Леонардо в Париже, во Флоренции и в Саудовской Аравии

Oct 21, 2019 19:40

Леонардо да Винчи (1452-1519) умер полтысячелетия назад, а страсти вокруг него всё кипят и кипят. Практически каждый год всплывает по «новому» «леонардо»; нескончаемый клубок скандалов и вопросов вокруг «Спасителя мира»; La Bella Principessa - Леонардо или нет; давний спор эрмитажная «Мадонна Литта» - Леонардо или мастерская; и т.д, и т.д. К примеру, англоязычная The Art Newspaper пишет про 14-16 живописных произведений полностью или преимущественно приписываемых кисти Леонардо, а в The Art Newspaper Russia в аналогичной статье за подписью того же автора Alison Cole /Элисон Коул говорится, что «большинство экспертов в мире сходятся на 15-17». Разница в единицу - без сомнения петербургская «Мадонна Литта».



Прекрасная Ферроньера. Фрагмент / "La belle Ferronnière", 1495-1499. © Musée du Louvre, dist. RMN - Grand Palais / Angèle Dequier

В данной записи были заблокированы изображения - примерно половина. Это тоже страсти вокруг Леонардо! Помимо фотографий с еще неоткрытой в Лувре выставки, что можно понять, блокировке подверглись Святой Иероним из Ватиканской пинакотеки, Скапильята из Национальной галереи Пармы и рисунок из Будапешта, что понять сложнее. Ссылки, по которым можно посмотреть заблокированные фотографии экспозиции - в конце поста. Запись отредактирована 21.10.2019, 22:00: фотографии экспозиции заменены изображениями работ Леонардо, которые будут на выставке и проч.; а заблокированные репродукции произведений восстановлены при помощи файлов с официальных сайтов музеев.

В числе последних новостей о страстях: во Флоренции на прошлой неделе (вроде бы 17 октября) состоялось первое заседание суда о правах собственности на раннюю версию «Джоконды». Следующие слушания по делу назначены на март 2020 года. [1] Организация «Фонд Моны Лизы» /The Mona Lisa Foundation с 2012 года пытается доказать миру, что это произведение не копия, а работа самого Леонардо: что их «Мона Лиза» - первая ранняя версия картины, написанная Леонардо в 1503 году, а Мона Лиза из Лувра - второй вариант, законченный в 1519. Данная копия известна как «Айзелуортская Мона Лиза», обнаружена была в 1913 года в одной из усадеб английского городка Сомерсет. Пока Леонардо долгие годы доводил до совершенства Мону Лизу, его последователи и ученики писали с нее копии. Копии писались и с других картин. Возможно, учитель иногда в чем-то помогал ученикам. «Айзелуортская Мона Лиза» входит в число самых удачных копий. The Mona Lisa Foundation показывал свою Мону Лизу во Флоренции с 10 июня по 30 июля 2019 на выставке «Earlier Mona Lisa» в Palazzo Bastogi на via Cavour, 18. В презентации выставки приняли участие потомки Моны Лизы - флорентийской дворянки Лизы Герардини - Наталья и Ирина Строцци Гиччардини /le principesse Natalia e Irina Strozzi Guicciardini. Вход на выставку был свободным.

Настоящая борьба шла весь 2019 год и до последнего продолжается за получение работ Леонардо на многочисленные выставки по всему миру к 500-летию его кончины. Выставка в Лувре откроется 24 октября, а переговоры всё ещё не закончены.

Леонардо

Обстановка рядом с Леонардо регулярно накалялась и при жизни. В том числе, когда приходилось пересекаться во Флоренции с одним молодым, талантливым и наглым типом, выказывавшим к уважаемому художнику «превеликое презрение».


2.


«Айзелуортская Мона Лиза» / Earlier Mona Lisa. Source: Telegraph.co.uk

Эпизод из флорентийской ренессансной жизни. В Италии мне иногда кажется, что почтенные синьоры до сих пор, стоя в группках, обсуждают непонятные места из Данте.

