Гротески и ангелы «Книги Часов Сфорца». 16+

Aug 19, 2019 16:30

«Книга Часов Сфорца» замешана в «детективной» или «авантюрной истории искусств» - часть этой рукописи была украдена до того, как ее успели передать заказчице.



Какая великолепная архитектура! / «Часослов Сфорца», 1490-1521. Book of Hours, Use of Rome (the 'Sforza Hours'). Add MS 34294, fol. 232r. Origin: Italy (Milan); Southern Netherlands (Ghent and Brussels). The British Library. Source

«Часослов Сфорца» или «Книга часов Сфорца» /Sforza Hours, 1490-1521 гг., Британская библиотека, MS Add 34294.

Подробно про этот богато украшенный ренессансный манускрипт, а также коротко про декор подобных ему итальянских иллюминированных рукописей конца кватроченто и про назначение Книг Часов можно прочитать в записи: Ангелы из «Часослова Сфорца». Там 25 иллюстрации: ангелы, путти и один Архангел.

Здесь же - другие страницы и детали изображений этой ренессансной книги: по условной теме ангелы и гротески.

Гротески-чудища.

Бенвенуто Челлини, хулиган и талант XVI века, ювелир и скульптор, писал про гротески:


2.


fol. 29v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

«<...> те, кто не знает, называют это гротесками. Эти гротески получили это название от современных, потому что они были найдены изучателями в некоих земных пещерах в Риме, каковые пещеры в древности были комнатами, банями, кабинетами, залами и тому подобное. Так как эти изучатели нашли их в этих пещерных местах, потому что со времен древних почва поднялась и они остались внизу, и так как слово называет эти низкие места в Риме гротами, поэтому они и приобрели название гротесков. Но это не их название; потому что, как древние любили создавать чудища, применяя коз, коров и коней, и, когда получались такие ублюдки, называли их чудищами; так и эти художники делали из своих листьев такого рода чудища; и настоящее их название - чудища, а не гротески.»

3.


fol. 29v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / ff. 29r-40r: Hours of the Holy Spirit. ff. 13-27 - Angels playing on different musical instruments. ff. 29-39 b Incidents of the Passion.

Античные орнаменты, получившие название гротески (фр. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот) были обнаружены в Риме в конце XV века при раскопках подземных помещений - «гротов» - «Золотого дома Нерона» (I в. н.э.) и других сооружений.

4.


fol. 31v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

В те времена, когда были раскопаны первые комнаты Золотого дома, думали, что они относятся к баням Тита, а не к гигантскому дворцовому комплексу. Поместье Нерона когда-то располагалось на Палатинском, Целийском и Оппийском холмах и включало в себя искусственное озеро. Поместье было роскошным и огромным, с позолоченными потолками.

5.


fol. 32r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

Часто про обнаружение Золотого дома Нерона рассказывают, что в 1488 году местный житель вдруг провалился под землю и оказался в расписной комнате. Но эта дата вряд ли верна, так как уже в середине, а возможно, и в начале 1480-х на фресках и картинах начали появляться орнаментальные мотивы, которым было неоткуда взяться, кроме как из Неронова дворца. Так что, нашли его, видимо, в начале 1480-х годов.

6.


fol. 32v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

Местные называли раскопанные комнаты гротами (пещерами), а росписи на этих стенах называли grottesche - такие, как в гроте. В результате возник новый модный вид декора под названием гротеск. Издалека эти росписи казались абстрактным декором, а с близкого расстояния вызывали у зрителя восторг.

7.


fol. 34r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

Пинтуриккьо и Рафаэль были в числе первых спускавшихся на веревках в подземелья Золотого дома. При слабом свете ламп они изучали росписи и оставляли надписи на потолке. Искусствоведы потом составили каталог подобных граффити.

8.


fol. 34r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

Божественный Рафаэль (1483-1520) своей славой придал дополнительный авторитет этой технике орнаментально-декоративого искусства. Гротески использовались Рафаэлем и его учениками в лоджиях Ватикана (1519), в убранстве парковой лоджии виллы Мадама и в целом ряде памятников XVI в.

9.


fol. 36r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

До Рафаэля гротески использовал в росписях Пинтуриккьо (ок.1452 - 1513): в Ватикане в апартаментах Борджиа, 1492-1494 и в церкви Санта Мария ин Арачели на Капитолии: в «Капелле Буфалини» - первая капелла справа. Капелла с житием святого Бернардина Сиенского расписывалась Пинтуриккьо в 1485 и фрески демонстрируют знакомство художника с новооткрытым стилем.

10.


fol. 36v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

От орнаментального гротеска произошло наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной, как в аллегории, расшифровки.

11.


fol. 48r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / Художник Герард (Джерард) Хоренбут из Гента /Gerard Horenbout of Ghent (ок. 1465 - ок. 1541): ff. 41-48; bifolium 41-48 added in the second campaign. With two exceptions (ff. 48, 213) the borders belong to the original part of the MS. Full borders, by Birago (except ff. 48 and 213, by Horenbout) [про художников см.: Ангелы из «Часослова Сфорца»]

Часослов.

