РИТУАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СВЕХЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОГО МИРА (ч. І)

Jul 20, 2012 15:19


УДК: 111.111.11

Иосиф Бестрев

РИТУАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОГО МИРА

(краткие тезисы доклада, сделанного на ежегодной конференции идеологического отдела ВКП(б), посвященной вопросам борьбы с оккультными практиками т.н. Западного Мира: Львов, 11.11.2…)



Проблема ритуально-мистического противостояния Западной и Советской цивилизации постоянно и глубоко обсуждается в среде отечественных магидеологов еще с середины 70-х гг. ХХ века - по сути с того самого момента, когда стало ясно, что дальнейшее прямое идеологическое противостояние двух социальных сверхсистем не позволит нам выполнить в общемировом масштабе поставленные теоретиками марксизма-ленинизма глобальные задачи. В своем докладе мы намереваемся кратко очертить ритуально-мистические основы современного существования цивилизации т.н. Западного Мира, магическое значение её истории, а также, в самых общих чертах, обозначить процесс их эволюции от примитивных квази-религиозных ритуалов до современной универсальной всемирной системы. Так как данный доклад является вступительным на нашей конференции, то большинство сложных фактов и выводов будет упомянуто лишь в категорично-тезисной форме, более подробно ознакомиться с их содержанием и логикой приведенных утверждений вы сможете на секционных заседаниях, заслушав тематические доклады уважаемых коллег.


В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения по поводу общего корня религиозно-мистических систем и ритуалов практически всех значимых цивилизаций от Земного шара (Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Инки, Ацтеки, Майя...). На это указывает и повсеместное распространение культа человеческой головы, и искупительная роль человеческой жертвы, и, что непосредственно и является главным объединяющим признаком, универсальность архитектурных принципов возведения культовых сооружений, которые, как известно, практически повсеместно содержат в своей основе пирамидальную, или, если говорить более обобщенно, конусовидную форму.

Большинство современных исследователей склоняются к мысли, что таким единым началом выступила некая пра-цивилизация с развитым морским транспортом. Предположительно, её центром являлась легендарная Атлантида, во всяком случае, устоявшаяся научная модель её технико-религиозного развития и последующего исчезновения целиком укладывается в рамки теории единого ритуально-мистического начала. Важным косвенным аргументов в пользу этой точки зрения является то, что преобладание пирамидальных форм в ритуальной архитектуре наблюдается только у цивилизаций имевших выход к морю. Одновременно в чисто материковых культурах используется скорей форма круга, что является боле природным и естественным, так как именно эти фигуры доминируют в естественных природных ландшафтах.

В целом, архитектурная пирамидальная форма в различных вариантах её исполнения встречается на Земле практически повсеместно, за исключением центральной части Евразиии, где зародилась и развилась славяно-монгольская цивилизация. Прошу обратить внимание на слайды - здесь мы видим классические пирамиды Египта; усеченные пирамиды Инков, Майя и Ацтеков; ступенчатые зиккураты Шумеров; два из трех основных архитектурных стилей Индии - Дравида и Весара; пагоды Японии и Китая; амфитеатры Римской империи, которые по своей архитектуре являлись перевернутыми усеченными пирамидами;  ритуальные костры племен центральной Африки, бассейна Амазонки, Австралии и Океании; и даже жемчужины церковной архитектуры Европы (период готики, пришедшего на смену вписанным в ландшафт здания эллинов и древних римлян).











Почему же все эти столь разнообразные культуры мы единым махом относим к цивилизациям Западного Мира? Все дело в общности мистической основы их религиозно-философских ритуалов, которые, в итоге, сводятся к разным формам человеческих жертвоприношений и неразрывно взаимосвязаны с пирамидальной архитектурой. Современные культурологические исследования показывают, что ни на одном из этапов эволюции этого  ритуала человеческое жертвоприношение в мистическо-философском смысле не рассматривалось как взятка богам или приманка для поклонников - в своей чистой, изначальной форме оно является актом самоотречения и преданности. С помощью такого действия одна-единственная жертва возвышается до статуса божества, чем заполняет пространство, отделяющее человека от Бога. Через посредство гибели жертвы человек мгновенно превращается в Бога, а Бог становится человеком. Слово «понтиф», обозначающее преемника на престоле Святого Петра, заимствовано из латинского слова «pons», что означает «мост». Выражение «sacrify» (принести в жертву) означает «освятить, сделать священным». В этом процессе жертва в наивысший момент предсмертной агонии на одно мгновение заставляет слиться воедино человека и бога. Поэтому ее гибель уже не взятка богу, а исполненный глубочайшего внутреннего напряжения обряд, объединяющий общину, восстанавливающий ее равновесие. Такой акт будет лишен своего интимного значения, если только все оставшиеся в живых не будут глубоко осознавать, что это действие необходимо и правильно. Ритуал к тому же не имеет ни смысла, ни цели, если он не связан с болью. За спасение, пусть даже краткое или вечное, нужно заплатить самую высокую цену, ибо достижения высшего невозможно без физического доказательства отказа от всего земного (чувственного).