Дело происходит около церкви Санта Тринита. «Однажды Леонардо прогуливался вместе с другом по одной из площадей в центре Флоренции, облаченный в одну из своих любимых розовых мантий. Там стояла группка людей, которые обсуждали какое-то темное место из Данте, и вот они спросили у Леонардо, что, по его мнению, значат эти строки. Случилось так, что мимо как раз проходил Микеланджело, и Леонардо, кивнув в его сторону, предположил, что тот наверняка все объяснит. Микеланджело мгновенно обиделся, решив, будто Леонардо над ним насмехается. “Объясняй сам, - сердито сказал он, - раз ты сделал модель коня, чтобы отлить его в бронзе, ничего не сумел закончить делать и в таком положении позорно бросил работу”.» [2] «Сказав это, - прибавляет рассказчик, - он повернулся и ушел, а Леонардо остался стоять, весь красный от его слов». [3]

«В другой раз, повстречав Леонардо, Микеланджело снова заговорил о неудаче с конным памятником герцогу Сфорца и с издевкой спросил: “Значит, эти болваны [caponi] миланцы в самом деле поверили, что ты справишься?”» [4] Этот рассказ передает Anonimo Gaddiano.

К 1500 году, когда оба художника вернулись во Флоренцию, Микеланджело было 23 года, а Леонардо - 48 лет.

3.


Image: Louvre

«До нас дошли три обстоятельных очерка жизни Леонардо, написанные практически его современниками. Живописец Джорджо Вазари, родившийся в 1511 году (за 8 лет до смерти Леонардо), написал в 1550 году первую в истории настоящую искусствоведческую книгу - “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, а в 1568 году выпустил расширенный вариант этого сочинения, где исправил допущенные ошибки, взяв за основу позднейшие беседы с людьми, знавшими Леонардо лично, в том числе с Франческо Мельци.

Будучи пламенным патриотом Флоренции, Вазари осыпал Леонардо и особенно Микеланджело всяческими похвалами, утверждая, что именно они положили начало явлению, которое он назвал - впервые в печати - “возрождением” в искусстве [примечание автора: Вазари заявлял, что главной темой его книги является “взлет искусств до совершенства {в эпоху Древнего Рима}, их упадок и последующее восстановление или, скорее, возрождение”.]. Как говорил Гекльберри Финн про Марка Твена, кое-что Вазари присочинил, но в общем, не так уж наврал. Конечно, к правде у него примешались сплетни, украшения, домыслы и непреднамеренные ошибки. Главная трудность заключается в том, чтобы понять, к какой именно категории относятся те или иные из рассказанных им ярких анекдотов - например, о том, что Верроккьо, учитель Леонардо, будто бы навсегда забросил кисть, когда увидел работу ученика.

4.


Image: Louvre

В анонимном манускрипте, написанном в 1540-е годы и известном как Anonimo Gaddiano (в честь семьи Гадди, которой одно время принадлежала рукопись), имеются сочные подробно-сти о жизни Леонардо и других флорентийцев. Опять-таки, некоторые утверждения - например, о том, что Леонардо жил и работал при Лоренцо Медичи, - возможно, приукрашивали действительность, однако есть там и яркие подробности, в которые так и хочется поверить: например, что Леонардо любил щеголять в розовых плащах, доходивших ему лишь до колена, тогда как другие носили более длинную одежду [Anonimo Gaddiano].

5.


Image: Louvre

Третьим из ранних источников является Джан Паоло Ломаццо - художник, сделавшийся писателем после того, как его поразила слепота. Примерно в 1560 году он написал сочинение, так и оставшееся ненапечатанным, - “Сновидения и рассуждения”, а позже, в 1584 году, опубликовал пространный трактат об искусстве. Когда-то он сам учился у художника, знавшего Леонардо, а еще ему довелось побеседовать с учеником Леонардо Мельци, поэтому кое-какие истории попали к нему из первых рук. У Ломаццо, в частности, можно почерпнуть кое-какие откровения о сексуальных наклонностях Леонардо. Кроме того, дошли до нас и более короткие биографические очерки - они сохранились среди сочинений двух современников Леонардо - флорентийского купца Антонио Билли и итальянского врача и историка Паоло Джовио.

