Павел Палажченко: «Существование имитационной демократии невозможно без согласия большинства обществ

Jan 23, 2013 14:29

Одним из главных слов прошедшего года было слово «оппозиция». Но можно ли вообще сейчас говорить о наличии в стране оппозиции в общепринятом смысле? Как мне кажется, к нынешней российской ситуации это слово неприменимо.

Оппозиция - часть демократической системы. Партии или коалиции, составляющие оппозицию, претендуют на власть и знают, что на следующих выборах они имеют шансы прийти к власти. Это знают и те, кто находится у власти. Непреложность этого факта, его признание всеми - коренное отличие демократической системы от того, что сложилось у нас в стране.

Российскую систему называют имитационно-демократической. В этом названии важнее, безусловно, первый компонент. Российская власть не может не декларировать демократию как сущность или по крайней мере цель российской политики - здесь у нее просто нет выбора. Но представить себе демократию, которая не гарантирует сохранения того, что она имеет, российская элита тоже не в состоянии.

Но дело не только в нашей элите. Существование имитационной демократии невозможно без согласия большинства общества. И такое согласие было налицо и в 90-е гг., и в нулевые - менялся лишь состав большинства. На протяжении первого 10-летия истории новой России оно включало в себя элитную интеллигенцию, демократически настроенных жителей больших городов и в меньшей степени бюрократический слой и тех, кого у нас принято называть «народом», т. е. пассивную часть населения страны, пенсионеров, людей физического труда, маргиналов. Их согласие на имитацию демократии было скорее инерционным и апатичным.

Читать полностью: http://www.gorby.ru/presscenter/publication/show_29199/


Палажченко, СМИ, статья, "Ведомости"

Previous post Next post
Up