Кранахи. Часть 2. Время и работы. Германия эпохи Возрождения и Реформации

May 18, 2016 17:30


Архивное

В университетском городе Виттенберге, где многие десятилетия работало семейство Кранахов, жителей было всего две тысячи человек, но это город из которого начались перемены, затронувшие весь западный христианский мир. О времени и среде, в которых трудились Кранахи.

Продолжение. Начало: Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы



Фрагмент титульной работы выставки. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Вторая половина 1510-х, около 1517-1518. Музей изящных искусств, Будапешт. Source

В Москве в Пушкинском музее с 04 марта по 15 мая 2016 проходила первая российская монографическая выставка работ семьи Кранахов «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Материалы по теме выставки: некоторые произведения, демострировавшиеся на ней, и информация о Германии времен Кранахов на основе данных из научного каталога выставки, в основном статьи историка германиста Всеволода Володарского.

Германия эпохи Возрождения и Реформации

Немецкие земли в конце XV-XVI веке являлись хотя и главной, крупнейшей, но лишь одной из составных частей самого большого в Европе политического образования, официально называвшегося Священной Римской империей германской нации.


2.


Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога. Фотография картины. Изображение сцены сожжения на костре книг в присутствии правителя и его свиты традиционно считается символом публичного осуждения общественно вредной идеи. Раньше сюжет определялся как сожжение книг Яна Гуса перед одним из князей Германской империи. Сейчас предполагают, что изображен эпизод сожжения сочинений Ария в присутствии императора Константина Великого в 325 году после первого Вселенского собора

Империя включала, помимо германского ядра, территории таких современных стран, как Австрия, Чехия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, а также графство Бургундию, несколько позже - и Западную Венгрию. Формально в империи числились еще Швейцария и ряд областей в Северной и Средней Италии, но на деле они вели самостоятельную жизнь.

3.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Скан из каталога. Source

Население собственно Германии в начале XVI века составляло около 12 млн человек, причем в деревне жили 90% из них, страна оставалась преимущественно аграрной. Чехия и Нидерланды насчитывали тогда по 2 млн человек.

4.


Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музей / The First Tournament. Lucas Cranach the Elder. 1506. Woodcut; second state of two (Hollstein). Sheet: 26.6 × 37 cm. Accession Number: 27.55. Metropolitan Museum of Art. Source

Всю Германию покрывала густая сеть из трех тысяч городов и городков, в большинстве - полуаграрных, с населением всего от 500 жителей до 2 тысяч. Типичен в этом отношении Виттенберг - город на Эльбе, который саксонский герцог Фридрих Мудрый сделал своей резиденцией, выстроил в нем замок, открыл университет, в котором преподавал Мартин Лютер.

5.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музея

В Виттенберге, где поселилось и многие десятилетия работало семейство Кранахов, проживало 2 тысячи человек. Лишь 15 городов Германии имели тогда от 10 до 20 тысяч жителей, еще 4 - Любек, Гамбург, Бремен и Росток - до 25 тысяч, и только Аугсбург, Нюрнберг и Кёльн - примерно по 40 тысяч, что для Европы в целом было величиной города среднего масштаба.

6.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музея

Во главе Германии стоял король, власть которого в силу исторической традиции не была наследственной, его избирали, стремясь получить за это все новые права и привилегии, семь курфюрстов - крупных территориальных властителей. Немецкий король имел право также короноваться в качестве императора, причем в отличие от былых времен участие в этом папы римского стало необязательным. На протяжении всего периода жизни художников Кранахов императоры принадлежали к династии Габсбургов. Власть их была велика, интересы династии и древние традиции безмерных притязаний императоров побуждали их стремиться к расширению своих владений, но сама Германия, вопреки попыткам ее централизации, из-за постоянного сопротивления набравших силу князей оставалась политически раздробленной, состояла из множества больших и малых феодальных владений, светских и церковных.

7.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музея

Помимо курфюрстов, в начале XVI века в стране было около 70 князей - светских лиц, епископов и архиепископов, 70 аббатов крупнейших монастырей, более 120 имперских графов и близких к ним по статусу «господ» (баронов), многочисленные владельцы рыцарских имений. Характерно при этом двойственное положение князей - император был для них монархом, но в своих владениях они сами выступали по отношению ко всем нижестоящим - к земской знати, местному рыцарству и городам, не имевшим прямого имперского подчинения. - как монархи.

