На выставке «
Шедевры Византии» в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке - 18 икон, которые дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.
Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины.
via Про икону XII века Воскрешение Лазаря рассказывает известный византинист-искусствовед
Алексей Михайлович Лидов. Из статьи, посвященной выставке,
на сайте «Православие и Мир».
Воскрешение Лазаря, XII век
" Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) - деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.
В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке - фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий - с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.
«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья - со сценой «Тайной вечери» - находится в монастыре Ватопед на Афоне.
Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.
2.
Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины. Фотография из статьи.
Source Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота - красный цвет.
Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон - истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв. "
Алексей Лидов - византолог, директор Научного центра восточнохристианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ,
академик Российской академии художеств.
Выставка открыта до 23 апреля 2017, продлена, объявлялась дата закрытия - 9 апреля. Фотографировать запрещено.
Статья полностью:
«Православие и Мир» // Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку, 17.02.2017. Авторы: Алексей Лидов , Оксана Головко.
Про выставку:
«Шедевры Византии» - материал на сайте Государственной Третьяковской галереи.
Пресс-релиз ГТГ и 11 фотографий экспонатов выставки:
«Шедевры Византии» привезли в Третьяковскую галерею из Греции // ARTinvestment.RU, 06 февраля 2017