6.


Леонардо да Винчи. «Эскиз женских рук». Фото- Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019. Source

Во многих ранних биографиях говорится о внешности и чертах характера Леонардо. Его описывали как человека, наделенного необыкновенной красотой и изяществом. Он носил длинные золотистые кудри, имел крепкое телосложение, был очень силен, держался с большим достоинством и в ярких одеждах разгуливал пешком или разъезжал верхом по городу. “Леонардо, красивый и приятный лицом, был хорошо сложен и изящен”, - сообщалось в Anonimo. К тому же он был обаятельным собеседником и очень любил природу. Он прославился тем, что деликатно и ласково обходился и с людьми, и с животными.

7.


"La belle Ferronnière", 1495-1499 © Musée du Louvre, dist. RMN - Grand Palais / Angèle Dequier

Касаясь других сторон его жизни, авторы уже не столь согласны между собой.»

[Цитата из Уолтера Айзексона / Walter Isaacson, автора биографии Leonardo Da Vinci, изданной на английском языке в 2017 и в том же году вышедшей в русском переводе] [4]

8.


"La belle Ferronnière", 1495-1499. © Musée du Louvre, dist. RMN - Grand Palais / Angèle Dequier. Image: Louvre

Выставка в Лувре

Главная выставка юбилейного года Леонардо - в Лувре. Она начинает работу 24 октября 2019 и продлится до 24 февраля 2020 года.

СМИ в ожидании выставки в основном фокусировались на том, будет ли «Сальватор Мунди» включен в экспозицию, но реальное главное содержание выставки - это представление результатов исследования итальянских литературных источников, проведенное Луи Франком /Louis Frank из отдела графики и рисунка, сокуратором и филологом. Изыскания, как уверен их автор, пролили новый свет на жизнь художника.

9.


Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа). 1478-1480 гг. Холст (переведена с дерева), масло. 49,5 x 33 см. Поступила в 1914 г. Приобретена из собрания М.А. Бенуа. Государственный Эрмитаж. Source

Живопись Леонардо на выставке

Из Эрмитажа в Лувр прибыла «Мадонна Бенуа». Ее предоставление оставалось под вопросом до последнего момента. До Парижа юношеская работа Леонардо побывала в Италии, где предыдущий раз была 35 лет назад - на выставке «Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». Из собрания Государственного Эрмитажа», которая проходила во Флоренции в Уффици в 1984 году. «Мадонну Бенуа» в Италии показывали в Городской Пинакотеке Бруно Молайоли, г. Фабриано с 31 мая по 30 июня 2019 и в Национальной галерее Умбрии, Перуджа с 4 июля по 4 августа 2019. Теперь - Лувр.

10.


Леонардо. Святой Иероним. Около 1480-1482. Дерево, масло, темпера. 102,8 х 73,5 см. Ватиканская пинакотека / Leonardo da Vinci, (Vinci 1452 - Amboise 1519). S. Girolamo, 1482 ca. Olio su tavola, cm 103 x 74. Inv. 40337. Musei Vaticani. Source

В Лувре будут показывать «Портрет музыканта» из Пинакотеки Амброзиана, Милан; «Святого Иеронима» из Ватиканской пинакотеки; «Скапильяту» из Национальной галереи Пармы.

И пять картин Леонардо из собрания Лувра. Итого девять живописных произведений мастера.

11.


Leonardo da Vinci. Head of a Woman (La Scapigliata). 1500-1505. Oil, earth, and white lead pigments on poplar. 24.6 × 21 cm. Galleria Nazionale di Parma. Source

«У нас [в коллекции] пять картин, - рассказывает сокуратор выставки Венсан Дельевен из отдела живописи Лувра, - в экспозицию вошли четыре из них: „Мадонна в скалах“, „Прекрасная Ферроньера“, „Иоанн Креститель“ и „Святая Анна с Марией и младенцем Христом“, а „Мона Лиза“ осталась в том же зале, где висит за пуленепробиваемым стеклом». Зато каждому посетителю выдадут шлемы с очками, предоставив тем самым редкую возможность при помощи VR-технологий вплотную приблизиться к шедевру и увидеть во всех деталях то, что скрыто за стеклом.

