Art nouveau / Модерн в Эрмитаже

Nov 20, 2017 16:30


Эрмитаж



Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Обложка издания 'Оригинальный эстамп'. 1893 г. Франция. Бумага, цветная литография кистью и набрызгом (отпечаток с семи камней)ю 56,5 х 65,2 см. Поступил в 1931 г. Передан Всесоюзным объединением "Антиквариат". Инвентарный номер: ОГ-349283. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

На сайте Эрмитажа существует блок "Образовательная музейная программа" с темами:

- Скифы
- Икона средневековой Руси
- Итальянское Возрождение в Эрмитаже
- Нидерландская живопись XV-XVI веков в Эрмитаже
- Фландрия и фламандцы
- Искусство Италии XVII века
- Ампир
- Живопись Франции. От импрессионизма до Пикассо
- Стекло
- Скульптура Сиама в Эрмитаже

Недавно появился новый раздел - Модерн.

Отдельные статьи посвящены истории и особенностям стиля, тематике и образам, а также предметам из эрмитажного собрания. Так, в статье "О стиле" рассказывается:


2.


Стейнлен, Теофиль Александр (1859-1923). Афиша выставки рисунков и живописи Стейнлена. 1894 г. Бумага, литография. 57,2 х 79,8 см. ОГ-279824. Государственный Эрмитаж. Source. Теофиль-Александр Стейнлен: французский художник швейцарского происхождения

« Стиль модерн существовал около четверти века с 1880-х гг. до 1914 г. Это было время быстрого промышленного и технического развития, активных философских и духовных исканий, роста рабочего движения и борьбы за права женщин.

3.


Рене-Жюль Лалик (1860-1945). Трость с фигуркой женщины-стрекозы. Франция, 1900-е гг. Материал: дерево, серебро, золото, металл, эмаль. Техника: литье, резьба, чеканка. Размеры: дл. 92 см. Поступил в 1956 г. Передан из Центрального Хранилища музейных фондов пригородных дворцов. Инвентарный номер: Э-17258. Здание: Новый Эрмитаж. Зал 126. Государственный Эрмитаж. Source

Стиль модерн создал новый художественный язык, альтернативный традиционным стилям и выражавший дух современности. Его принцип были восприняты искусством практически во всех странах Европы и Америк.

4.


Орхидея в вазе. 1900-е гг. Франция, Париж. Материал: золото, бриллианты, цветная эмаль, яшма, горный хрусталь. Техника: резьба, гильошировка, полировка. Высота 17,5 см. Поступил в 1919 г. Происходит из собрания Рудановского. Инвентарный номер: Э-14892. Здание: Новый Эрмитаж. Зал: 126. Государственный Эрмитаж. Source

Наряду с универсальными чертами новый стиль в каждой стране имел особенности, и даже свое название. Во Франции и Бельгии его называли ар нуво - «новое искусство» по названию художественного салона, открытого в Париже в 1895 г.

5.


Скульптура "Морской петух". Дания, Копенгаген. 1902 г. (?). Королевская фарфоровая мануфактура, Копенгаген. Фарфор, роспись подглазурная полихромная. 9,2 х 17,8 х 21,2 см. Поступил в 2002 г. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инвентарный номер: Мз-З-980. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

В Австрии, Чехии и Польше он получил название сецессион - по объединению художников, его адептов. В Мюнхене современному искусству был посвящен журнал "Югенд" ("Юность"), давший немецкий вариант названия - югендстиль. В Италии его называли "стиль либерти" - по названию английской фирмы, изделия которой были популярны в Италии.

6.


Шпалера 'Поклонение волхвов'. Автор оригинала: Берн-Джонс, Эдуард Коли. 1833-1898; Мастер: Моррис, Уильям, и Компания. 1834-1896. Великобритания. Время создания: 1890 г. Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Материал: шерсть. Техника: шпалерное ткачество. 255 х 379 см. Поступил в 1949 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства. Инвентарный номер: Т-15431. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

В самой Англии, первооткрывательнице модерна, пользовались термином ар нуво, но чаще употребляли слова modern style - новый стиль. В Финляндии и Швеции новый стиль принял форму национального романтизма. В России было принято название стиль модерн.

7.


Девушка с желтыми розами. Эжен Грассе (1841-1917), Швейцария, Франция. Бумага, цветная литография. 87 x 87 см. ОГ-305135. The State Hermitage museum. Source

Быстрому распространению новых идей способствовали многочисленные художественные журналы и международные выставки.