8.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музея

Этот политический полицентризм уже со второй половины XV века привел к интенсивному росту дворов властителей разных рангов - от курфюрстов до имперских графов, - а соответственно и к развитию придворной культуры. Образцами при этом служили обычно дворы Италии, Франции, императора. папы римского, но с поправкой на доходы и другие возможности властителя.

Общее число центров придворной культуры того времени доходило в Германии примерно до трехсот, из них около тридцати, помимо двора императора, были крупнейшими. В число этих тридцати входили и дворы саксонских курфюрстов, на которых работали Кранахи, и дворы ряда других заказчиков их искусства.

9.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Первый турнир. 1506. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: лист из Метрополитен-музея

Переходные периоды щедры на сложные культурные «смеси». Немецкая культура эпохи Возрождения - это и старые средневековые традиции, и новые тенденции: гуманизм; Реформация или Католическая реформа.

Элементы такой «смеси» были присущи и гуманизму, зародившемуся в Германии в первой половине XV века под влиянием итальянской культуры.

В противовес studia divinitatis, наукам о божественном как основе средневековой схоластической системы знания, studia humanitatis, новый комплекс гуманитарных дисциплин, направленный на изучение проблем человека, помимо традиционных грамматики и риторики включил филологию, поэтику, историю, этику, педагогику.

10.


Лукас Кранах Старший. Второй турнир (Фрагмент с ковром). 1509. Гравюра на дереве. 30,6 х 42,5 см. Инв. № ОГ-141760. Государственный Эрмитаж. Название на сайте Эрмитажа: Турнир (на фоне ковра с Самсоном). Source. Одна из трех ксилографий Кранаха, посвященная состязанию, проводившемуся на рыночной площади Виттенберга 15 и 16 ноября 1508 года. Кранах оформлял сам этот турнир, в том числе ему принадлежали эскизы для шпалер. Одна из них, видимо, и изображена свешивающейся с трибуны.

Гуманизм в Германии сложился с рядом особенностей - с интересом не только к античному наследию и новой образованности, но и к актуальным для Германии религиозно-этическим, церковно-политическим, национально-патриотическим вопросам.

Главными центрами гуманизма стали городские кружки, складывавшиеся вокруг видных гуманистов, и артистические, наиболее многолюдные факультеты университетов. Акцент в Германии обычно ставился не на идеале универсальных дарований, как в Италии, не на образе идеального придворного, как во Франции, а на сочетании этических добродетелей с широкой эрудицией, профессиональной ученостью человека. Эстетические представления немецких гуманистов проявлялись преимущественно в их отношении не к искусству, а к языку, его стилю.

11.


Фрагмент листа из Метрополитен-музея. Лукас Кранах Старший. Второй турнир (Фрагмент с ковром). 1509. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж / The Tournament with Samson and the Lion. Lucas Cranach the Elder. 1509. Woodcut. Accession Number: 18.65.4. The Metropolitan Museum of Art. Source. Лист из Мет в высоком разрешении: Original (3696 x 2624)

Немецкие гуманисты тяготели не столько к гармоническим, сколько к экспрессивным формам, что сказалось в любви к сатире, к приемам гиперболы и гротеска.

На рубеже XV-XVI веков одним из крупнейших немецких гуманистов был Конрад Цельтис (1459-1508). Император Максимилиан I наградил его за стихи лавровым венком и поставил во главе созданной при Венском университете коллегии поэтов и математиков. Кранах в Вене вращался в цельтисовской гуманистической среде.

12.


Фрагмент листа из Метрополитен-музея. Лукас Кранах Старший. Второй турнир (Фрагмент с ковром). 1509. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж / The Tournament with Samson and the Lion. Lucas Cranach the Elder. 1509. Woodcut. Accession Number: 18.65.4. The Metropolitan Museum of Art. Source

Самым знаменитым гуманистом всего развивавшегося вне Италии Северного Возрождения стал в первые десятилетия XVI века уроженец Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536). Он жил то в одной, то в другой стране, но сыграл исключительно важную роль в развитии немецкой культуры.

13.


1515. Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Скан из каталога. В раме

В Германии знаменитыми гуманистами были Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен, Филипп Меланхтон.

Особо прославились сочинения:
- Корабль дураков гуманиста Себастьяна Бранта - сатира в стихах на нравы и пороки общества, положившая начало целой волне международной литературы о дураках.
- Письма темных людей - анонимно изданная коллективная пародия группы гуманистов на переписку невежественных и злобных обскурантов - монахов и инквизиторов.