12.


The head of Leda (around 1505-08), a study for Leonardo’s missing Leda and the Swan, is one of 23 works to be lent to the Louvre show by the Royal Collection. Royal Collection Trust, © Her Majesty Queen Elizabeth II 2019. Source

Графика

На выставке представлен большой объем графических работ: 22 собственных рисунка Лувра и около 120 листов Леонардо и связанных мастеров с ним из европейских и американских музеев и коллекций.

13.


Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Лувр. Фотография: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Rene-Gabriel Ojeda. Source. Другая репродукция - тоже картинка самого Лувра.

Особая ценность - картон для картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» из Лондонской Национальной галереи, известный как картон из Берлингтон-хауса. Картон и картина выставлялись вместе в 2012 году там же - в Лувре на выставке по случаю завершения двенадцатилетней реставрации картины «Святая Анна». На той выставке впервые после кончины Леонардо были сведены вместе сама картина и «Картон из Берлингтон-хауса», а также другие наброски композиции, подготовительные рисунки и копии, сделанные учениками Леонардо и другими художниками.

Прошло 7 лет и редкая возможность вернулась. «По иронии судьбы в самый разгар выхода Британии из Европейского союза именно она стала для нас важнейшим внешним источником произведений Леонардо», - рассказывает Дельевен. Посетители выставки получат уникальный шанс сравнить в одном пространстве крупноформатный картон «Мадонна с Младенцем со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи в Лондоне с луврской «Святой Анной» в сопровождении подробного анализа эволюции образов и особенностей трактовки этой темы у Леонардо.

14.


Леонардо да Винчи. «Пучки цветов». Фото- Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019

Настоящий бой, в котором Франция одержала победу, шел за «Витрувианского человека». Определенные силы в Италии пыталась запретить вывозить его во Францию, но в последний момент - 16 октября - итальянский суд все-таки дал зеленый свет на вывоз. Культовый рисунок будет показан в Лувре в течение восьми недель до 14 декабря 2019. В обмен на «Витрувианского человека» Франция предоставит Италии две картины Рафаэля для выставки в 2020, посвященной 500-летию его смерти. Итальянские СМИ сообщили, что рисунок застрахован как минимум на один миллиард евро.

15.


Leonardo Da Vinci’s “Vitruvian Man” on display at the Accademia Gallery in Venice in 2013. A bid to block the Accademia from loaning the drawing to the Louvre in Paris failed on Wednesday. Gabriel Bouys/Agence France-Presse Getty Images. Source

Спаситель мира

Главная интрига выставки - Сальватор Мунди. Многие искусствоведы надеялись, что «Спасителя мира» на выставке в Лувре не будет потому что специалисты Лувра одумались - признали бы, что не Леонардо. Но, нет, не одумались. Не будет его по причине, что принц не дает. В июне 2019 года стало известно, что картина хранится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда.

Теоретически «Спаситель мира» всё еще может появиться, но никаких признаков этого на предварительном пресс-показе выставки, состоявшемся 18 октября, не было.

«Мы все еще хотим, чтобы это произошло, и это все еще возможно», - сказал прессе Vincent Delieuvin из департамента живописи Лувра и один из кураторов выставки. Одновременно, он признает, что не смог увидеть саму картину с тех пор, как ее продажа на Christie's в 2017 году принесла ей известность далеко за пределами мира искусства.

16.


Леонардо да Винчи. «Портрет Изабеллы д‘Эсте». Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Michel Urtado. Source

«Мы подождем и посмотрим, позволит ли владелец», - говорит Delieuvin.

Лувр все еще ведет активные переговоры с агентом по поводу его появления. Кураторы открыты для реорганизации развески, чтобы разместить работу, даже если согласовать прибытие удастся после публичного открытия выставки.

Куратор отказался участвовать в дебатах по поводу подлинности Спасителя, заявив, что он мог бы сделать это, только если бы картина была на выставке. И добавил: «На этикетке вы узнаете, что мы думаем о картине».

