Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918. Фрагмент / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, USA. Source
В Пушкинском музее 24 октября 2017 открылась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». В экспозиции более 60 произведений, в том числе 20 картин - из Музея Оранжери, Париж. Кроме картин самого Сутина, показываются работы старых мастеров, оказавших влияние на Сутина, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами, таких как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах.
Хаим Сутин - важный и яркий представитель так называемой Парижской школы /Ecole de Paris. Родился он в Российской империи, но на родине его имя долгое время было известно не сильно. Относительно фактов биографии Сутина: даты его рождения (1893/1894), времени приезда в Париж (1912/1913) и других существуют различные версии. Исследователи знают о художнике не так уж много. Сутин был интравертом, он не оставил после себя дневников, лишь немного писем. Зачастую данные о жизни художника - легендарные. Его работы сложно датировать, специалисты датируют в основном по стилистике, но это не дает точности.
2.
Хаим Сутин (1894-1943). Автопортрет. Около 1920-1921 гг. Холст, масло. 54,0x30,5 см. Поступил в 1997 г. Приобретен у фирмы "Джулиан M. Барран" в Лондоне. Инвентарный номер: ГЭ-10599. Государственный Эрмитаж. Source
Хаим Соломонович Сутин - из бедной еврейской семьи, он десятый ребенок из одиннадцати, его отец - штопальщик или портной.
Когда Хаим приехал в Париж в возрасте 20 лет у него уже была язва, от которой художник страдал всю жизнь и она же стала причиной его смерти.
4.
Chaim Soutine. Still LIfe with Herrings. Circa 1916. Oil on canvas. 64.5 x 48.6 cm. Private collection. Galerie Larock-Granoff, Paris. via
Характер Хаима Сутина - нервный и взрывной. Он часто рвал свои полотна, которыми был недоволен.
5.
Рыба и помидоры. Около 1924. Частная коллекции / Chaïm Soutine (1893-1943). Poissons et tomates. Painted circa 1924. Oil on canvas. 61 x 81.3 cm. Estimate 1,200,000 - 1,800,000. GBP. LOT SOLD. 2,729,250 GBP. Sotheby's. Source. Фотография этой работы в экспозиции выставки
С живописью он взаимодействовал буквально физически: краску часто накладывал пальцами. Писал сразу красками, практически всегда без подготовительного рисунка.
Хаим Сутин (1893-1943) родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска. Учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в знаменитой коммуне художников «Улей». Затем, в 1915, познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища.
Обосновавшись в Париже, Сутин некоторое время посещал мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств, но потом оставил ее. Главным его учителем стал Лувр, а проводником по Лувру - Модильяни. Жил Сутин в бедности, подрабатывал носильщиком на вокзале, разнорабочим, декоратором на автомобильном салоне.
В 1916 галерист Леопольд Зборовский по настойчивому совету Модильяни стал дилером Сутина. В 1918 Сутин вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер, на юге Франции.
С 1919 несколько лет жил недалеко от испанской границы в Сере, написал там более двухсот картин. Возвратившись в Париж в 1922, большую их часть уничтожил.
10. Жан Батист Симеон Шарден. Мертвый заяц. Около 1730. Лувр / Jean-Siméon Chardin (1699-1779). Lièvre mort avec poire à poudre et gibecière. Vers 1730. 0,98 x 0,77 m. R.F. 1979-55. Musée du Louvre. Снимок с выставки в ГМИИ: кадрирование фотографии: Максим Стулов, Ведомости. Source. Репродукция Лувра
В 1923-1925 все сильнее увлекался искусством старых мастеров, воспроизводил образы Шардена и Рембрандта, которые видел в Лувре. В 1925 во время посещения Риксмузеума в Амстердаме был очарован «Еврейской невестой» Рембрандта.
1923 год стал переломным в жизни Сутина. Филадельфийский коллекционер и меценат Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!»
У Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие.
13.
Хаим Сутин. Зеленое платье /Женщина в зеленом. 1920-1921. Холст, масло. 91,7×60. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
В 1927 в галерее Henri Bing в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. В 1928 в издательстве Le Triangle вышла монография о художнике Вальдемара Жоржа.
14.
Хаим Соломонович Сутин. Красная лестница в Кань. 1923-1924. Холст, масло. 73 × 54 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source. Original (2630 x 3543)
После смерти Зборовского в 1932 патроном и главным собирателем картин Сутина стали Мадлен и Марселен Кастэн.
В 1930-1935 Сутин проводил с ними лето в Леве, близ Шартра. Писал картины по мотивам работ Рембрандта, Коро, Курбе. Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях.
16.
Хаим Сутин. Пейзаж в Кань. 1924-1925. Холст, масло. 54 × 65.1 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
В 1930 его работы демонстрировались на выставке русского искусства в Белграде, в 1937 - на выставке «Мастера независимого искусства 1895-1937» в парижском Пти Пале. В 1935 персональная выставка состоялась в Arts Club в Чикаго, в 1937 - выставка в Лондоне в галерее в Leicester.
В начале Второй мировой войны пытался уйти добровольцем на фронт, но был отклонен по состоянию здоровья. Приглашением эмигрировать в США не воспользовался, первые месяцы оккупации провел в Париже. В 1941 в Смиловичском гетто погибли родители Сутина.
19.
Хаим Сутин. Натюрморт со скатом. 1923-1924. Холст, масло. 91.4 × 81.3 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
С 1941 по поддельным документам Сутин жил у друзей в деревне близ Шинона в зоне Виши. Писал пейзажи, портреты, животных на ферме. Тайно приезжал в Париж.
20.
Хаим Сутин. Освежеванная туша. Ок. 1924. Холст, масло. 128.9 × 74.6 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
После приступа язвы желудка, мучившей художника в последние годы, его тайком перевезли в Париж, но дорога была слишком долгой и мучительной. Умер в госпитале от перитонита после операции.
Сохранилась легенда, что за гробом Сутина шел один лишь его коллега и поклонник - Пикассо. Друзьям художника участвовать в процессии было смертельно опасно.
22.
Сутин с курицей на фоне кирпичной стены. 1926 / Soutine at Le Blanc, 1926. via Sotheby's. Source
На выставке в ГМИИ им. Пушкина работы: - из французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии; - из собраний Швейцарии - ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года «Лежащая фигура» - Фонд Бейелер; - Великобритании: картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха - Тейт; - более 20 работ из российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927). На выставке три раздела «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж»; - из Эрмитажа - автопортрет.
23.
Картина: Хаим Сутин. Курица на фоне кирпичной стены. Около 1927. Частная коллекция. На открытии выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива». Фотография: Максим Стулов, Ведомости. Source
Кураторы: Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсэ и Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Выставка продлится до 21 января 2018.
Фотографировать на выставке запрещено.
24.
Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918 / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, Inc. On long-term loan to the Princeton University Art Museum, USA. Source