Оригинал взят у
aleksej в
Селяне ЛьвоваOriginally posted by
varjag_2007 at
Селяне Львова Послевоенная советская модернизация обусловила урбанизацию галичан. "Польские", а во второй половине 40-х годов "русские" города со второй половины 50-х годов заселили галицкие крестьяне. Во Львове украинцы стали численно преобладать именно при советской власти. В дальнейшем остается дискуссионным, чего больше - положительного или отрицательного - принесла Львову миграция сельского населения.
Урбанизация
В послевоенные годы увеличилось население городов Галичины, прежде областных (Львов - вдвое, Тернополь - втрое) и городов с промышленным производством, меньше районных центров. В 1959 г. довоенная численность населения сохранилась и увеличилась только в областных центрах и промышленно развитых городах (Львов, Дрогобыч, Стрый, Тернополь, Станислав (Ивано-Франковск), а в других уменьшилась иногда даже до 50% (Борислав, Броды, Золочев и проч.). Больше на протяжении советского периода возросла численность жителей в промышленных городах Червонограде и Калуше (более 500%). Стремительно увеличивалось население меньших промышленных центров: до 60-х годов население Нового Роздола увеличилось вшестеро.
С середины 50-х годов наблюдается резкий спад механического прироста населения областных центров, уменьшение масштабов; из общесоюзной и республиканской миграция стала внутренней западноукраинской. В ранее польские и еврейские города Галичины, заселенные в послевоенные годы приезжими с Востока (России, юго-восточных областей Украины и меньше других республик Советского Союза) русскими, евреями и украинцами, с конца 50-х - 60-х годах массово переезжали выходцы из западноукраинских сел.
В 60-х годах Львовская область выделялась в западноукраинском регионе высоким числом городского населения и входила в десятку наиболее урбанизированных областей, а Галичина была выше средних темпов урбанизации по Украине (7,3%) (Львовская и Ивано-Франковская области - 8%, Тернопольская - 6%). Однако к концу 80-х годов на общеукраинском уровне Запад оставался наименее урбанизированным - с высоким показателем сельского населения. По переписи 1989г., В городах Львовщины проживало 59% населения, Ивано-Франковской - 42%, Тернопольской - 41%, зато Донецкой - 90%, Днепропетровской - 83%.
Миграция крестьян во Львов
Решающая роль в росте жителей Львова второй половины ХХ века принадлежала миграции. В 1945 г. в городе проживало около 185,8 тыс. человек, а в 1959 г. уже 410,7 тыс. человек. Статистические данные механического движения населения имеются с 1945 г. Наибольший приток людей во Львов был в 1945 г. (78,1 тыс.) и 1946 г. (97,4 тыс. человек), меньше в 1947 - 1948 гг - 50 - 70 тыс. в год. Вместе ежегодно в течение пяти послевоенных лет (1945 - 1950 гг) из Львова выезжало более 40 тыс. человек. Интенсивная послевоенная миграция в города ощутимо уменьшилась с 1949 г. и последующих лет, составляя в среднем 30 тыс. человек ежегодно. В 1949-1950 гг из города более выехало, чем прибыло. В дальнейшем, в 60-80-х годах, миграционные процессы стабилизировались и характеризовались положительным сальдо. Ежегодно в город приезжало 30 - 35 тыс. и выезжало 25 - 30 тыс., оставалось, таким образом, 5 - 10 тыс. человек. Высоким коэффициент осадки (отношение общего количества прибывших в количестве выбывших) был в 1962-1963, 1972, 1983, 1988 гг
Данные статистических управлений не отражали вполне реальную картину миграции из села в город - мигрантов в городах было значительно больше учтенного количества. Не все крестьяне были прописаны в городе, это стало обязательным с 60-х годов. Более-менее точное количество городских жителей давали официальные переписи населения. После каждой переписи (1959, 1970,1979 и 1989 годов) выяснялось, что во Львове проживает гораздо больше людей от "запланированного количества". Постоянным источником увеличения населения городов, что не учитывался, была маятниковая миграция сельского населения. Крестьяне, особенно из близлежащих деревень, доезжали до города на работу и на учебу. Это была общеукраинская тенденция - городам Украины были характерны высокие темпы маятниковой миграции сельского населения (среди республик Советского Союза Украина занимала второе место после Эстонии), а маятниковая миграция западноукраинских крестьян происходила интенсивнее, чем в других регионах Украины (Львовская область (177 человек на 1 тыс. . сельского населения), Ивано-Франковская (160 человек) (тогда, когда Харьковская - 136, Киевская - 121, Луганская - 116, Донецкая - 98 человек).