17.


Léonard de Vinci, "La Joconde, portrait de Mona Lisa" © RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Michel Urtado. Image: Louvre

«Насколько известно The Art Newspaper на момент написания статьи, картину все-таки включили в каталог выставки точно, с подтвержденной атрибуцией Леонардо и датировкой, относящейся к тому же времени, что и «Святая Анна» и утраченная фреска «Битва при Ангиари».» [The Art Newspaper Russia, 21.10.2019]

В любом случае, став самым дорогим в мировой истории произведением искусства, Salvator Mundi стал частью истории Леонардо да Винчи, вне зависимости его ли это работа или не его.

18.


«Спаситель мира» из бывшей коллекции маркиза де Гане, сейчас собственность Епархиального музея, Неаполь. Так работа выглядела во время выставки в Неаполе Leonardo a Donnaregina - I Salvator Mundi per Napoli, 12 января - 1 мая 2017. К выставке в Лувре ее, без сомнения, отреставрировали. Source

Впрочем, Salvator Mundi на выставке в Лувре есть. Это версия «Спасителя мира» из бывшей коллекции маркиза де Гане. Сейчас она принадлежит Епархиальному музею, Неаполь /Museo diocesano, Napoli.

19.


Léonard de Vinci, le Saint Jean Baptiste. © RMN - Grand Palais (Musée du Louvre) / Hervé Lewandowski. Image: Louvre

«Хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе.» [Вазари] [6]

Темы выставки в Лувре

« Выставка разделена на четыре темы, посвященные ключевым этапам в творчестве Леонардо. Чтобы подвести под нее четкую хронологическую базу, Франк [сокуратор выставки Луи Франк /Louis Frank из отдела графики и рисунка] на протяжении десятилетия исследовал архивные материалы, в результате чего ему удалось отсеять целый ряд вымыслов, сформировавших наши сегодняшние представления о жизни и творческом методе художника. На основе этих исследований куратор подготовил к выставке новый перевод жизнеописания Леонардо, составленного Джорджо Вазари в середине XVI века, с вводной статьей и комментариями.

20.


Голова солдата. Этюд. 1503-1504. Сангина. 227 х 186 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт. [Атрибуция по Tashen, 2011] / Leonardo da Vinci (Vinci, 1452 - Amboise, 1519). Date: ca. 1504-1505. Medium: red chalk on very pale pink prepared paper. 226 × 186 mm. Szépművészeti Múzeum. Source

«Мы прошли долгий путь, ориентируясь на знаточество, которое последние 120 лет носит личный, субъективный характер, - говорит Дельевен. - Оно очень помогло нам при составлении каталога произведений, но сегодня нужно двигаться дальше, нужно способствовать разработке более объективных, научно обоснованных методов атрибуции. Мы пытаемся показать экспертам и широкой публике необходимость еще раз вернуться к тому, что имеем».

Новые данные, полученные к выставке, также основаны на изучении самих произведений Леонардо с привлечением новейших технологий, например инфракрасного анализа пигментов и их химического состава в красочных слоях на каждом этапе работы художника. В экспозицию вошли инфракрасные изображения картин Леонардо, включая те, которых нет на выставке. Узнать больше об исследованиях можно будет в рамках приуроченной к выставке большой образовательной программы. При этом специалисты работали не только с оригиналами, но и с копиями картин Леонардо, чтобы распознать, где его рука, а где его помощников или учеников.

21.


Леонардо (или Доменико Гирландайо?). Драпировка на сидящей фигуре. Этюд. Ок. 1475-1480(?). Холст, кисть, серо-коричневая темпера, пробелка. 265 х 253 мм. Зал рисунков, Лувр, Париж [Атрибуция по Tashen, 2011] / Леонардо да Винчи. «Эскиз драпировок». © RMN-Grand Palais (musée du Louvre) /Michel Urtado. Image. По клику другой вариант репродукции

Первый раздел выставки посвящен свету, тени и рельефу у Леонардо. Один из ключевых здесь экспонатов - монументальная скульптурная группа «Неверие святого Фомы» из флорентийского Музея Барджелло, выполненная между 1467 и 1483 годами, когда молодой Леонардо изучал ремесло скульптора в мастерской Верроккьо. Шесть представленных здесь набросков драпировок Леонардо из коллекции Лувра напрямую отсылают к этой скульптуре с ее игрой света на бронзовой поверхности. Скульптуры представлены во всех разделах, в том числе и большие медальоны Леонардо с подробным описанием его техники работы с рельефом.