Таким образом, принесенная жертва становится своеобразным мостом, который связывает божество и падших людей, физическим воплощением искупления. Для выполнения этой задачи она должна обладать всеми качествами и того и другого, должна быть и чистой и нечистой. Искупление достигается кровью, испытываемым позором и «козлом отпущения», который должен в той или иной форме сыграть роль и избавителя и злоумышленника, когда он собирается взваливать на себя груз человеческих грехов. Жертву нужно любить и одновременно ненавидеть, как любят Бога и ненавидят собственную греховность.

Сейчас мы можем уже с большой степенью определенности утверждать, что ключом к пониманию любого вида человеческого жертвоприношения является культ человеческой головы, который существовал всегда, еще с тех незапамятных времен, когда разница между первым человеком и обезьяной была еще чисто номинальной. Примитивный человек интуитивно чувствовал, что если он чем-то и отличается от обезьян, то его человеческий гений рождается не в сердце и не в печени, а именно в голове, в черепе, в котором сосредоточен большой мозг. Он поклонялся самому себе как личности, созданной Богом, и своему черепу, и это продолжалось на протяжении всей истории, становясь символом всего незыблемого и божественного. Собственно из этого культа и родилось понимание ни с чем несравнимой самоценности человеческой жизни.

Практически повсеместно голова считалась органом, в котором сосредоточивается большая часть «субстанции души». Бирманские карены, например, считают, что «тцо», или «жизненная сила», обитает в верхней части головы (индейцы племени ноотка в Британской Колумбии, Канада, считают душу крошечным человеком, живущим в макушке головы). На Сиаме особую осторожность следует проявлять при стрижке волос, чтобы не побеспокоить обретающую в голове «куан» - душу. Многочисленные табу на стрижку волос, тщательное оберегание головы с помощью головных уборов и различных приспособлений возникли из поверья, что душа находится именно там.

Вспомним, что во всех религиозных течениях мира универсальным атрибутом божественности является способность к созиданию, творению. Культ головы же однозначно указывал, что божественная частица человека, его способность к творчеству, помещается именно в голове. Исходя из этого в самых общих чертах метафизическим механизмом человеческого жертвоприношения является следующий процесс: божественная частица (душа), которая в своем земном воплощении фактически является равной Богу, осознает собственное несовершенство и через ритуальное страдание откидывает собственную земную гордыню, что дает ей право воссоединится с божеством и привнести в него толику коллективных человеческих надежд и желаний.

Апогеем человеческого жертвоприношения является ритуальный каннибализм, который, в своей изначальной сути является поминальным актом, съедением бога, олицетворением которого становилась человеческая жертва. Следует понимать, что каннибализм это вовсе не вариация жертвенной темы. Данное явление существует с незапамятных времен. Антропофагия (поедание мертвых тел людей) - это логический, хотя и вряд ли неизбежный, процесс, развивающийся от теофагии (съедения богов). Рассматривать каннибализм только как поедание человеческого мяса нельзя, это означало бы игнорирование религиозной основы церемонии, установленной в память о первоначальном подобном акте, совершенном в начале времен.

Известно, что в наиболее массовой своей форме ритуальный каннибализм, как и человеческие жертвоприношения, проявлялся на американском континенте, в цивилизациях инков и ацтеков. Ужасающие масштабы их ритуальных убийств хорошо известны благодаря современной массовой культуре, но вопрос утилизации громадного количества тел старательно игнорируется и вытесняется за рамки внимания зрителя (причины этого будут объяснены позже). Дело в том, что сердца сжигались в качестве жертвы солнцу, головы отрубались и передавались на вечное хранение в дом хозяина жертвы, а сами тела съедали все желающие и те, кто ожидал своей очереди к подъему на жертвенную пирамиду.

В целом, описанные выше тезисы в достаточно полной мере описывают базовые мистико-философские принципы Западного Мира, но перед тем как переходить к рассмотрению их физической реализации в современном мире постараемся вкратце рассмотреть их проявление в некоторых ключевых религиозно-цивилизационных систем нашего мира.

(Продолжение следует...)

gor qkop

юмор и мифология, механика мифологии, мифы, обосновывающие мифы, цивилизационные мифы

Previous post Next post
Up