14.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Святой Иероним в пустыне. Около 1515. Государственные музеи Берлина, Картинная галерея. Инв. № 565. Дерево (липа), темпера, масло. 51,2 х 37,6. / Lucas Cranach der Ältere. Der Hl. Hieronymus in felsiger Landschaft. Um 1515. Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie. Source. Original (3118 x 4250)

Параллельно гуманизму в Германии развивалась критика пороков клира и церкви со стороны всех слоев общества. Были популярны идеи о ее «порче во главе и в членах».

Эта критика резко обострилась в XV веке, после с трудом преодоленного внутрицерковного раскола и усиления в среде клира движения за реальное верховенство в церкви не папы, а соборов. Новая ситуация сказалась и на двух нереализованных проектах «реформации» порядков церкви и империи, связанных с именами императоров Сигизмунда и Фридриха III Габсбурга. В свою очередь император Максимилиан I заказал гуманисту Якобу Вимпфелингу публикацию в 1510 году Жалоб немецкой нации, в которых отразилось всеобщее недовольство в Германии финансовыми поборами римской курии.

15.


Около 1512 года. Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Святой Иоанн Евангелист. Собрание Максима Кочерова, Москва. Работа до реставрации, на выставке - отреставрированная / Workshop of Lucas Cranach I. Saint John the Evangelist. Oil on panel. 77.2 x 29.2 cm. Price Realized £23,900 ($42,614). Estimate £15,000 - £20,000 ($26,745 - $35,660). Sale 6893 - 21 April 2004, London, Christie's. Source

Внешняя сторона церковной жизни в начале XVI века, по свидетельствам современников, могла казаться великолепной. Громадный размах обрели церковное строительство, распространение культа святых и Девы Марии, паломничество к германским святыням, в Палестину, Рим, в Испанию к гробнице апостола Иакова. Князья соперничали друг с другом в собирании тысяч христианских реликвий, народ набивался в церкви, чтобы послушать проповедников, чередовавших наставления с забавными притчами на темы жизни местной паствы, в городах действовало множество различных религиозных братств.

Немецкий клир и монашество перенимали методы алчной финансовой политики Рима - регулярные отчисления от десятины и других церковных сборов, плату за назначение на церковные должности, торговлю «отпущением грехов» и прочего. При этом некоторые церковнослужители и сами проявляли беззастенчивую жажду власти и наживы.

16.


1510-1515. Христос. Первый лист серии Христос, двенадцать апостолов и святой Павел. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: из Метрополитен-музея / Christ from Christ, the Apostles and St. Paul. Series: Christ, the Apostles and St. Paul. Lucas Cranach the Elder. Woodblock. Sheet: 36 × 21.8 cm. Accession Number: 21.35.3. Metropolitan Museum of Art. Source

Образцом вседозволенности в церковной практике стало запрещенное сосредоточение трех должностей: архиепископа Магдебурга, управителя епископством Хальберштадта и архиепископа Майнцского (канцлера Германии и второго лица после императора) - в руках молодого маркграфа Альбрехта Бранденбургского. Чтобы получить все это, он в расчете на будущие доходы затратил огромные суммы денег на местах и в Риме, взяв средства в долг у крупнейших богачей эпохи - Фуггеров.

Одним из путей возвращения долга стало участие монаха Тецеля, агента Альбрехта и папы римского, в его разъездной торговле индульгенциями, грамотами «отпущения грехов», в том числе тем душам покойников, которые, как верили, находятся в чистилище и без такого отпущения лишены рая.

17.


1509. Лукас Кранах Старший. "Се, Человек!". Восьмой лист серии Страсти Христовы. Гравюра на дереве. На выставке: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Ecce Homo, from The Passion. Lucas Cranach the Elder. Woodblock. Sheet: 17.2 × 25.3 cm. Metropolitan Museum of Art. Source

В конце октября 1517 года против индульгенций как извращения подлинной роли покаяния в грехах и постыдного акта откровенного корыстолюбия резко выступил в своих 95 тезисах, призывая к диспуту, профессор университета в Виттенберге, монах-августинец и теолог Мартин Лютер. Его тезисы, поначалу распространявшиеся лишь друзьями-гуманистами и членами его монашеского ордена, за короткий срок получили широкую поддержку в немецком обществе, дали мощный импульс развитию антиримского оппозиционного движения и стали началом первого этапа Реформации - движения и процессов, которые со временем вышли далеко за рамки Германии.

18.


