Византийские Адам и Ева из слоновой кости

Mar 30, 2016 17:30

«Женщина, которую Ты мне дал, - она дала мне эти плоды, и я ел их» - сказал Адам Господу. То есть: я тут вообще ни при чем - Ты Сам мне ее дал, а она мне это всучила, что мне оставалось делать? И Адам даже не поинтересовался что же там ему женщина подсовывает. В Книге Бытия описана модель поведения, которая повторяется затем из поколения в поколение. В мифах, сказках всегда так - что женщина предлагает, то наивный мужчина и поглощает бездумно.

Византийские Адам и Ева из слоновой кости, несколько примеров:



Адам. Фрагмент панели из слоновой кости от ларца с историей Адама и Евы. X-XI века. Константинополь. Культура: Византийский. Слоновая кость, позолота, полихромная раскраска. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

" 3мей был самым хитрым из всех зверей, созданных Господом Богом. Он спросил у женщины: «Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду?» - «Нам можно есть плоды, - ответила женщина. - Вот только про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал, чтобы мы его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем!» - «Не умрете, - сказал змей. - Но Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги - познаете добро и зло!»


2.


Начало XI века. Константинополь. Происходит из Аббатства Св. Максимина в Трире, Германия. Гессенский государственный музей, Дармштадт, Гессен / Darmstadt, Hessisches Landesmuseum. Rosettenkasten (box with rosette decoration). Der aus Elfenbein, Nussbaumholz und vergoldetem Kupfer gefertigte Rosettenkasten stammt aus der Abtei St. Maximin in Trier. Er entstand Anfang des 11. Jh. in Konstantinopel. Source

Женщина увидела, что плоды этого дерева годятся в пищу, приятны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела, и мужу дала плод, чтобы он съел. Они прозрели, увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы.

3.


Адам и Ева. Константинополь, конец X - начало XI века. Музей Клюни / Adam et Eve, coffret Constantinople, fin Xème siècle, début XIème. Photographié au Musée national du moyen-âge - thermes et hôtel de Cluny. via

Когда повеял вечерний ветер, они услышали, как по саду идет Господь Бог, и спрятались за деревьями. «Где ты?» - позвал человека Господь Бог. Тот ответил: «Я услышал, как Ты идешь по саду. Я испугался своей наготы и спрятался». - «Кто сказал тебе про твою наготу? - спросил Господь Бог. - Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть?»

4.


Скорбь Адама. X-XI вв. Византия, Константинополь. Слоновая кость / Sorrowing Adam. 10th-11th century. Byzantine ivory plaque. Constantinople. 7 x 8 x 0.8 cm. Baltimore, Walters Art Museum. Source

Человек ответил: «Женщина, которую Ты мне дал, - она дала мне эти плоды, и я ел их». - «Зачем ты это сделала?» - спросил Господь Бог у женщины. Та ответила: «Змей меня обманул, и я ела».

И Господь Бог сказал змею: «Ты проклят за то, что сделал: изгой средь зверей и скота, ты будешь ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь. Тебя и женщину Я сделаю врагами, и дети ваши будут врагами друг другу: сын ее голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту». " { Библейская Ахиллесова пята }

5.


X-XI вв. Византия, Константинополь. Метрополитен-музей / Panels from an Ivory Casket with the Story of Adam and Eve. Date: 10th or 11th century. Made in Constantinople. Culture: Byzantine. Medium: Ivory, gilt, polychromy. Dimensions: Overall: 6.5 x 9.9 x 0.5 cm. Inscribed: (incised at upper left) ADAM / (by Eve) EVA. Accession Number: 17.190.139. The Metropolitan Museum of Art. Source

" Женщине Господь Бог сказал: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей. Мужа своего ты будешь вожделеть, а муж будет господином твоим».

6.


Panel from an Ivory Casket with the Story of Adam and Eve. Date: 10th or 11th century. Made in Constantinople. Culture: Byzantine. Ivory, gilt, polychromy. Dimensions: Overall: 6.7 x 9.3 x 0.5 cm. Inscribed: (incised at upper left) ADAM / (top center) EVA. Accession Number: 17.190.138. The Met. Source. [The Metropolitan Museum of Art]These panels are from a series of scenes of the lives of Adam and Eve that originally decorated a small box. On one panel Adam and Eve, identified by Greek inscriptions, harvest grain; on the other they work at a metal forge. Two intact caskets that show similar scenes of Adam and Eve's toil also display Ploutos, the personification of wealth-a reminder to the owner of the treasure stored in the casket that prosperity is a gift from God and that God favors those who repent of their sins.

А человеку Господь Бог сказал: «Послушав женщину, ты съел плод, который Я запретил тебе есть! Ныне проклята из-за тебя земля: в муках будешь ее плоды добывать, день за днем, всю твою жизнь. Колючки и репей она тебе произрастит, полевою травою питаться будешь и в поте лица добывать свой хлеб. И вернешься ты в землю, из которой был взят: ты - пыль и вновь обратишься в пыль». Человек - Адам - дал своей жене имя Ева, ибо она стала праматерью всех живущих. Господь Бог сделал одежду из кож и одел человека и его жену.

7.


Адам. Начало XI века. Константинополь. Происходит из Аббатства Св. Максимина в Трире, Германия. Гессенский государственный музей, Дармштадт, Гессен / Darmstadt, Hessisches Landesmuseum (Hessian State Museum). Rosettenkasten (box with rosette decoration). Der aus Elfenbein, Nussbaumholz und vergoldetem Kupfer gefertigte Rosettenkasten stammt aus der Abtei St. Maximin in Trier. Er entstand Anfang des 11. Jh. in Konstantinopel, wo derartige Schmuckkästen in Serie produziert wurden. Die Darstellungen zeigen den Sündenfall und Adam und Eva, die nach der Vertreibung aus dem Paradies, arbeiten müssen. Source

И сказал Господь Бог: «Человек стал как один из Нас - познал добро и зло! Не сорвал бы он еще и плод дерева жизни, чтобы, съев его, стать бессмертным!» И Господь Бог изгнал человека из Эдемского сада - пусть возделывает землю, из которой был взят. Изгнал человека, а у Эдемского сада, на востоке, поставил стражу - херувимов и огненный меч, во все стороны разящий, чтобы они охраняли дорогу к дереву жизни.

8.


Адам. Начало XI века. Константинополь. Происходит из Аббатства Св. Максимина в Трире, Германия. Гессенский государственный музей, Дармштадт, Гессен. Source

Адам познал свою жену, Еву, и она забеременела. "

[Бытие 3, 4:1]
В варианте Современного русского перевода Российского Библейского общества, 2011, 2014
Цитата по: Библия: Современный русский перевод: [Пер. с древнеевр., арам. и древнегреч.] - М.: Российское Библейское общество, 2015. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1408 c.

Привычный перевод: Синодальный перевод, 1876 г.

Другие Адам и Ева:

Как Адам сторожил огород в раю. Украинская сказка
Здоровое питание Адама в раю. Турецкая версия
Сотворение Евы из Адама
Древо познания братьев Бехам. XVI век, Германия

слоновая кость, Библия, 10 век, декоративно-прикладное искусство, Адам и Ева, 11 век, Византия

Previous post Next post
Up