Вступление
Я искренне думал, что легко и непринуждённо отфоткаю Инорс за одну поездку. В реальности район оказался не таким маленьким, и выезжать пришлось аж 3 раза, поэтому последовательность фотографий будет по дням. К поездкам в Шакшу или Дёму буду готовиться основательнее, и уезжать на целый день, видимо.
P. S. езжу я на велосипеде, поэтому не в каждую «дыру» могу заехать, так как много собак, которые «любят» велосипедистов (особенно это касается всяких промзон, проездов через гаражи и т. д.). Да и в целом мог что-то упустить, но если что пишите - репортаж редактируется.
Основные факты об Инорсе
- Инорс относится к Калининскому району города Уфы и ведет свое происхождение от православного поселения Новая слобода, возникшего в 1604 г. в двадцати верстах севернее Уфы. С 1613 г. его стали называть Кадомцевой деревней по имени основателя Ивана Кадомеца. В 1622 г. оно было переименовано в село Богородское, в честь найденной здесь иконы Божьей Матери и постройки Богородской церкви. В 1931 г. 17-й государственный строительный трест (позже строительный трест № 3) начал сооружение моторостроительного завода. В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации Верхневолжского моторного завода из Рыбинска в Уфу. Короче говоря, так в Уфе появился УМПО. Это крупнейшее производственное градообразующее предприятие нашего города и по сути именно этому заводу Инорс обязан своим появлением.
- Официально район называется Инорс, а не ДОК. ДОК - это аббревиатура от «деревообрабатывающий комбинат». Путаница в том числе возникает потому, что на маршрутах автобусов, идущих в Инорс, «ДОК» пишется крупно, как любая конечная остановка, и многие думают, что это название района.
- Версий, почему район называется Инорс несколько:
1. Работавшие на стройке ИНОстранные Рабочие и Специалисты - якобы строили район в основном пленные немцы. Говорят, что эта версия фантастична потому, что строительство началось задолго до войны.
2. Институт НОРм и Стандартов, разработчик проекта застройки с. Богородского.
3. Район назван по аббревиатуре Институт НОРм Строительства, по проекту которого были построены здесь в 1937-1939 гг. первые кирпичные дома.
4. Проект застройки разрабатывался Ленинградским институтом научной организации строительства - ЛИНОРС. «Л» потерялось, отсюда и современное название.
День №1
1. Въезд в Инорс
1.1. Въезжаю в Инорс по мосту со стороны Сипайлово.
1.2. Поворот на Сельскую Богородскую направо - мне туда. Хотя завод Эфес и улицу Трамвайную до второй площадки УМПО я тоже отнёс к Инорсу.
1.3. Пустырь справа обнесли забором. Строят очередной ТРЦ.
2. "Райский берег"
2.1. Еду до указателя на "Райский берег". Вдалеке высокие трубы ТЭЦ-2. Они часто будут мелькать на следующих фотках, по ним можно ориентироваться.
2.2. Поворачиваю посмотреть на этот "Райский берег". На дороге даже велоразметка. Видимо, это их инициатива.
2.3. На въезде следующий пейзаж:
2.4. Проезжаю по территории. В целом всё сравнительно культурно, но всё, что за территорией в строительном мусоре.
2.5. Пляж "Райского берега". Это Тёплое озеро.
3. ТЭЦ-2
3.1. Выруливаю обратно на дорогу. Подъезжаю к ТЭЦ-2.
3.2. На другой стороне дороги от ТЭЦ вытекает вода, которой что-то там охлаждают (простите, я точно не знаю). Вода тёплая, и именно благодаря ей, то самое Тёплое озеро является тёплым. В одной из игр в Encounter здесь было отличное задание - сплав на лодке. Естественно ночью.
3.3. Доезжаю до конца велодорожки. Направо уходит бульвар Тухвата Янаби. Впереди слева виднеется здание заводоуправления УМПО.
3.4. Возвращаюсь немного обратно. Проезжаю к новостройкам.
3.5. Тут ничего особенного. Только пара гаражей со странными рисунками.
3.6. Перехожу мостик. Вода течёт спокойнее. Люди умудряются купаться.
4. Тёплое озеро
4.1. Проезжаю к Тёплому озеру с другой стороны. Здание впереди - это знаменитый бывший клуб "Белый".
4.2. Может я чего-то не понимаю, но как вообще может прийти в голову идея открыть здесь клуб?
