Пасха у футуристов в 1915 году

Apr 09, 2018 13:30

Пасха у футуристов. 3 марта 1915 года в квартире Кульбина



Пасха у футуристов в мастерской художника Николая Кульбина. Сидят - слева направо: Николай Кульбин, Ольга Розанова, Артур Лурье, Василий Каменский; стоят: Иван Пуни и Владимир Маяковский с портретом Георгия Якулова в руках. 1915 [1]. Source

Пасхальные пожелания

1. Разум - каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума.
Художник К. Малевич

2. Присоединяюсь.
Александра Экстер

3. Освобождения от варварского ига.
Артур Лурье

4. Воскресения.
Н. Кульбин

5. Ужасно боюсь Пасхи: похристосуешься, - а вдруг - Измайлов?! [2]
Поэт В. Маяковский

6. Отчаянно люблю Пасху. - Она весной и куличевая (а кулич - вкус мудрецов) и, главное, можно целоваться даже с незнакомыми. И еще - я родился на Пасхе.
Василий Каменский


2.


Пасха у футуристов в мастерской художника Николая Кульбина. Сидят (слева направо): Н. Кульбин, О. Розанова, А. Лурье, В. Каменский; стоят: И. Пуни и В. Маяковский с портретом Г. Якулова в руках. 1915 [1]. Source

« После «1-й футуристической выставки картин „Трамвай В“», открывшейся в Петербурге 3 марта 1915, вызвавшей скандал в прессе, состоялись поэтические чтения в квартире Кульбина. В этот раз читал Маяковский. Из-за него в очередной раз перессорились.

3.


Source

Варвара Степанова записывает со слов очевидцев [3]: "...Отгородились "московские" (Удальцова, Попова, Татлин, Малевич) от Маяковского, отказавшись с ним сниматься. Маяковский - побелел, грызет ручку - в результате снимаются: Маяковский, Пуни, Кульбин, Розанова, Каменский и портрет Якулки". [4]

Сама формулировка "Пасха у футуристов", возможно, направлена против Чуковского, который в это время разъезжает по России с лекциями "против футуристов". В статье "Эгофутуристы и кубофутуристы" Чуковский саркастически упоминает "пасху": "Смехунчики еще и тем хороши, что, не стесняемый оковами разума, я могу по капризу окрашивать их в какую хочу краску. Я могу читать их зловеще, и тогда они внушают мне жуть, я могу читать их лихо весело, и тогда мне чудится, что пасха, весна и что мне четырнадцать лет. Тогда смехунчики, смешики - как весенние воробушки, как бегущие малые тучки. Нет, действительно, без разума легче, да здравствует заумный язык, автономное, свободное слово!". [5] »

На странице сайта "Розановский центр" - rozanova.net, откуда взяты эти материалы, объясняется так:

« В этом тексте Чуковский пародирует начало чрезвычайно популярного в эти годы романа "Лето Господне" панслависта Ивана Шмелева: "Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро-солнце, пасхальный звон!.. Розовый накомодник, вышитый белыми цветами... - его только на Пасху стелят! - яркие розы на иконе... Пасха!.. - и меня заливает радостью. На столике у постели - пасхальные подарки" и т.д. [6]. »

Но тут что-то не сходится, так как «Праздники» - первую часть романа «Лѣто Господне» Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) издал только в 1933 г. в Белграде. Было ли у Шмелева какое-либо произведение с подобным текстом, предшествовавшее "Праздникам" и широко известное в 1914 году?

4.


Source

« Уже летом 1915 футуристы и Чуковский пойдут на сближение, Чуковский даже приведет Маяковского в гости к Репину в Куоккале, и те проявят неподдельный интерес друг к другу. »

Примечания:

1. Опубликовано: Синий журнал, Пг., 1915, № 12, 21 марта, с. 7.
2. А. А. Измайлов - критик и пародист, пародировал и футуристов.
3. Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда". С., Сфера, с.59
4. "Якулка" - художник Георгий Якулов (1884-1928)
5. Корней Чуковский. Эгофутуристы и кубофутуристы. Цит. по кн.: Русский футуризм. СПБ, Полиграф, 2009. С. 464 [*] [* Примечание Gorbutovich: Статья Корнея Чуковского "Эгофутуристы и кубофутуристы" была опубликована в журнале "Шиповник", Санкт-Петербург, 1914, № 22: СПб.: Шиповник; «Книга о современных писателях» (второе издание «Критических рассказов»), «Эгофутуристы и кубофутуристы: Образцы футуристических произведений: Опыт хрестоматии». // Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». СПб., 1914. Кн. 22, с. 95-135, 137-154.]
6. Иван Шмелев. Лето Господне. Любое издание, первая страница основного текста.

Источник:
3 марта 1915. Пасха у футуристов (в квартире Кульбина) // Розановский центр. Ольга Розанова и первый авангард

Ранее:
Пасхальный натюрморт. 1909 - 1920-е, 2017-04-17
Пасха и Фаберже, 2017-04-15
Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2, 2016-05-04
Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1, 2016-05-02
Христосование. Кустодиев, 1916, 2016-05-01
Клевер - эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже, 2016-04-30

футуризм, авангард, Маяковский, Пасха, праздники, 20 век

Previous post Next post
Up