скамейки со столиками, на подобие тех, какие вообще находятся по трактирам в Италии.

2.


Пир в Грановитой палате. Фрагмент иллюстрации из «Книги о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича», Москва, текст - 6 июля 1672 - апрель 1673 года; бумага - Франция, XVII век. © Музеи Московского Кремля. Source

Окинув глазами всю эту залу, государь пошел и сел в конце одного стола, на особом кресле; потом велел позвать послов, а подле него стоял его переводчик, который называл ему поименно входивших.

3.


Ковш царя Ивана IV Васильевича. Вторая половина XVI в. Россия, Москва (?). Вторая половина XVI в. Серебро. Чеканка, резьба, эмаль, золочение. Длина: 23,5 см (с ручкой); высота: 10,5 см (с ручкой). Принадлежал царю Ивану IV Васильевичу Грозному. Музеи Московского Кремля. Source

Тогда государь, называя каждого по имени, указывал им место, где угодно ему было, чтобы садились; таким образом сажал он одного за другим, упомянутых послов, вместе с их служителями за один стол, который находился по правую руку от него; потом приказал позвать и меня, потому что на этот раз не было там других иностранцев, и назвав меня, так же как и прочих, по имени, посадил меня за другой стол, который еще оставался незанятым, вместе с моим переводчиком и двумя служителями, которые были со мною, потому что таков там обычай; потом, за тот же самый стол, посадил он еще около двадцати немецких дворян, которые находятся ныне в службе у него, быв некогда его врагами; все они знатного рода и хорошего имени, взяты были в плен во время ливонской войны, и с тех пор не могут уже выехать из Московии; но им отпускается хорошее содержание, чтоб могли иметь у себя и слуг и лошадей, и таким образом, живут они там службою.

4.


Ковш. 1535. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро. Ковка, чеканка, резьба. Высота: 6,0 см (стенок); ширина: 28,5 см; высота: 21,0 см (с ручкой); длина: 41,0 см (с ручкой). Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому. Музеи Московского Кремля. Source

Потом государь подал знак боярам садиться за стол - и мигом были ими заняты, с шумом и в беспорядке, все остальные места за маленькими столиками да еще на другом конце того стола, за которым дотоле сидел сам государь один. А как в это время года день там не более шести часов, и тут уже была у нас совершенная ночь, то на столы поданы были сальные свечи в дурно вычищенных медных подсвечниках.

5.


Солонка. 1594-1595. Англия, Лондон. Автор: Монограммист: "АS". Серебро. Чеканка, литье, золочение, гравировка, пунцирование. Высота общая: 41,5 см. Музеи Московского Кремля. Source

Притом нигде на столах не было ни одной солонки с солью, но она тут же подавалась самому государю вместе с довольно хорошим, белым хлебом, нарезанным ломтями, который и уделял сам государь, подавая его своим приближенным для передачи всем прочим.

6.


Кубок с крышкой. Середина XVI в. Германия или Нидерланды. Стекло. Формовка. Высота сосуда: 28,0 см; диаметр чаши: 7,5 см; диаметр основания: 9,0 см. Происходит из захоронения царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного. Музеи Московского Кремля. Source

Тут происходила немалая суматоха, потому что по тамошнему обычаю, когда государь велит что-нибудь кому подавать, все тотчас встают, и эта церемония, - беспрестанно вставать и снова усаживаться, - продолжалась минут, по крайней мере, восемь, и во все это время никто не смел начинать есть.

Когда же кончилось это, всем нам, иностранцам, подан был большой и широкий кубок с вином от государя: поэтому снова надобно было вставать.

7.