4.3. Дороги - ахтунг!
4.4. Тёплое озеро, вид с другой стороны. Прогал прямо напротив - это пляж "Райского берега".
4.5. Вода озера втекает в это "очистное сооружение"...
4.6. ...а вытекает отсюда и (вроде бы) сливается с Уфимкой чуть дальше.
4.7. Людей много. Все жарят и пьют.
4.8. Идут семьями, с колясками, которые перетаскивают через эту грязь на руках.
4.9. А тут ещё ничего, подсохло.
4.10. Выбираюсь оттуда и двигаюсь по дворам в сторону конечной. Шутники отклеили всего 2 буквы, а стало очень даже смешно. А вдруг никто ничего не отклеивал и это действительно просьба?:)
4.11. В Инорсе есть ассоциированная школа ЮНЕСКО - гимназия №140.
5. ДОК
5.1. Доезжаю до переправы. Как раз только что пришёл катер и лодка. Люди идут из садов. Я был там несколько раз на дачах у друзей в студенчестве.
5.2. На той стороне паром побольше. На нём переправляются на машинах.
5.3. Цитрин.
5.4. Выезжаем обратно на Мушнкова. На территории пожарной части памятник. Пожарного как будто слепит солнце.
5.5. Относительно недавно на территории бывшего ДОК'а появилась мечеть. Муэдзина слышно на весь район.
5.6. Та самая конечка 226, 207 и прочих маршрутов.
5.7. Тот самый ДОК:
Маршрут первого дня такой:
День №2
1. ТЦ "Парус"
1.1. Второй день начинаю с того же моста, что и первый, только с другой стороны.
1.2. В этой заводи постоянно рыбачат. Зимой и летом.
1.3. Ряды бутылок за забором "Эфеса"
1.5. Крайне "живучий" ТЦ "Парус". Раньше мы часто ездили сюда в дисконт-центр Adidas. По-моему, он и сейчас тут есть.
1.6. От "Паруса" уходит небольшая улочка, вглубь которой вряд ли кто-то просто так поедет - Петергофская. Там, около теплотрасс, живут люди. А ещё там было одно из заданий в Encounter'е.
1.7. Перекрёсток Трамвайной и Уфимского шоссе - знатное "пробочное" место.
1.8. Поднимаюсь по Трамвайной на остановку выше до второй площадки УМПО.
1.9. Некоторые заводчане приезжают на работу на велосипедах. Всё как в Европе.
2. Трамвайная
2.1. Еду по Трамвайной к Гастелло. Тут промзона, особо ничего интересного: Агидель, Радуга, УМКК и т. д.
Относительно ретро-остановка.
2.2. Доезжаю до озера Волчок. Название такое (видимо) потому, что оно или "сжирает" людей, или закруживает в омутах, как волчок. Купаться в нём нельзя, так оно сообщается через карстовые тоннели с Уфимкой. Поэтому часто люди не просто тонули/тонут в озере, а пропадают бесследно - тела почти никогда не находят. Кому интересно, почитайте
здесь.
2.3. Здесь заправляются водой "Вихри".
P. S. с какого это перепуга они "Вихри"? Они же еле тащутся:)
3. Стадион им. Н. Гастелло
3.1. Всё полуразрушенное.
3.2. Но внутри очень мило, особенно ранним утром.
3.3. Тишина и спокойствие.
3.4. Когда-то в парке был фонтан. Естественно, он весь зарос. Но в прошлом году, во время строительства и ремонта перехода на ЖД станции "Спортивная" сюда несколько раз сваливалистроительный мусор. С тех пор так и лежит всё.
3.5. Ещё строительный мусор.
3.6. Просто мусор.
3.7. А вот и сама станция.
3.8. Здесь сейчас относительно большая стройка.
3.9. Построили перроны, павильон станции.
3.10. Отремонтировали подземный переход несколько лет назад. Мы снимали здесь ролик для видеоигры в Encounter.
3.11. Всё "разбомбили" и раскрасили почти сразу после ремонта.
3.12. Проезжаю к самому стадиону. Тут тоже какой-то ремонт.
3.13. Ребята тренируются.
3.14. Сеют.
3.15. Архитектура здания стадиона.
3.16. Стадион им. Н. Гастелло
3.17. Вид с моста. На фоне всё те же трубы ТЭЦ-2.
3.18. Вид с моста на станцию "Спортивная".
