Открытий чудных. О грантоедстве

Dec 14, 2020 13:06

Настало время ахренительных историй. Я долгое время не мог понять, почему некоторые, казалось бы, успешно издаваемые книги невозможно купить. Почему их издатели не делают вообще ничего, чтобы читателю для перехода из состояния "я про эту книгу ничего не знаю" в состояние "наконец-то она моя" требовался минимум усилий. Даже для того, чтобы ее вообще можно было физически купить. А потом мне рассказали.

Чтобы издать книгу, нужно здорово вложиться. Купить права, заплатить редактору, корректору, верстальщику, иллюстратору, типографии наконец. Для этого надо иметь некоторое количество свободных денег, которыми ты готов рискнуть. Если проект выстрелит, ты их вернешь - и то не далеко не сразу. Если нет - будешь подпирать тиражом столы, и к этому тоже надо быть готовым, потому что историю про индейку у Нассима Талеба все читали.

У небольших издательств свободных денег почти нет. Поэтому во многие даже потенциально успешные проекты им путь заказан - им просто не на что произвести продукт, который они могли бы продать. Чтобы решить эту проблему, существует грантовая система. Издательство может податься на грант, аргументировав культурную значимость проекта, и получить от государства денег на издательскую подготовку и производство тиража. До этого момента все красиво и логично.

Проблема в том, что эта грантовая система не содержит никаких условий по распространению книги. Издатель получает денег, чтобы книгу произвести - это и является выходным критерием. Попала эта книга в результате к читателю или нет, никого не интересует. Поэтому издателю достаточно отработать по проекту в объеме, достаточном для отчетности по гранту - и переходить к следующему, а результатами этого подпирать столы. Продвигать, налаживать каналы сбыта - зачем? Кому надо, тот сам придет. Не приходит - значит, не очень-то ему и надо. Поди его разбери, этого читателя. А грантовые деньги - вот они.

Кризис в книжной индустрии, ага.
Previous post Next post
Up