Заздравные братины. Москва. 1645-1676 г. Серебро, сапфиры, изумруды, рубины, чеканка, чернь, эмаль, скань, золочение. Музеи Московского Кремля. Source

Потом, вошло человек двадцать прислуги; они несли огромные блюда с разными жаркими, как то: гусями, бараниной, говядиной и другими грубыми мясами; но, подошедши к государеву столу, все они снова поворотили назад и скрылись со всеми этими блюдами, не подавая никому; вскоре же потом они снова явились, и уже в большем числе, и несли, как прежние, так и другие мясные кушанья, но уже нарезанные кусками на блюдах; когда таким образом принесли и обнесли кругом, по всем столам, тут только начали мы, наконец, есть.

8.


Блюдо. 1561. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Золото. Ковка, чеканка, чернь. Диаметр: 42,3 см. Подарено царем Иваном IV Грозным его жене царице Марии Темрюковне в 1561 г. Музеи Московского Кремля. Source

Между тем прочие слуги беспрестанно суетились, ставя на столах большие и малые кубки с медом и другими напитками; по временам снова подавалось какое-нибудь мелкое блюдо; но без соблюдения малейшего порядка, которому блюду следовать прежде, второму или третьему.

9.


Ковш. Конец XVI в. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Золото. Чеканка, резьба, чернь. Высота: 6,5 см (с ручкой); длина: 18,5 см (с ручкой); ширина: 13,0 см; высота стенок: 3,0 см. Принадлежал царю Борису Годунову, впоследствии Никите Ивановичу Романову (племяннику патриарха Филарета). Музеи Московского Кремля. Source

Между тем, постоянно перед государем стоял его кравчий, с золотою чашей в руке, то с вином, то с другим питьем, и держал он эту чашу довольно высоко, ожидая, когда государю угодно будет напиться, и тогда, - что случалось весьма часто, - Государь подавал ему знак подносить; и всякий раз как подавалось ему питье, чтоб не оставаться в долгу, пил он обыкновенно за здоровье кого-нибудь из сидящих за столом, о чем тотчас же давал тому знать один из приближенных государевых дворян, и тот немедленно вставал со скамьи, а вслед за ним и все прочие, и поклонившись опять мы садились; а эта церемония так часто происходила, что от этих движений у меня, вместо того, чтоб досыта наесться, час от часу все еще усиливался аппетит.

10.


Чаша на ножке. 1557-1558. Англия, Лондон. Серебро. Чеканка, литье, золочение, гравировка, пунцирование. Высота общая: 15,7 см. Музеи Московского Кремля. Source

Государь, всякий раз, когда брал кубок из рук у кравчего, прежде чем начинал пить, три раза крестился. Таким образом, более трех битых часов сидели мы за столом, где мало пили, зато как нельзя больше происходило шуму за питьем; и вот уже не мало было из этих бояр, что допьяна напились.

11.


Кубок наутилус. 1592. Голландия, Роттердам. Серебро, раковина-наутилус, изумруды, альмандины, жемчуг. Чеканка, золочение, литье. Общая высота: 29 см. Музеи Московского Кремля. Source

Когда же пришли слуги для снимания кушаньев и скатертей со столов, тут опять, с немалым шумом и суматохой, все поднялись, вставая из-за стола. Государь все еще оставался на своем месте, и подозвал к себе послов, которым подавал, каждому своеручно, кубок вина; но они, будучи заранее предуведомлены о нравах и обычае страны, принимали из рук его кубок, держали свои шапки в руке и, обернувшись спиной к государю, отходили от него шагов за несколько, где, вдруг остановясь, снова оборачивались к нему лицом и преуниженно кланялись ему по-турецки; потом выпивали все до дна, либо отведывали только, как кому было угодно; потом отдавали кубок присутствующим, и не говоря ни слова, уходили.

12.


Кубок. XVI в. Германия. Стекло. Налеп, тиснение. Высота: 22,0 см. Происходит из захоронения царицы Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены царя Ивана IV Грозного. Музеи Московского Кремля. Source

Когда эти послы были таким образом отпущены, государь подозвал и меня, и так же, как и тем послам, подал мне своеручно кубок вина, и я, будучи тоже предуведомлен, как должно в таком случае поступить, придержался того же самого порядка, как видел, делали и послы.