3.19. Памятник
Николаю Гастелло. Он погиб 26 июня, в первую неделю войны - направил свой подбитый самолёт на позиции противника.
4. Фурманова
4.1. Съезжаю на Фурманова в сторону Мельничного. Тут везде ретро-бараки в перемешку с частными домами.
4.3. Поворачиваю в сторону "Речных зорь"
4.4. Тут покультурнее.
4.5. Доезжаю до автодрома ДОСААФ. Наверняка кто-то из вас здесь бывал.
4.6. Санаторий-профилакторий "Речные зори". Дальше не поеду.
4.7. Тут уже Уфимка. Отдыхающих по вечерам и выходным также много, как и на Тёплом. Утром только рыбаки.
4.8. Перед автодромом очень милый уголок.
4.9. Сворачиваю с дороги в сторону леса. Хочу проехать по так называемой "тропе здоровья". Зимой многие катаются здесь на лыжах. Я тоже.
P. S. На горизонте ТЭЦ-2, уже ставшая мне родной.
4.10. В лесу нереальное количество комаров. После позавчерашнего дождя дорога в некоторых местах сильно размыта. Перед самым выездом проваливаюсь по колено во что-то вроде болота.
4.11. Перед самым выездом на Ферина утыкаюсь в строительную площадку, которой зимой не было.
Маршрут второго дня такой:
День №3
1. Дворы
1.1. Часовня святого источника. Эта достопримечательность есть даже в
википедии, так что останавливаться на ней не будем.
P. S. в огороде часовни почему-то работали ЖЭУ'шники.
1.2. Нет, это не кривой навес. Это креатив архитекторов-строителей.
1.3. Суровое народное творчество. Товарищ, живущий в этом доме сказал, что это делает местный дворник. "Лучше бы кусты стриг" (c)
1.4. Пальмы.
1.5. Двор из
поста Варламова.
1.6. Памятник Толстому рядом с 51 школой.
1.7. Сама школа похожа на какую-то старинную мануфактуру. Изначально я писал, что её строили немцы после войны, что она топится дровами или углём и что её сейчас реконструируют. Но знающие люди, которые работали там долгое время сказали, что до войны школа уже работала, а угля и дров там "за 18 лет работы" ни разу не видели:)
1.8. Один из первых домов в Инорсе (как я понимаю). В нём, как и во многих домах того периода, есть бомбоубежище. Улица Ферина.
P. S. Забыл сказать, что
Михаил Алексеевич Ферин был первым директором УМПО.
1.9. Ещё одна "сталинка".
2. УМПО
2.1. Заводоуправление! Куда без него?
2.2. Панно на фасаде входа в непромышленный комплекс УМПО.
2.3. СУ-27 на отделе кадров.
2.4. 17:00. Удивительно, как чётко работают торговцы. Они появляются только когда люди идут на завод и с завода. Продают многие продукты сразу расфасованными небольшими порцимями (печенье, колбасу и т. д.), чтобы было быстрее.
2.5. "Зелёная" территория завода.
2.6. У Юрия Леонидовича оторвали буквы. Или они отвалились. Он тоже был генеральным директором "УМПО". В настоящее время президент ТПП РБ.
P. S. если кому актуально, на стене почёта ещё достаточно свободного места.
2.7. "Машина времени" - памятник двигателю Р-95Ш.
2.8. Дети купают в фонтане. Пьяный тип моет там ноги.
3. Остальное
3.1. Болота между общежитием УМПО и жилым комплексом "Полесье".
3.2. "Монастырские кельи" за
Богородско-Уфимским храмом.
3.3. При желании можно выйти и поиграть в стритбол.
3.4. Ферина. Храм. Заводоуправление.
Маршрут третьего дня такой:
Что мне понравилось?
- Хорошая велодорожка, ведущая в Сипайлово (и дальше)
- Отличная трасса для катания на беговых лыжах зимой (классическим ходом)
- Водоёмы в шаговой доступности
- Достаточно "зелёный" район
Что не понравилось?
- Разбитая в конец дорога по Трамвайной
- Много гигантских непроходимых луж на тротуарах
- Парк в плачевном состоянии
- Нет ни одного среднего бистро для перекуса (речь не о ресторанах или кулинариях)
- Есть нюансы с местом в общественном транспорте в те часы, когда заводчане едут на работу или с работы
- В целом смотреть нечего