На размеры и направления механического движения жителей Галичины в послевоенные годы влияла также организованная миграция: "оргнаборы рабочей силы", "сельскохозяйственные переселения семей", направление на обязательную отработку молодежи после получения образования. От обязательных отработок освобождали так называемые свободные дипломы, заочное обучение, открепление с места назначения, что давало широкие возможности для договоренностей и взяток.
В 1989 г. население Львова достигло 786,9 тыс. человек и возросло с 1945 г. на 600 тыс. человек (в четыре раза). Если учесть маятниковую миграцию, то в конце 80-х годов во Львове было около 1 млн человек (из них 200-250 тыс. доезжали). Прирост за счет миграции в 1959 - 1989 рр. составил около 230 тыс. человек (более 60% всего прироста). Больше всего мигрантов прибывали во Львов из Львовской области - ежегодно несколько тысяч человек, из других западноукраинских областей - около тысячи ежегодно. Второй по численности мигрантов во Львов была Тернопольская область, далее - Ивано-Франковская, Волынская, Хмельницкая. Черновицкая и Закарпатская области имели незначительный показатель миграции во Львов, а в некоторые годы этот показатель приобретал даже отрицательного значения По возрастным характеристикам это были молодые люди в возрасте 16-24 лет, бессемейных, представители обоих полов, которые мигрировали в города впервые.
Выезд из села
Среди причин переезда крестьян в города были, с одной стороны, - неудовлетворительные условия проживания в коллективизированных селах, отсутствие заработков в сельском хозяйстве, а с другой - развитие промышленности в городах, возможности трудоустройства и получения жилья. В 50-х годах среди причин миграции преобладали поиски работы, а в 60-70-х годах - получение образования.
Полная бесперспективность села вела людей во Львов. Сохранившиеся из родительских рассказов
упоминания о собственной земле во времена польской власти и
жалобы на жизнь под советской властью формировало у молодежи негативный образ колхозного строя. Люди работали на трудодни, которые оплачивали вместо денег продуктами сельского хозяйства.
Отработав трудодни (нередко норму одного трудодня приходилось отрабатывать несколько дней) и оплатив все налоги, крестьянин конце года обнаруживал, что не только ничего не заработал, но и задолжал государству. Условия жизни и труда в селе оставались крайне тяжелыми, заработки в колхозах были низкие, поэтому желание работать в колхозе не было ни одного.
С 60-х годов почти все молодые люди уезжали из села на учебу - если не в высшие учебные заведения, то по крайней мере в училища, которые давали потом право на трудоустройство. На вопрос о причинах миграции выходцы из села, особенно с высшим образованием, отмечали, что приехать во Львов их побудило желание учиться: "Одних привлекала работа, других - перспективы городской прописки и получения жилья во Львове, а большинство - обучение. Ехали учиться, учиться хотели. Мечтали быть студентами во Львове. Все люди из села уезжали, все рвались учиться. Образование давала новые возможности, - не работать трудодень в колхозе ".
Принятию решений о переезде в города способствовали также тогдашние представления о престиже, - было модно покинуть село, а приезд на выходные возвышал мигранта среди сельских сверстников. О массовости миграции свидетельствует уменьшение или вообще отсутствие молодежи в сельской местности. Сами мигранты утверждали: "Лишь единицы оставались в деревне". Город был целью, к которой стремились с последних классов школы.
В 1950-е годі препятствий для миграции во Львов практически не было. В следующем десятилетии уехать было трудно - людей из села не хотели отпускать. Легче было выехать на обучение, чем на работу. Паспорта выдавали обычно способным выпускникам школы, другие вынуждены были оставаться в колхозе. Если сомневались в своих возможностях поступить в вуз, то отказывались даже от попытки и получали среднее специальное образование, чтобы только вырваться из села. Мигранты из близлежащих к Львову сел специально учились в старших классах львовских школ, ведь в городе получить паспорт было относительно легко.