1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Петра. Первый лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Peter from the Martyrdom of the Twelve Apostles. Series: The Martyrdom of the Twelve Apostles. Lucas Cranach the Elder. Woodblock. Sheet: 16 × 12.5 cm. Metropolitan Museum of Art. Source

В тезисах Лютера, еще достаточно противоречивых, и в его дальнейших работах, зачастую вызванных нападками многочисленных оппонентов, начали складываться основы учения, не раз уточнявшегося и, по оценке Лютера, лучше всего систематизированного примкнувшим к нему гуманистом Меланхтоном.

19.


1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Андрея. Второй лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Andrew from the Martyrdom of the Twelve Apostles. Series: The Martyrdom of the Twelve Apostles. Lucas Cranach the Elder. Woodblock. 16.3 × 12.5 cm. The Metropolitan Museum of Art, New York. Source

Важное место в этом учении принадлежит концепции трех только:

- человек спасается только верой;
- он обретает ее только через милость Божию, а не в результате личных заслуг;
- авторитетом в делах веры является одно лишь Священное писание.

20.


Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531. Дерево (липа), темпера, масло. 98,5 х 72,5. Инв. № 574. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source. Олоферну приданы черты императора Карла V - ревностного католика и злейшего врага курфюрста Иоганна Твердого (Постоянного), на службе у которого состоял Кранах.

Это учение вело к далеко идущим последствиям. Если участь верующего определяют лишь его личностные отношения с Богом, только Божье милосердие, теряют свою роль вся многоступенчатая церковная иерархия во главе с папой римским, посредническое значение католического клира, все «церковное предание», то есть постановления пап и почти всех соборов, лишь затемняющие слово «чистого Евангелия», «открытого всем», отвергается каноническое право, которым обосновывались притязания папства и старой церкви.

20.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531 / Judith an der Tafel des Holofernes. 1531. Lucas Cranach der Ältere. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source

[Деталь с руками крупнее и мнение Виктора Пивоварова о происходящем]
20-1.



Художник Виктор Пивоваров: "Эротизм Кранаха иногда принимает такие дерзкие формы, будто он начитался Юнга. На мою выставку в Пушкинском музее организаторы поставили 18+, а на Кранаха не поставили. А там творится нечто невообразимое. Там, например, есть картина «Юдифь на празднике Олоферна». За большим столом сидит компания нарядно одетых мужчин во главе с Олоферном. Рядом Юдифь, которая в ладошках протягивает Олоферну довольно странный предмет. Если вглядеться внимательнее, этот предмет более чем напоминает женские гениталии. Но это не все. Олоферн держит в руке кинжал, который направлен прямо в сердцевину этого предмета. Поскольку Кранахом я интересуюсь давно, я эти его юнговско-фрейдовские штучки знаю." Source


21.


Неприметный персонаж около левого края картины - автопртрет Кранаха Старшего. Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. 1531. Дерево (липа), темпера, масло. 98,5 х 72,5. Инв. № 574. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source

Не признавая функции духовенства как высшего духовного авторитета, Лютер, однако, не сомневается в необходимости иной, евангелической церкви, наставницы, помогающей людям в религиозной жизни, понимании Писания и поддержке «смирения» человека в повседневном поведении.

22.


Лукас Кранах Старший. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531. Дерево (липа), темпера, масло. 98 x 73,6. Инв. № 675. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Lucas Cranach der Ältere. Im Zelt des Holofernes (Tod des Holofernes). 1531. 98 x 73,6 cm. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source. Cranach Digital Archive

В 1520 году Лютер выдвинул программу церковно-политических преобразований и учение о всеобщем священстве, которым обладают в силу крещения все миряне, что исключало проводимое римской церковью различие между светскими и духовными лицами, в том числе в обряде причастия.

23.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Im Zelt des Holofernes (Tod des Holofernes) 1531. Lucas Cranach der Ältere. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source

[Всадники крупнее]
23-1.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Source


Вскоре из семи таинств Лютер на основе Писания стал признавать лишь два - крещение и причащение. Угрозы и репрессии, папская булла и сожжение книг Лютера его не остановили.

На Вормсском рейхстаге 1521 года он должен был отречься от своих убеждений в присутствии императора и высшей знати империи, но категорически отказался сделать это.

24.


На заднем плане картины - замок Вартбург, где размещалась одна из резиденций патрона Кранаха Иоганна Фридриха Великодушного. Здесь в 1521-1522 годах скрывался от преследователей Мартин Лютер и здесь он перевел на немецкий язык Новый Завет. Лукас Кранах Старший. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Фрагмент. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота.

[Замок крупнее]
24-1.


