Веселая геральдика, XIV век

Oct 28, 2016 16:30


Цюрихский гербовник (около 1335-1345) с Микки-Маусом четырнадцатого века



Микки-Маус. Around 1330-1345. Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v. Source

С XIII века в западноевропейское изобразительное искусство проникают эмоции. В гербах эмоций - полный спектр.

Эпоха крестовых походов (кон. XI-XIII) стала временем рождения геральдики. Произошло это где-то перед Вторым (1147-1149) крестовым походом.


2.


Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r. Parchment, 1 f. 12 x 400 cm. Area of Lake Constance. Around 1330-1345. Zürich Armorial. Source

"В середине - второй половине XII в. возникает (локализация спорна) и получает широкое распространение в Западной и Центральной Европе культура употребления гербов как личных знаков наиболее влиятельной военной знати, а в конце XII - начале XIII в. - также простых рыцарей, младшей знати, а равно знатных женщин." [1]

3.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

"На протяжении XIII в. гербами обзаводятся те, кто претендовал на равенство с военной знатью или по крайней мере на частичную независимость от нее; распространяются гербы духовных лиц и корпораций (в т.ч. городов), горожан и крестьян (последние, как и евреи, широко пользуются гербами лишь с XIV в.)." [1]

4.


Фрагмент части 4 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Все изображения - из Цюрихского гербовника /Zürich Armorial (около 1335-1345), хранящегося в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, Швейцария.

Гербовники - собрания блазонов, т.е. описаний, либо изображений гербов в виде кодексов или свитков, появились в Западной Европе в XIII веке. В XIV-XV веках система геральдической кодификации в виде гербовников стала традиционной. Гербовники продолжали составляться в XVI-XVIII веках. Современное гербоведение различает: гербовники «по случаю» - созданные в связи с какими-либо конкретными событиями военного или политического характера: осадой, турниром, походом, договором и т.п.; институциональные; всеобщие; систематизированные (упорядоченные) и «вторичные».

5.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Цюрихский гербовник - один из "всеобщих" гербовников.

Всеобщие, или универсальные, или, как их иногда называют, провинциальные гербовники объединяют гербы некоего «универсума»: всего королевства или даже всего христианского мира в представлении создателей "документа". Всеобщие гербовники почти всегда - плод многолетнего творчества коллектива герольдов.

6.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Цюрихский гербовник, один из старейших сохранившихся в оригинале, является одним из самых важных и необычных документов средневековой геральдики, блистательное произведение и геральдического, и художественного творчества.

7.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Цюрихский гербовник /Wappenrolle von Zuerich; Zuercher Wappenrolle; Rôle de Zuerich имеет международное научное обозначение: WZ, ZWR, ZUR.

В настоящее время он состоит из четырех частей различной длины, которые могут быть объединены в один четырехметровый свиток.

8.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Иллюстрации располагаются на обеих сторонах пергамента. Цюрихский гербовник содержит 559 гербов высшего и мелкопоместного дворянства из Северной Швейцарии, Южной Германии и Западной Австрии. Гербы большей частью германской, а также высшей европейской знати, в т.ч. легендарные. Гербы состоят из щитов с шлемами и шлемовыми эмблемами. Имена даются рядом с каждым щитом. Кроме того, есть 28 знамен немецких епархий и монастырей (илл.26).

9.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r

Четыре сохранившихся части состоят из тринадцати пергаментных листов, сшитых вместе. Нумерация гербов в оригинале относится к 16-17 векам.

10.


Фрагмент части 1 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r

Часть 1 (36,5 см) содержит 22 герба знати (1-22) на лицевой стороне и 28 гербов епископств и монастырей на оборотной стороне.

11.


Фрагмент части 3 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

Части 2 и 3 (255,5 см) были сшиты вместе в 1930 году. Часть 2 состоит из четырех пергаментных листов, содержит гербы 23-104 и 108-114 на лицевой стороне и гербы 214-220, 224-308 на оборотной стороне. Часть 3, состоящая из трех сшитых пергаментных листов содержит гербы 105-107, 115-162 на лицевой стороне и гербы 163-213, 221-223 на оборотной стороне.

12.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Часть 4 (109 см), состоящая из пяти пергаментных листов, сшитых вместе, содержит гербы 309-378 на лицевой стороне и гербы 379-450 на оборотной стороне.

13.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

Гербовник является неполным. Отсутствующая часть - четвертая должна содержать еще 109 гербов, которые известны из копии - свитка конца 18 века. Сайт Virtual Manuscript Library of Switzerland, содержащий оцифрованную версию манускрипта и официальное описание, говорит только об этой копии.

14.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v

Заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всемирной истории РАН Александр Черных сообщает о четырех копиях XVI-XIX вв., две из которых в частных собраниях. "Существуют копии XVI и XVIII вв., причем последняя выполнена в стиле XIV в. и обе они содержат исчезнувшую часть оригинала со 108 гербами." [2]

15.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Многие из гербов по происхождению тяготеют к региону Боденского озера, на основании чего делается вывод о вероятном месте создании Цюрихского гербовника. Причины создания и авторство Цюрихского гербовника неизвестны.

16.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Всего в XIV в. наиболее известных «классических» гербовников в Западной Европе создано немногим больше 70. По сравнению с тремя десятками гербовников, появившимися за вторую половину XIII в., когда это явление возникло, в количественном отношении не очень много.

17.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

"Гербовники XIV века свидетельствуют о повсеместном распространении института герба и активном развитии геральдики как социальной системы визуальных признаков. Само наличие гербовников - показатель особого положения визуальной культуры в обществе XIV в.

18.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Нет сборников, допустим, печатей, или сборников оружия, но изображение гербов и сведение их в некие единые комплексы считается вполне достойным того, чтобы тратить на это пергамен и труд." [2]

19.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

20.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

21.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

22.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

23.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

24.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

25.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v

26.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r

27.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001v

То что в гербовнике из Цюриха сочетаются знаменные и щитовые формы гербов, по мнению Александра Черных, свидетельствует скорее в пользу отсутствия принципиальной разницы между ними. [2]

28.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

29.


Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v. Source

Zürich Armorial, вероятно, создан в Цюрихе или в районе Боденского (Констанцского) озера /Lake Constance. Время создания может быть отнесено к периоду между 1330 и 1345. Гербовник принадлежал историку и натуралисту из Цюриха Иоганну Якову Шейхцеру (1672-1733) /Johann Jakob Scheuchzer, позже стал частью коллекции антикварного общества Цюриха, а затем и Швейцарского национального музея.

Источники:
e-codices - Virtual Manuscript Library of Switzerland: Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760
[1] Геральдика // Словарь средневековой культуры. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Под ред. А. Я. Гуревича. 2003. С.101
[2] Черных А.П. Гербовники XIV века // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. - М.: Наука. Вып. 70 (1-2). 2009. С. 212-241. Цитирутся по сайту Геральдика сегодня. Александр Черных - заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всемирной истории РАН, кандидат исторических наук.
Александр Черных. Гербовники XIII века // Геральдика сегодня
Гербовник // Большая Российская энциклопедия

Первая редакция записи: Веселая геральдика, 2015-06-03. Сейчас - с изменениями и дополнениями.

Швейцария, геральдика, манускрипт, средневековая миниатюра, 14 век, средние века, шедевр

Previous post Next post
Up