Танец золотого века

Jun 01, 2016 17:30

От Дюрера и Кранаха к Матиссу и Парку Горького. От Гесиода до Ленина.



Около 1530. Фрагмент "Золотого века" Лукаса Кранаха Старшего. Старая пинакотека. Мюнхен, Германия. Полный вид - илл.6

У древних греков и других народов был миф о беззаботном золотом веке, когда земля все давала людям сама.

Статья "Золотой век" из энциклопедии "Мифы народов мира", впервые изданной издательством «Советская энциклопедия» в 1980 году. Цитата без исправления советских оборотов:

" Золотой век, мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества.

Отчётливее всего это представление выражено в поэме "Труды и дни" Гесиода и в "Метаморфозах" Овидия. По Гесиоду (Hes. Орр. 104-201), первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством.


2.


Около 1530. Фрагмент "Золотого века" Лукаса Кранаха Старшего. Национальный музей, Осло, Норвегия. Полный вид - илл.7

"Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...".

Умершие люди золотого века существуют и теперь в виде добрых "демонов", охраняющих порядок на земле. Но за золотым веком наступил серебряный, затем медный, - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний - железный век, испорченный и жестокий, когда "ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью".

3.


1520. Лукас Кранах Старший. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. Ксилография. Музей Метрополитен, Нью-Йорк / The Rest on the Flight to Egypt, with Dancing Angels. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). Woodblock. Sheet: 33.8 × 23.8 cm. Accession Number: 30.12.2. Metropolitan Museum of Art. Source

Сходно рисует картину золотого века римский поэт Овидий (Met. I 89-162), очевидно, заимствовав её из греческого мифа:

"Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.
Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная,
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.
Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой,
Плугом не ранена, всё земля им сама приносила.
...Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем,
Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева.
Боле того: урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки,
Капал и мед золотой, сочась из зелёного дуба...".

За золотым веком у Овидия, как и у Гесиода, следовали в порядке постепенного регресса серебряный, затем медный, наконец (минуя "век героев"), - железный, худший и тяжелейший из всех.

4.


1520. Отдых на пути в Египет. Лукас Кранах Старший. Ксилография. Музей Метрополитен, Нью-Йорк / The Rest on the Flight to Egypt, with Dancing Angels. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). Woodblock. Sheet: 33.8 × 23.8 cm. Accession Number: 30.12.2. Metropolitan Museum of Art. Source

Но наряду с мифом о золотым веком народы античности знали и более реалистическое, хотя и облеченное в мифологическую форму, представление о "ранних временах" творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей.

5.


1520. Пляшущие ангелочки-putti. Лукас Кранах Старший / The Rest on the Flight to Egypt, with Dancing Angels. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). Woodblock. Sheet: 33.8 × 23.8 cm. Accession Number: 30.12.2. Metropolitan Museum of Art. Source. Еще один фрагмент: Кранахи. Часть 2. Время и работы. Германия эпохи Возрождения и Реформации, илл.26

В основе дошедшей до нас античной версии мифа о золотом веке лежат народные мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о "предках", живших лучше, чем теперешние люди, и наделенных особыми чудесными способностями.

Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось двойственное представление о "предках": с одной стороны, они изображаются как бесформенные и беспомощные, "недоделанные" существа, а с другой - некоторые из "предков" обладают особыми способностями: опускаться под землю, восходить на небо и пр.

В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический мотив - "от противного" (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, - лучше), который и лег в основу развития мифологемы золотого века. Этот мотив, видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно было, по контрасту с жестокой действительностью "железного века", казаться людям беззаботной, счастливой порой.

6.


Около 1530. Золотой век. Лукас Кранах Старший. Старая пинакотека. Мюнхен, Германия / Lucas Cranach the Elder (1472-1553). The Golden Age. Circa 1530. Oil on panel mounted on oak. 73.5x105.3 cm. Alte Pinakothek. via. Original (5720 x 3973)

Как своего рода золотой век характеризуется заря мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворенный мир гармоничен, асы радостны, все из золота и т.д.); конец ему кладет "первая война" (асов и ванов). В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора - это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существование райской страны Тильмун, "страны живых", не знающей ни болезней, ни смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т.е. обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.

7.


Около 1530. Золотой век. Лукас Кранах Старший. Национальный музей, Осло, Норвегия / Lucas Cranach the Elder (1472-1553). The Golden Age. Circa 1530. Oil on panel. 75 × 103.5 cm. National Gallery, Norway /Nasjonalgalleriet, Oslo. Accession number NG.M.00519. Google Art Project. Source. Original (7554 x 5411)

Представления о золотом веке можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах. Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь, например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь, спрашивали, какая она - белая, чёрная или голубая. Человеческая жизнь становилась короче и короче.

Представление о золотом веке имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых других мифологиях.

8.