Замок Вартбург / The death of Holofernes. 1531. Lucas Cranach the Elder. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source


Его ждали суд в Риме и костер, но его похитили и спрятали в замке Вартбурга слуги курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого, и там Лютер начал перевод на немецкий язык Священного Писания. Завершение этого труда и его качество сыграли огромную роль в развитии Реформации, немецкого языка и национальной литературы.

25.


Голова Олоферна, похожего на ненавистного императора Карла V, отправляется в мешок. Лукас Кранах Старший. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Фрагмент. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Source

Несколько связанных с Реформацией важных вех.

В реформационном движении образовался ряд различных течений, по-своему толковавших тексты Священного Писания или ссылавшихся на «внутренний голос», непосредственное откровение от Святого Духа.

Подходы к политическим, социальным, культурным вопросам времени решались по-разному.

26.


Ангелочки-putti какие-то недобрые. Фрагмент ксилографии. 1520. Отдых на пути в Египет. Лукас Кранах Старший. На выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: деталь листа из Мет / The Rest on the Flight to Egypt, with Dancing Angels. Lucas Cranach the Elder. Woodblock. Sheet: 33.8 × 23.8 cm. Accession Number: 30.12.2. Metropolitan Museum of Art. Source

1522-1523. Восстание рыцарей.

Усиление княжеской власти стимулировало попытку части рыцарства добиться улучшения своего положения и секуляризации целого церковного княжества путем восстания в 1522-1523 годах. Его возглавил Франц фон Зиккинген, заявивший о поддержке Реформации. Восстание было подавлено, Зиккиген погиб, его идейный наставник Гуттен, видевший в Лютере своего союзника по патриотической борьбе против засилья Рима и его ставленников в Германии, вскоре умер в изгнании.

27.


1509. Фрагмент. Отдых на пути в Египет. Лукас Кранах Старший. Ксилография

1524-1525. Крестьянская война.

Летом 1524 года на юго-западе Германии начались крестьянские волнения, которые переросли в охватившую огромную территорию самую большую в истории Германии Крестьянскую войну. В ней появились организованные по примеру ландскнехтов крупные военные отряды крестьян. Отказываясь выполнять новые нормы повинностей, громя замки и монастыри, участники восстания на сходках вырабатывали свои требования к властям и феодалам. В самом популярном программном документе 12 статей первым выдвигалось навеянное Реформацией требование свободного выбора общиной священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Восстание было жестоко подавлено, погибло, по новейшим данным, около 75 тысяч повстанцев, а один из их лидеров, Томас Мюнцер, призывавший передать всю власть простому народу, после жутких пыток был казнен.

Лютер с ненавистью осуждал мятеж: побеждать должно слово, а не кулак. Поражение восстания укрепило взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей и городских магистратов.

28.


1509. Фрагмент. Отдых на пути в Египет. Лукас Кранах Старший. Ксилография

В 1529 году на рейхстаге в Шпейере император Карл V потребовал строгого соблюдения принятых в Вормсе в 1521 году решений против лютеранской ереси. Католическое большинство участников настаивало на обязательности католических церковных служб в землях и городах сторонников евангелизма. Меньшинство - 5 княжеств и 14 городов - заявили протест: в делах совести и веры невозможно подчиняться большинству. С этой поры сторонников Реформации стали называть протестантами.

29.


1509. Отдых на пути в Египет. Лукас Кранах Старший. Ксилография. Откуда был лист на выставке - не помню, а в каталоге его почему-то нет, как и еще, как минимум, двух листов. Здесь: из Мет / Rest on the Flight into Egypt. Lucas Cranach the Elder. 1509. Woodblock. Sheet: 28.7 × 19.1 cm. Accession Number: 1986.1180.61. Metropolitan Museum of Art. Source

В 1530 году на Аугсбургском рейхстаге была сделана попытка путем сравнения позиций и переговоров добиться согласия католиков и протестантов. Лютер как еретик участвовать в переговорах не мог, их провел Меланхтон, давший в Аугсбургском исповедании систематическое изложение основ лютеранства. Свои варианты исповедания прислали Ульрих Цвингли из Швейцарии и четыре города, где автором их версии был Мартин Буцер. Католики дали написанное старым противником Лютера Иоганном Экком перечисление в 404 пунктах еретических заблуждений протестантов. Переговоры провалились.

Протестантские князья и города заключили военно-политический союз с целью самозащиты.

30.



.