Часослов изготавливался в два этапа.

Заказан он был в 1490 году Боной Савойской Сфорца /Bona Sforza (1449-1503), вдовой герцога Милана Галеаццо Марии Сфорца (1444-1476) и матерью Джан Галеаццо Мария (1469-1494), провозглашенного герцогом Милана после смерти Галеаццо.

12.


fol. 53r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

В далеком 1471 году она вместе с супругом совершила официальные визиты во Флоренцию и в Мантую ко двору Гонзага. В январе 1477 года Бона стала регентом при своем несовершеннолетнем сыне. В 1480 году брат покойного мужа Боны Лодовико Сфорца, прозванный Моро, отстранил Бону от регентства и выслал ее из Милана в замок Аббьятеграссо.

13.


fol. 55r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / "Both series are by more than one hand, and of the Italian miniatures nos. 1-3, 55-60 show a marked difference in style from the rest. <...> Among the heads that of a young girl on f 55 is specially remarkable for its delicate beauty" [*]

Ко времени заказа часослова она уже не была ограничена в передвижениях. Вдовствующая герцогиня присутствовала на свадьбах сына Джан Галеаццо Марии в 1489 году и позже - дочери Бьянки Марии.

14.


fol. 58r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / ff. 57-64; bifolium 60-61 added in the second campaign

Второй этап работ над часословом произведен по заказу Маргариты Австрийской (1480-1530), унаследовавшей рукопись, видимо, в 1504 году.

15.


fol. 64v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. (если я правильно понимаю(?): эта страница - первый этап работ: ff. 57-64; bifolium 60-61 added in the second campaign)

Подробнее про историю «Часослова Сфорца»: Ангелы из «Часослова Сфорца».

16.


fol. 67v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

В Sforza Hours, BL Add MS 34294 - 348 листов. Размеры: 130 х 95 мм (пространство для текста: 65 х 50 мм). Язык: латынь, обряд - римский. Нумерация, порядок расположения листов - современная реконструкция.

17.


fol. 77r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

18.


fol. 84v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

19.


fol. 88v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / 'B.M.' - инициалы Боны Савойской /Bona of Savoy (b. 1449, d. 1503), Duchess of Milan, 2nd wife of Galeazzo Maria Sforza, Duke of Milan: inscriptions of Bona's name, e.g. 'Diva Bona' (ff. 80r, 122v) and 'Bona Duc[issa]' (f. 210v) and her initials 'B.M.' (ff. 56r, 88v); her motto 'Sola fata, solum Deum sequor', and her emblem of the phoenix (f. 93r).

20.


fol. 88v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

21.


fol. 126r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / ff. 121-128; bifolia 121-128 and 124-125 added in the second campaign

22.


Моисей повышенной рогатости / fol. 126r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

23.


Покаяние Давида / fol. 232r. David in penitence. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

24.


fol. 232r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source / Что делает человек в воде пока происходит серьезный разговор с Богом? Чистит пруд или ловит рыбу?

25.


fol. 263v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

26.


fol. 275r. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / ff. 274-281; bifolia 274-281, 276-279 and 277-278 added in the second campaign

27.


fol. 283v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source

28.


fol. 306v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. / ff. 306-313 added in the second campaign

29.


Лаокоон. fol. 219v. Sforza Hours, Add MS 34294. British Library. Source. /f. 219 added in the second campaign

Подробнее про «Часослова Сфорца»: см. на моем свежесозданном канале на Яндекс Дзен: Ангелы из «Часослова Сфорца», 2019-08-16.

Описание манускрипта и источники изображений:
[*] The British Library: Book of Hours, Use of Rome (the 'Sforza Hours') // Explore Archives and Manuscripts
The British Library: Add MS 34294 // Digitised Manuscripts / Manuscript Display

Другие миниатюры из Sforza Hours можно увидеть в публикациях:
Осторожно - кот! Мы не всегда знаем истинное положение вещей, 2015-07-27
Октябрь в средневековых календарях, 2016-10-12 (Первая редакция поста: Календарь. Октябрь в средневековых циклах сезонных работ, 2014-10-30)
Средневековые очки, 2015-08-31

Литература:
Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. Перевод с итальянского М. Лозинского. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
Сонькин Виктор Валентинович. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу. М.: АСТ: Corpus, 2013, 2016. Про Золотой дом Нерона: стр. 254-262.
Роланд И., Чарни Н. Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства / Пер. с англ. Анны Ландиховой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018.
Популярная художественная энциклопедия: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой. В 2 томах - Москва : Советская энциклопедия, 1986. Кн. 1 : А - М. - 1986. - Стр. 197. Здесь элегантно обходится вопрос о датировке обнаружения гротов: указан просто XV век.
Александр Викторович Степанов. Искусство эпохи Возрождения Италия. XIV-XV века. - Санкт-Петербург: «Азбука-Классика», 2003.
И т.д.

портрет, анималистика, часослов, Возрождение, 15 век, Италия, кватроченто, манускрипт, Милан, музыка, бестиарий, архитектура, Нидерланды, 16 век, коты

Previous post Next post
Up