8.


Рамка с фотографией ребенка. Фирма Карла Фаберже, Россия. 1899-1908 гг. Москва. Материал: серебро, сапфир, фотография. Техника: штамповка, золочение. Размеры: 6,5 х 6,2 см. Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел). Инвентарный номер: ЭРО-6750. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

Основным формообразующим элементом нового стиля была непрерывная линия. Она могла быть прямой, но особую роль играла подвижная и изменчивая кривая линия - «линия жизни».

9.


Кресло со сквозной фигурной спинкой и одним локотником. Россия. Около 1900 г. Карельская береза, резьба. 80 х 47 х 40 см. Поступил в 1986 г. Приобретен у салона - выставки № 1 В/О "Госизопропаганда". Инвентарный номер: ЭРМб-1805. Здание: Зимний дворец. Зал 176. Государственный Эрмитаж. Source

На сложение стиля модерн повлияли многие факторы, среди них разные варианты «философии жизни», в которых жизнь рассматривалась как всеобъемлющая категория. Искусство через интуицию может прийти к постижению жизненных основ.

В стиле модерн присутствует культ интуитивного, спонтанного, биологизм художественного образа.

10.


Роща Суйдзин в Массаки, около реки Сумида (Сумидагава Суйдзин-но мори Массаки 隅田川水神の森真崎). Лист 35. 1856. Художник: Андō Хиросигэ I. (1797-1858). Школа: Утагава. Япония. Издатель Уоя Эйкити. Серия гравюр Сто знаменитых видов Эдо (Мэйсё Эдо хяккэй). Альбом. Материал: бумага. Техника: краски, гравюра цветная. Размеры: 36,2 х 25 см. Поступила в 1971 г. Приобретена у Н.А. Круговой. Инвентарный номер: ЯТ-3444. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

На интерес к природным формам повлияло также увлечение дальневосточным, особенно японским искусством. Оттуда пришли новые образы, материалы, композиционные решения.

11.


Рене-Жюль Лалик (1860-1945). Кулон 'Клубок змей' с цепочкой. Франция. 1898/1899. Золото, жемчуг, эмаль. Техника: чеканка. 11 х 5,9 см. Инвентарный номер: Э-15364. Здание: Новый Эрмитаж. Зал 126. Государственный Эрмитаж. Source

Стиль модерн развивался под влиянием доктрины эстетизма, согласно которой искусство не преследует ни моральных, ни политических, ни религиозных целей. Оно самоценно. Художник, решая формальные задачи, изменяет мир по законам красоты.

Одна из его задач - эстетизация современной жизни. Отсюда признание равноправия всех видов художественной деятельности. »

[Статья-страница Стиль модерн / О стиле]

12.


Феликс Валлоттон (1865-1925). Фронтиспис серии 'Сгусток Парижа'. Франция, 1893 г. Техника: цинкография карандашом и кистью на желтой бумаге. 22 х 31,5 см. Поступил в 1930 г. Передан из Государственного Русского музея. Инвентарный номер: ОГ-159994. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

«В живописи и графике ар нуво пространство тяготеет к плоскости, а изображение утрачивает объем, превращаясь в пятно, в силуэт. Собственно объем создается не традиционной светотеневой моделировкой, а линией, которая фиксирует расположение предметов в пространстве.» [Из статьи "Принципы формообразования"]

Образовательная музейная программа Эрмитажа, опубликованная на данный момент:

- Скульптура Сиама в Эрмитаже
- Скифы
- Икона средневековой Руси
- Итальянское Возрождение в Эрмитаже
- Нидерландская живопись XV-XVI веков в Эрмитаже
- Фландрия и фламандцы
- Искусство Италии XVII века
- Живопись Франции. От импрессионизма до Пикассо
- Ампир
- Модерн
- Стекло

Все иллюстрации в этом посте есть на страницах образовательной программы Эрмитажа Модерн. (Мелочное исключение: № 10 - в статье "О стиле" репродукция этой же гравюры, но другой отпечаток: лист с другим инвентарным номером).

стекло, модерн, мебель, Япония, Прерафаэлиты, Фаберже, ссылки, #модерн, гравюра, Эрмитаж, #Эрмитаж, графика, 20 век, Тулуз-Лотрек, 19 век, декоративно-прикладное искусство, #artnouveau, коты

Previous post Next post
Up