"Тиражная" живопись. На выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота. Инв. № SG 8, SG 9. Здесь: работы из Метрополитен-музея. Слева: Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонский. Дерево (бук), темпера, масло. 20,2 x 14,6 / Friedrich III (1463-1525), the Wise, Elector of Saxony. Lucas Cranach the Elder and Workshop. Date: 1533. Oil on beech, with letterpress-printed paper labels. 20.3 x 14.3 cm. Accession Number: 46.179.1. The Metropolitan Museum of Art, New York. Source. Справа: Иоганн I Твердый, курфюрст Саксонский. Дерево (бук, доска паркетирована), темпера, масло. 20,4 x 14,5. На выставке: Инв. № SG 9. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Здесь: Метрополитен-музей / Johann I (1468-1532), the Constant, Elector of Saxony. Lucas Cranach the Elder and Workshop. Date: 1532-33. Oil on beech, with letterpress-printed paper labels. 20.3 x 14.3 cm. Accession Number: 46.179.2. The Metropolitan Museum of Art. Source. Объединенные в пару посмертные портреты саксонских курфюрстов принадлежат к большой группе подобного рода изображений, впервые заказанных Кранаху его патроном Иоганном Фридрихом I Великодушным вскоре после избрания его курфюрстом Саксонским в 1532 году.

От войны с протестами императора отвлекли войны с Францией и Турцией.

Заключив мир с Францией, в 1546 году Карл V все же заявил, что должен покарать членов союза, но не за религиозные взгляды, а за нарушение законов империи. Саксонский герцог Мориц перешел на сторону Карла, получив прозвище Иуда.

В битве при Мюльберге на Эльбе в 1547 году император одержал полную победу, союз протестантов был распущен, Виттенберг заняли войска Карла V.

31.



.



Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный. Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская. Дерево (бук), темпера, масло. 19,8 х 13,8 и 20,2 х 14. Инв. № 52/13, 53/12. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Johann Friedrich von Sachsen. Schlossmuseum Friedenstein Gotha. Sibylla, Kurfürstin von Sachsen, Gemahlin Johann Friedrichs des Großmütigen. h. 0,2, b. 0,14. L. Cranach Werkstatt, Bez. mit dem Drachen 1535. Gegenstück zu Ahv. 362. Schlossmuseum Friedenstein Gotha. Source. "Тиражная" живопись

Теперь, однако, усиления мощи центральной власти стали опасаться католические князья. Герцог Мориц возглавил на сей раз противников императора, они неожиданно напали на Карла V, ему пришлось бежать из своей резиденции в Инсбруке.

Начались долгие переговоры, и на рейхстаге в 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, утвердивший принцип «чья власть, того и вера». Политика Карла V провалилась, он решил отречься от престола.

32.


Около 1575. Лукас Кранах Младший. Воскресение Христа с предстоящей семьей донатора (Эпитафия Михаэля Тойбера?). Дерево (липа), масло. 187,5 x 136,5 см. Собрание Константина Мауергауза, Москва / Lucas Cranach the Younger (1515-1586). The resurrected Christ with a donor family. Possibly circa 1573 or 1574. Oil on panel. Description: An epitaph: The Resurrected Christ with a donor family, probably the family of Michael Teuber (1524-1586), heavenly Jerusalem beyond. 186.1 × 135.6 cm. Christie's: London, 08.07.2014, lot 51. Source, via, via

Развитие Реформации в Германии и Европе продолжалось, но 1555 год стал рубежом - началась эпоха Контрреформации и Католической реформы, когда на обеих сторонах, протестантской и католической, надолго стала проводиться сходная политика: укрепление союзов тронов и алтарей соответствующей веры.

33.


Фрагмент. Лукас Кранах Младший. Воскресение Христа с предстоящей семьей донатора (Эпитафия Михаэля Тойбера?). Около 1575. Собрание Константина Мауергауза, Москва

Источник для текста основной:
Издание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом - М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6 (тексты из каталога не цитируются, они переработаны) // Всеволод Володарский. Германия эпохи Возрождения и Реформации - Стр. 36-42 / Сожжение запрещенных книг… - Стр.88-89 и всё остальное. Автор статьи "Германия эпохи Возрождения и Реформации" - Володарский Всеволод Матвеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Специалист по истории Германии и культуре эпохи Возрождения, автор более 300 работ.

Ранее:
Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы
Кранах. Аллегория Ветхого и Нового Завета

художник, выставки, Кранахи, 16 век, живопись, средние века, Северное Возрождение

Previous post Next post
Up