13.


Кубок двойной (часть двойного). Мастер: Штиммель Кристоф. 1585. Польша, Вроцлав. Мастер: Штиммель Кристоф. Серебро. Золочение, чеканка, гравировка. Общая высота: 19,5 см; диаметр: 11,5 см. Музеи Московского Кремля. Source

Но тотчас же, после этого, как послам, так и мне, хмель сильно разобрал голову, так что, позабыв все приличие и скромность, бросились мы все, скорее в двери; с такою поспешностью не выбегали, быть может, из храма Божьего, даже книжники и Фарисеи, с какою мы выбежали оттуда.

14.


Стакан. 1645-1670. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро. Резьба. Высота: 12,5 см; диаметр: 11,7 см. Принадлежал царю Алексею Михайловичу и царевичу Алексею Алексеевичу. Музеи Московского Кремля. Source

Тут с трудом должны мы были проходить чрез покои, по причине толпы хмельных, теснившихся в беспорядке и впотьмах, пока наконец добрались до дворцового крыльца, от которого в шагах еще двадцати или более, ожидали нас с лошадьми слуги, там же обедавшие с нами; но когда мы спустились с крыльца, чтоб добраться до наших лошадей и уже ехать домой, мы должны были брести по грязи, которая была по колено, а ночь претемная, нигде ни огонька, так что довольно мы поизмучились, пока могли сесть на коней; а все это одно чванство со стороны Москвитян: они не хотят, чтоб кто-нибудь смел у дворца ехать верхом или слезать с лошади.

15.


Братина. 1654-1676. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля. Серебро, золото. Чеканка, золочение, резьба, чернь, эмаль. Высота: 8,8 см; диаметр отверстия: 11,3 см. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Музеи Московского Кремля. Source

Послы были отведены стражею в свои покои, под арест, а я отправился к себе. Я не хотел нарочно умолчать о том, что с нами происходило, чтоб можно было судить, по этому, об их варварском обхождении с иностранцами.»

[Перевод: Василий Игнатьевич Любич-Романович. Цитата по: «Восточная литература»: Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества, № 6. 1842.]

16.


Чарка. XVII в. Москва. Серебро, агат, драгоценные камни. Чеканка, скань, эмаль, золочение. Высота: 2,6 см; диаметр: 4,2 см; ширина: 5,8 см. Музеи Московского Кремля. Source

Рафаэль Барберини

Рафаэль Барберини /Raffaello Barberini (1532/39, Флоренция - 1582, Флоренция) - дядя папы римского Урбана VIII (1568-1644), занимавшего престол с 1623 по 1644 год.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о Рафаэле Барберини: «происходил из знатной римской фамилии, посетил Московию в 1564 году в качестве частного человека с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы к Ивану Васильевичу. Прибыл он в Москву из Антверпена через Амстердам, Вестфалию, Любек, Мекленбург, Померанию, Данциг, Кенигсберг, Ригу, Ревель, Нарву, Новгород, Торжок и Тверь. По желанию графа Нубарола и настоятельной просьбе кардинала Амелио он описал все, что видел и слышал в России. Его рукопись до сих пор хранится в Риме в Барберинской библиотеке, под следующим заглавием: «Relazione di Moscovia Scritta da Raffaello Barberino al conte di Nubarola, Anversa li 16 ottobre, 1565 г.». Точный список ее находится в числе рукописей музея гр. Румянцева. Путешествие Барберини изложено в виде письма к отцу и в подлиннике начинается словами: «Onorando Padre!». Издавалось оно и в XVI и в XVII ст. несколько раз на разных языках. На русском язяке оно появилось впервые в 1842 г. в переводе г. Любича-Романовича (см. «Сын Отеч.», 1842 г., №№ 6 и 7). Так как Барберини более всего интересовался состоянием нашей торговли, то у него особенно ценны известия о ней, о ценах, стоявших тогда на предметы вывоза и ввоза, количестве вывозимых предметов и т. д.» [Барберини (Рафаэль) //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. III (1891): Банки - Бергер, с. 47]

17.