1495. Альбрехт Дюрер / Albrecht Durer. Putti Dancing And Making Music. 1495. Ink, paper. Pushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia. via

Своеобразный вариант мифа о золотом веке составляет библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны богом за ослушание (Быт. 1-3). Перейдя позже в христианское вероучение, этот библейский миф получил в нём совершенно исключительное значение, превратившись в один из важнейших догматов всей христианской религии: "грехопадение" первых людей, как основная причина греховности всего человечества, - отсюда и потеря рая, и всё мировое зло.

9.


1530-е. Даниэль Хопфер / Virgin and Child with Angels Dancing in a Landscape. 1530s. Artist: Daniel Hopfer (German, Kaufbeuren 1471-1536 Augsburg). Artist: After Marcantonio Raimondi (Italian, Argini (?) ca. 1480-before 1534 Bologna (?)). Artist: After Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). Artist: After Albrecht Dürer (German, Nuremberg 1471-1528 Nuremberg). Etching; second state of two. 12.4 x 34.1 cm. Accession Number: 24.6.2. Metropolitan Museum of Art. Source

Изображения жизни первых людей в раю очень часты в средневековой христианской иконографии.

Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о золотом веке оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени. Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем, не знавшими классового гнёта, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение знакомой картины библейского рая - золотого века. Отсюда идея о "добром дикаре", живущем по разумным законам природы.

10.


XVI век. Лука Камбьязо / Luca Cambiaso (Italian, 1527-1585). Eight putti dancing around a dog. Pen and brown ink and brush and brown wash over black chalk. 23.6 x 33.4 cm. Princeton University Art Museum. Source

Эта идея часто встречается в литературе 16 в. (П. Мартир, М. Монтень и др.), в 17 в. (Ж. дю Тертр), 18 в. (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Гердер) и даже у учёных 19 в., склонных идеализировать "естественное" состояние древнего человечества (Л. Морган, Н. Зибер и др.).

В противовес этой идеализации, В. И. Ленин писал: "Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой". "

Токарев Сергей Александрович. [Золотой век // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл.ред. С.А.Токарев. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т.1, стр. 471-472.]

11.


1909-1910. Анри Матисс (1869-1954). Танец. Холст, масло. 260x391 см. Франция. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства. Происходит из собрания С.И. Щукина. Инвентарный номер: ГЭ-9673. Государственный Эрмитаж. Source

Описание к "Танцу" Анри Матисса на сайте Эрмитажа: " Два грандиозных парных панно "Танец" и "Музыка" принадлежат к числу самых значительных работ Матисса, выполненных им между 1908-1913 гг. Созданные по заказу одного из крупнейших коллекционеров французского искусства второй половины XIX - начала XX в. Сергея Ивановича Щукина в 1910 г., они украшали до революции 1917 г. лестничную площадку его московского особняка. Обе композиции принадлежат к работам, объединённым темой "золотого века" человечества и потому в них представлены не конкретные люди, а умозрительные образы-символы. Истоки "Танца" Матисса лежат в народных плясках, сохраняющих, может быть, уже не всегда читаемый код ритуального действа языческих времен. До щукинского полотна тема танца прошла несколько стадий своего воплощения. Только в композиции 1910 г. она обрела всю страстность и выразительность звучания. Неистовство языческих вакханалий воплощено в мощном, ошеломляющем аккорде красного, синего, зеленого, объединяющем Человека, Небо и Землю. Пять фигур очерчены четко и выразительно, их деформация - выражение страстного возбуждения и власти всепоглощающего ритма. Стремительное совместное движение наполняет тела неукротимой жизненной силой. И красный цвет, "слегка варьированный в плотности", становится символом внутреннего жара. Фигуры танцуют в глубокой синеве Космоса. Зеленый холм заряжается энергией пляшущих, опадая под их ногами и упруго поднимаясь. Но при всей экспрессивности "Танца" Матисс самой организацией полотна снимает излишнюю эмоциональность сюжета. Логика и чувство меры соединяют инстинкт и сознание в гармоническое целое. Оно - и в равновесии действующих в картине центробежных и центростремительных сил, и в очертаниях левой, сильной, классической в пропорциях, мужской фигуры. "

12.


1920-е. Танцы у павильона Центрального управления лесной промышленности в Парке Горького, Москва. Архитекторы С.Н. Грузенберг, А.Я. Лангман, художник А.А. Экстер. Из архива Парка Горького. Source

Какие еще можно вспомнить работы с мотивом подобных танцев? Их, безусловно, очень много.

Также:
Танцы средневековые маргинальные
Музыканты средневековые маргинальные
Лира, арфа; кифара, псалтерий - что есть что, значение и оппозиции
Веселая философия

сюжеты, Кранахи, модернизм, сравнение, танец, мифы, Северное Возрождение

Previous post Next post
Up