Меня тоже всегда поражало их сходство с отделкой романских храмов. С другой стороны, как я понимаю, у германцев, славян и кельтов могли быть общие мотивы, идущие из древности, и сходство можно объяснить и параллельным развитием без контактов?
Интересно, есть ли какие-то документальные доказательства таких контактов?
По поводу резьбы - у меня сомнения появились, когда лет 20 назад собор в ангулеме увидел, а потом тимпаны монастырских церквей на юго-западе франции. И в апулии те же самые мотивы в резьбе. Вопрос лишь в том, каким путем это шло на русь - напрямую из западной европы или из константинополя. Я обожаю мескиту в кордове и как-то разразился комплиментами по поводу мозаик в стиле "какие же молодцы арабы!", после чего прочитал, что мастера были из византии... Но в параллельное развитие верится с трудом. Не очень представляю, чтобы собрались однажды плотники средь владимирских лесов, да и порешили: а давайте-ка отложим топоры и для разнообразия попробуем сложить собор белокаменный...
Я, конечно, не про собор, а лишь про растительные (и животные) степные мотивы.
Понятно, что архитектурная традиция была взята у Византии с некоторым западным влиянием, но потом, кстати, довольно быстро трансформировалась в самобытную.
Reply
Интересно, есть ли какие-то документальные доказательства таких контактов?
Reply
https://www.culture.ru/objects/1608/sobor-dimitriya-solunskogo-vo-vladimire
Reply
Но в параллельное развитие верится с трудом. Не очень представляю, чтобы собрались однажды плотники средь владимирских лесов, да и порешили: а давайте-ка отложим топоры и для разнообразия попробуем сложить собор белокаменный...
Reply
Понятно, что архитектурная традиция была взята у Византии с некоторым западным влиянием, но потом, кстати, довольно быстро трансформировалась в самобытную.
Reply
Leave a comment