Второй раздел исследует технику мастера. В конце 1470-х, когда, по убеждению Дельевена, произошли изменения в стиле Леонардо, он перестал придавать анатомии первостепенное значение. Его стали интересовать движение, жизненность, даже если требовалось пожертвовать анатомической точностью. О том, какой свободы он достиг в эскизах и как много времени ему нужно было для создания самой картины, свидетельствуют, например, великолепный набросок «Мадонна с кошкой» из Британского музея и «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа. К этому времени кураторы также относят «Святого Иеронима» из Музеев Ватикана, луврскую «Мадонну в скалах» и некоторые из миланских портретов.

22.


Frontispiece to Giorgio Vasari’s Life of Leonardo da Vinci, from a 1791 edition of Vasari’s Lives. © Royal Academy of Arts. Source

К концу же этого периода Леонардо начинает искать более глубокую научную базу для своего искусства. Научным изысканиям художника Лувр посвятил третью часть экспозиции, собрав здесь 14 манускриптов из Института Франции, страницы из Атлантического кодекса и Кодекса Арундела из Британской библиотеки. Однако и здесь кураторы стремятся показать, что наука для Леонардо никогда не была самоцелью. По словам Дельевена, подход художника к науке «оригинален и уникален» тем, что «в его голове всегда была живопись, ему нужно было только понять, как все функционирует».

В четвертый раздел, названный «Жизнью», включена копия «Тайной вечери», выполненная в 1506 году Марко д’Оджоно и считающаяся самой близкой к оригиналу. Миф о том, что Леонардо создал так мало произведений из-за того, что постоянно отвлекался на новые замыслы, тоже не выдерживает критики, считают кураторы. На самом деле для него «исполнение всегда было важнее замысла».

23.


Постер выставки Leonardo da Vinci from October 24, 2019 to February 24, 2020. Musée du Louvre

Именно благодаря тому, что Леонардо тратил так много времени на совершенствование своих картин, работая над придающим им таинственности сфумато, его произведения настолько загадочны, но и полны жизни. В качестве примера здесь представлены подготовительные рисунки к «Тайной вечере» из Виндзора, «Портрет Изабеллы д’Эсте», инфракрасные снимки «Моны Лизы», связывающие картину с рисунком, «Леда» (выставленная рядом с античной скульптурой, чтобы показать, как глубоко мастер переосмыслил ее образ) и «Иоанн Креститель». В конечном итоге, заключают кураторы, «причина того, что у Леонардо так мало произведений, кроется в методике его работы над ними». »

[The Art Newspaper Russia, 21.10.2019]

Юбилей Леонардо в Мекке

24.


Копия «Портрета музыканта» из Пинакотеки Амброзиана, Милан. Выставка Леонардо в Джидде, Саудовская Аравия / Jeddah. Complesso della Pilotta, Parma. Parma-Jeddah. Source

В то время как Париж чествует Леонардо, в Саудовской Аравии происходит аналогичный процесс.

25.


Выставка Леонардо в Джидде, Саудовская Аравия / Jeddah. Complesso della Pilotta, Parma. Source

В Джидде (Джедде) /Jeddah /جدة‎, втором по величине городом в Саудовской Аравии, «экономической столице», крупнейшем городе в административном округе Мекка, открылась выставка, состоящая из цифровых копий работ Леонардо самой высокой технологической и научной ценности.

26.


Выставка Леонардо в Джидде, Саудовская Аравия / Jeddah. Source

Джидда - портовый город в Саудовской Аравии на побережье Красного моря. Это не только современный экономический центр, но и место, где собираются паломники, отправляющиеся в священные города Мекку и Медину.

