Из «Страдающего Средневековья»
Никколо ди Томмазо. 1373-1375. Бригитта Шведская и ее видение Рождества / Niccolò Di Tommaso. St Bridget and the Vision of the Nativity. After 1372. Tempera on wood. 44 cm x 54 cm. Pinacoteca Vaticana.
via " В XIV в. св. Бригитта Шведская в своих «Откровениях» подробно описала, как божественный Младенец появился на свет, без боли и какой-либо нечистоты:
«Затем я оказалась у яслей Господа нашего в Вифлееме и узрела Деву удивительной красоты, завернутую в белый плащ и одетую в тонкую тунику, через которую видно было ее девственное тело. С ней был старик большой честности, и с ними были вол и осел. Животные вошли в пещеру, мужчина привязал их к яслям, а сам вышел, принес Деве зажженную свечу и ушел, чтобы не присутствовать при рождении ребенка. Затем Дева сняла с ног туфли, сняла плащ, в который была завернута, сняла с головы платок и положила рядом с собой. Она осталась только в своей тунике, а ее прекрасные золотые волосы свободно падали ей на плечи. [...]
2.
Niccolò di Tommaso, Italian (active Florence, Naples, and Pistoia), c. 1346 - 1376). Triptych. C. 1375-1376. Saint Bridget's Vision of the Nativity [center]; Virgin and Child [base]; Annunciate Angel and Saints Anthony Abbot, Catherine of Alexandria, Nicholas of Bari, and James Major [left wing]; Virgin Annunciate and the Crucifixion [right wing]. Made in Florence, Italy. Tempera and tooled gold on panel with vertical grain. 63.5 × 51.9 cm. Left wing 53.5 x 12.7 cm. Right wing 53.5 x 12.9 cm. Accession Number: Cat. 120. Philadelphia Museum of Art.
Source Когда все было приготовлено, Дева встала на колени и с величайшим почтением стала молиться. Спина ее была повернута к яслям, лицо поднято к небу и направлено на Восток. [...] И пока она стояла таким образом в молитве, я увидела, как Младенец шевельнулся в ее утробе. Внезапно и в одно мгновение она родила своего собственного Сына, от которого исходил такой несказанный свет и великолепие, что солнечный свет был несравним с ними [...] Такими внезапными и мгновенными были эти роды, что я не смогла ни понять, ни различить, как же они произошли. Вдруг, совершенно неожиданно, я увидела Младенца Христа лежащим на земле, обнаженным и сияющим. Его тело было не запятнано грязью или любой другой нечистотой. [...] И никаким образом Дева не изменилась из-за родов, цвет ее лица остался тем же самым, а сила не убавилась».
Бригитта Шведская. Откровения, 1340-е гг. (Перевод Д. Д. Харман). "
3.
Никколо ди Томмазо. Около 1375. Рождество. Видение Бригитты Шведской. Фрагмент. Cat. 120. Philadelphia Museum of Art.
Source " В центральной части триптиха художник изобразил не только видение, явленное св. Бригитте Шведской, но и саму святую (в правом нижнем углу). На момент написания этого Рождества она еще не была канонизирован, и потому вокруг во головы не сплошной золотой нимб, а лучи, как у блаженной. Рядом с Богоматерью аккуратно разложены снятые туфли, плащ и платок, как и указывается в видении. "
[Из книги
Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Зотов Сергей Олегович, Майзульс Михаил Романович, Харман Дильшат Догановна. - Москва: Издательство АСТ, 2018, 2019.
Первое издание: стр. 210, 212; второе, подарочное издание: стр. 206, 208.]
Из картинок - в книге есть фрагмент центральной панели из Филадельфии - то, что здесь илл. 3.
Ранее:
https://gorbutovich.livejournal.com/tag/Рождество