Oct 15, 2012 13:48
Его еще называют «Кубинским ракетным». Противостояние между Советским Союзом и Соединенными Штатами достигло апогея. Мир фактически оказался на пороге атомной войны.
Накануне американский самолет-разведчик У-2 во время очередного облета территории Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль оборудованные боевые позиции, оснащенные советскими ракетами средней дальности Р-12, способными нести ядерные боеголовки. Для США возникла проблема. Вашингтон и Нью-Йорк оказались в зоне поражения советских баллистических ракет, неизвестно каким образом оказавшихся на острове Свободы.
Впрочем, неизвестно это было только американцам. Они ничего знали о секретной военной операции под кодовым названием «Анадырь», в ходе которой, начиная с августа, на Кубу под видом гуманитарных грузов были доставлены по частям 40 ракет Р-12, вспомогательное оборудование. А на подходе был контингент советских войск, который везли в трюмах советских судов торгового флота.
Решение об этом принял Хрущев. Зачем? Если в двух словах, причем самого Никиты Сергеевича, то: «Пора нам запустить американцам блоху под рубаху». А «Пора» приспела потому, что весной того года США начали размещение дивизиона своих ракет средней дальности «Юпитер» около турецкого города Измир. Эти ракеты, в свою очередь, могли долететь и до Москвы.
Но если американцы разместили свои ракеты в стране, которая была членом НАТО, проверенным союзником. То Куба для СССР в тот год еще во многом оставалась загадкой. О социалистическом характере кубинской революции Фидель Кастро и его бородатые соратники заговорили только спустя два года после прихода власти, после попытки вторжения на остров вооруженных кубинских эмигрантов. До этого за ними тянулся ненужный шлейф «левацких», анархических, троцкистских взглядов. То есть проблема контроля над ракетами, размещенными на Кубе, и их возможным использованием были, в общем-то, под вопросом.
Но главное, что Советский Союз в тот день - устами министра иностранных дел Громыко стал отрицать сам факт наличия советских ракет на Кубе. Это было объявлено «грязным измышлением империалистической пропаганды». И, опять-таки, спрашивается «зачем»? Факт, что называется, был на лицо. Вот, и странно, почему бы не открыть карты сразу - и не объявить: «Им в Турции - можно, а нам, что, на Кубе - нельзя»?
podfm