27.


Выставка Леонардо в Джидде, Саудовская Аравия / Jeddah. Source

Впервые в Саудовской Аравии западное искусство является главным героем выставки, посвященной 500-летию со дня смерти одного из его величайших деятелей западной цивилизации.

28.


E mentre Parigi festeggia Leonardo, la Pilotta lo fa anche a Jeddah, in Arabia Saudita, con una mostra fatta di repliche digitali di altissimo valore tecnologico e scientifico. Per la prima volta in quel paese l’arte occidentale è protagonista con una mostra sul cinquecentenario della morte di uno dei suoi più grandi geni. Parma-Jeddah, dunque a ricordare anche le non poche radici arabo islamiche del rinascimento italiano. Complesso della Pilotta

По случаю выставки в Джидде итальянские специалисты вспомнили немало арабских и исламских корней итальянского Ренессанса.

29.


Jeddah. Source

30.


Jeddah. Source

31.


Jeddah. Source

32.


Jeddah. Source

33.


Jeddah. Source

34.


Jeddah. Фотография: Complesso della Pilotta, Source

Источники:

[1] Айзелуортская Мона Лиза. Про суд см.: telegraph.co.uk, bbc.com, bbc.com/russian.
[2] и [4] Айзексон У. Леонардо да Винчи / У. Айзексон - «Corpus (АСТ)», 2017. - Стр. 368. Прямая речь цитируется по книге А. Дживелегова “Микеланджело”. Этот рассказ передает Anonimo Gaddiano. См. также Notebooks /Irma Richter, 356; Nicholl, 376, 380.
[3] Алексей Карпович Дживелегов. Микеланджело. Серия "Жизнь замечательных людей", No 137. - Москва, "Молодая гвардия", 1938 / Глава Микельанджело и Леонардо. "Мадонна Дони".
[5] Айзексон У. Леонардо да Винчи / У. Айзексон - «Corpus (АСТ)», 2017. - Стр. 32-33.
[6] Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора / Джиорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского. Том III. - М.: Искусство, 1970

Некоторые статьи по выставке в Лувре:
Leonardo review: Salvator Mundi hovers in the wings, but Louvre show is still magnificent without it. Alison Cole. The Art Newspaper, 18.10.2019
Louvre Leonardo show: forget Salvator Mundi, focus on Vasari. The Art Newspaper, 15.10.2019
Salvator Mundi absent from major Leonardo show but Louvre still hope world's most expensive painting will turn up. The Telegraph, 18.10.2019
Despite Brexit, Britain is biggest lender to Louvre’s Leonardo blockbuster show. The Art Newspaper, 25.09.2019
Леонардо в Лувре - хорошо изученное старое. Элисон Коул. № 77, октябрь 2019. The Art Newspaper Russia, 21.10.2019

Сайт Лувра: https://www.louvre.fr/en/expositions/leonardo-da-vinci

Фотографии экспозиции выставки в Лувре:
Фотографии с пресс-показа:
Соцсети The Art Newspaper, 18.10.2019: https://www.facebook.com/theartnewspaper/posts/10157680675894886 (то же самое, на зарезанное под формат IG: https://www.instagram.com/p/B3w5ffsnDfy/)
Статья, в ней всего три фотографии из тех, что в соцсетях: Leonardo review: Salvator Mundi hovers in the wings, but Louvre show is still magnificent without it. Alison Cole. The Art Newspaper, 18.10.2019
Монтаж Скапильяты: Complesso della Pilotta, Parma: https://www.facebook.com/PilottaParma/posts/2603609129727996 / Eccola la nostra Scapigliata, ambasciatrice di Parma alla mostra del Louvre su Leonardo Da Vinci per il cinquecentenario della morte. E soprattutto messa in discreto confronto con la Sant’Anna, cui alcuni studiosi l’hanno voluta accostare per la similitudine del volto. Un’occasione unica per la comprensione e la piena valutazione del nostro capolavoro.

Возрождение, Леонардо, 15 век, Италия, Франция, Флоренция, 21 век, выставки, Париж, 16 век

Previous post Next post
Up