Кубок из кокоса со съемной крышкой. Мастер: Кноблах Никель. XVI в. Силезия, Бригг. Мастер: Кноблах Никель. Серебро, кокос. Чеканка, пунцирование, золочение, резьба, литье, гравировка. Общая высота: 45,5 см; высота: 32,3 см (кубок); диаметр: 11,5 см (верхний край чаши); высота: 14,0 см (крышка); диаметр: 12,5 см (крышка). Музеи Московского Кремля. Source

Рафаэль Барберини, человек Возрождения, образованный, способный к математическим наукам, предприимчивый и энергией. Рафаэль много путешествовал ради торговых интересов крупной фирмы Барберини в Анконе. Он ездил на Восток, посетил Грецию и в 1564 г. был в Нидерландах. Соблазненный примером англичан, выхлопотавших у Ивана Грозного привилегию на право торговли в Московии, Рафаэль Барберини также решился отправиться в Москву для той же цели. В семье Барберини сохранилось воспоминание о благосклонном приеме, оказанном ему Иваном Грозным, но благоприятных коммерческих последствий поездка его все же, кажется, не имела. Весть о благополучном возвращении Барберини из Москвы в Италию достигла, между прочим, библиотекаря папы Пия IV Медичи - кардинала Амуле; последний через посредство графа Нугаролы попросил у него описание его путешествия по Московии. [На основании текста Алексеева М. П. про Рафаэля Барберини из публикации 1932 года; издание: Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей, XIII-XVII вв. Новосибирск. Сибирское отделение Российской академии наук. 2006 // Сайт «Восточная литература»]

Рафаэль Барберини на сайте «Восточная литература»:
Путешествие в Московию:
Публикация 1827 г.: Отрывок из путешествия Рафаила Барберини в Московской земле, 1565 года // Вестник Европы, Часть 153. № 8. 1827
Публикация 1842 г. Часть 1. Часть 2: Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества, № 6. 1842
Письмо к брату
Публикация 1932 г. Предисловие к изданию 1932 г. Предисловие к изданию 1941 г. Введение. Часть 1. Введение. Часть 2. Текст

Лекция «Царский стол»

18.

image Click to view


Музеи Московского Кремля. Source

Лекция «Царский стол. Парадные обеды и повседневный стол русских царей в XVI - XVII в.» Музеи Московского Кремля, 08.10.2019. Лектор: Уварова Юлия Николаевна.

Традиции парадного царского застолья. Торжественные обеды при дворе русских царей. В каких одеждах государи сидели на пирах, что подавали к столу в праздничные и постные дни, какие хмельные напитки любили пить в старину на Руси. Обязанности «столовых» чинов - стольников и чашников, которые «вина наряжали» и «в столы сказывали». Разнообразие серебряной и золотой старинной утвари, создававшейся в мастерских Московского Кремля.

Лекция «Царский стол. Парадные обеды и повседневный стол русских царей в XVI - XVII в.», 08 октября 2019 - первая из цикла «Застолье как искусство: традиции парадного стола, сервировка и этикет в России в XVII-XX в.», прочитанного в лектории Музеев Московского Кремля в сезоне 2019-2020.

По теме царских трапез Музеями Московского Кремля выпущена подростковая книга: Рощина Н.В. Царский пир, Москва, 2011.

Подписаться:
YouTube-канал Лекции. Искусство. История. Идеи - архив лекций по искусству и истории
https://www.instagram.com/_gorbutovich/
https://www.facebook.com/gorbutovich
https://t.me/arslongavita
https://gorbutovich.livejournal.com

В моем Instagram: демоверсия данной публикации

17 век, Возрождение, лекция, быт, Россия, Москва, еда, 16 век, дипломатия, видео, вино

Previous post Next post
Up