19 сентября 2019 в Москве начинается курс лекций, который я всесторонне рекомендую. Много интересного и захватывающего материала о Венеции, Сан Марко, Святой Софии и юстиниановской архитектуре. Автор - вдумчивый глубокий исследователь и преподаватель.
Сан Марко, Венеция. Интерьер.
via Цикл «Искусство Венеции, Византии, Средневековой Руси: точки пересечения», разработан историком искусства
Арсением Сергеевичем Петровым, кандидатом искусствоведения, доцентом Российского государственного гуманитарного университета.
Место:
Пространство творчества и развития «Тверская 15». Москва, ул. Тверская, д. 15. Вход с Вознесенского переулка.
Дата, время первой лекции: 19 сентября 2019, 19:30 - 21:00.
Курс «Искусство Венеции, Византии, Средневековой Руси: точки пересечения»
Первая лекция курса Арсения Петрова «Искусство Венеции, Византии, средневековой Руси: точки пересечения»: Сан Марко и София Киевская.
С разницей в несколько десятилетий в Венеции и на Руси возводятся краеугольные памятники - храмы Святого Марка и Святой Софии. Оба памятника восходят к двум важнейшим константинопольским храмам: церкви-мавзолея Святых Апостолов и прославленной Софии Константинопольской. Какая между ними связь?
Среди культурных центров христианского Запада Венеция, несомненно, испытала наибольшее воздействие византийской культуры. Её ключевой памятник - собор Сан Марко - построен по византийскому прототипу, его своды по-византийски украшены мозаиками, а фасады со временем превратились в своеобразные витрины царьградских трофеев. Впоследствии византийская часть своего художественного наследия была осознана венецианцами как собственная древность. Это в огромной степени определило своеобразие венецианского ренессансного искусства.
В русле византийской культуры развивалась и средневековая Русь. И хотя непосредственная встреча этих двух культур произошла уже после исчезновения Византии, именно общность византийского корня помогла принятию и усвоению ренессансных форм, принесенных венецианскими архитекторами.
О том, на каких именно художественных аспектах строились связи внутри этого культурного треугольника, пойдёт речь в курсе из пяти лекций.
2.
Click to view
Программа цикла:
Лекция 1. Сан Марко и София Киевская: особенности восприятия византийского искусства в средневековой Венеции и Древней Руси.
По стечению обстоятельств архитектурная история как Венеции, так и Руси по-настоящему может быть прослежена только с XI века. С разницей в несколько десятилетий возводятся краеугольные памятники - храмы Святого Марка и Святой Софии. Оба восходят к двум важнейшим константинопольским храмам: церкви-мавзолея Святых Апостолов и прославленной Софии Константинопольской.
Последующие темы курса:
Византийское убранство Сан Марко и формулирование венецианской идентичности: мозаики, рельефы, драгоценная утварь.
Вслед за постройкой Сан Марко началась многовековая история его украшения. Главные материалы и стилистика его убранства - мозаики, мраморные рельефы, перегородчатые эмали - прямо отсылали к Византии. Однако одновременно в изобразительных программах заказчиками формулировались идеи собственной значимости, апостольской преемственности, связей, а затем и триумфа над Византией - того, что затем составит мифологему Венеции.
Изобразительные и архитектурные параллели в искусстве Византии, Венеции, Древней Руси: возможности сравнительного сопоставления.
От десятков крестово-купольных храмов, построенных в Венеции по византийскому образцу, к сожалению не сохранилось ни одного. Огромные утраты понесли также византийское и древнерусское зодчество. В силу этого именно комплексный анализ наследия всех трех культур зачастую позволяет восполнить недостающие лакуны, а также лучше интерпретировать общие для всех трех регионов детали.
“Renovatio marciana”: об интерпретации византийского наследия в Венеции эпохи Ренессанса.
Ренессанс обрёл свою жизнь в венецианской архитектуре несколько позже, чем во Флоренции и в Риме. Вместе с тем венецианские памятники не были эпигонами, а сразу обрели своё индивидуальное лицо, главным отличием которого стала интерпретация византийских архитектурных форм. Вопрос о характере и мотивах подобного обращения будет в фокусе внимания данной лекции.
Значение иконописных и архитектурных византийских образцов для живописи Джованни Беллини и Чима да Конельяно.
Русский храм венецианских архитекторов: Архангельский собор.
Архангельский собор, казалось бы наиболее очевидный из всех итальянских памятников Руси, лишь относительно недавно был понят как «плоть от плоти» произведение венецианской архитектуры. В рамках последней лекции цикла мы постараемся обозначить, что позволяло считать его лишь русским зданием в иностранной одёжке, и, главное, венецианский и московский контексты его создания.
Арсений Петров - искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель РГГУ.
В 2016 году Арсений Сергеевич Петров получил на данное исследование грант от МИДа Италии. Одним из результатов стал настоящий курс.
- Регистрация:
https://tverskaya15.timepad.ru/event/1049704/ 3.
Виссарион Никейский. Юстус ван Гент, Педро Берругете. Около 1475. Виссарион из цикла "Знаменитые люди". Дерево, масло. Лувр, Париж. Галерея партретов 28 ученых мужей украшала Студиоло Федерико да Монтефельтро в Палаццо Дукате, Урбино. Половина картин ныне в Лувре / Juste de Gand, Pedro Berruguete. Le cardinal Bessarion. H. : 1,16 m. ; L. : 0,56 m. Musée du Louvre.
Source - Страница мероприятия в facebook:
https://www.facebook.com/events/464041311117916/ Стоимость одной лекции 600 руб.
«
ТВЕРСКАЯ 15» - это некоммерческий социальный проект, направленный на соединение мира людей с особыми потребностями и общества неравнодушных детей и взрослых.
=====
4.
Membr. 53, c. [1]r. stemma miniato incompleto e ritratto di Bessarione miniato - MEMBR. 0053. Biblioteca nazionale Marciana, Venezia.
Source. По клику на изображении: Original (2724 x 3826)
На миниатюре:
Виссарион Никейский - в красной кардинальской шапке.
Гийом Фише вручает кардиналу Виссариону свою книгу "Риторика"/Rhetorica, вышедшую в 1471 году.
История итальянского Возрождения немыслима без переезда из Византии в Италию греческих учёных, которые привозили и переводили множество античных текстов. Виссарион Никейский, греческий митрополит ставший католическим кардиналом, самый яркий из них. Ему принадлежит заслуга основания Платоновской Академии в Риме, венецианской библиотеки Марчиана. Он же, как полагают, был инициатором брака Софьи Палеолог и Ивана III, открывшего путь в Москву ренессансным мастерам.