Крестьянин во Львове
После переезда крестьянин представал перед необходимостью материального обустройства и социально-психологической адаптации в городе. Нередко на пути из деревни в город на материальные трудности не обращали внимания, а о психологической адаптации вообще не догадывались.
В студенческие годы мигранты проживали в общежитиях или снимали недорогие квартиры (так называемые "углы"). Жили экономно, продукты привозили из села, а на стипендию покупали одежду, обувь. Мигрировали городом, изменяя помещение, с небольшими чемоданами, которые из-за нехватки мебели хранили в общежитиях под кроватями. Каждые выходные студенческая молодежь ездила в села помогать родителям по хозяйству и за продуктами. Трудности с поездками не было, билеты были недорогие, единственное, что не хватало транспорта - автобусы не могли вместить всех, ехали стоя "на одной ноге" даже дальние расстояния.
Сельская молодежь, которая работала в городе, не имела еще собственных семей продолжала жить как в студенческие годы. Ощутимые материальные трудности появлялись с созданием семьи - потребность отдельного жилья, больших заработков. Женатые мигранты чаще меняли место работы не столько из-за дохода, как из-за возможности получить квартиру. Очереди на жилье тянулись десятилетиями. Частично жилищную проблему решили жилищные кооперативы, которые вначале воспринимали с недоверием.
В городе крестьяне на каждом шагу сталкивались с договоренностями и взятками. Не во все учебные заведения можно поступить, полагаясь только на собственные знания. Действовавшая система репетиторства, предварительных договоренностей. После получения образования различными способами (брали открепление, на последних курсах женились) избегали обязательного направления на работу. Практически невозможно трудоустроиться на непыльную и хорошо оплачиваемую работу без знакомств. Действовал принцип землячества - на отдельных предприятиях работало до нескольких десятков человек из одного села. Мигранты жаловались на несправедливое распределение жилья и продвижения жилищных очередей. Прибегали к различным уловкам, чтобы получить львовскую прописку. Без "блата" не обходилось в повседневной жизни - купить одежду и обувь, дефицитные продукты.
После переезда большой город пугал приезжих, а с другой - влек неизвестностью. Привыкали к шуму, транспортного движения, жизни в квартире многоэтажки, которую называли "ульем". В отличие, от городских жителей, бывшие крестьяне должны прилагать больше усилий, чтобы обустроить жизнь в городе, и, как правило, достигали большего. Время не разрывался связь с селом, куда часто ездили, особенно на полевые работы и религиозные праздники. По возможности в город привносили сельский уклад жизни, особенно в 50 - 60-х годах, когда возле общежитий на окраинах Львова обрабатывали землю и даже имели небольшие хозяйства.
Для приспособления к городской жизни крестьянам нужно было от одного до пяти лет. На процесс адаптации повлияли разные факторы, определяющими среди которых было создание семьи и получения собственного жилья, а также потеря связей с селом основном после смерти родителей. Признаком полной адаптации бывших мигрантов во Львове является принятие ими самоидентификации львовянин / львовянка.
По результатам интервьюирования выходцев из села во Львове (углубленные интервью проведено с сотней человек), которые переехали во второй половине 50-х - начале 80-х годов, можно определить четыре группы рассказчиков по их идентификации себя львовянами ( от большей к меньшей):
а) лица, которые не считают себя львовянами;
б) "частичные" львовяне, которые постоянно апеллируют к своему сельскому происхождению;
в) львовяне;
г) лица, которые не могут однозначно причислить себя к одной из следующих категорий. Исследование показало преимущество во Львове людей, которые считают себя жителями города, но не львовянами. Дети мигрантов (как правило, старшие), которые часто бывали в деревне и знают сельскую жизнь, охотнее туда едут. Младшие дети в семье, внуки выходцев из села причисляют себя исключительно к львовянам.
Итоги
Советские индустриализация в городах и коллективизация в селах обусловили урбанизацию галичан. Ехали в основном в областных и меньше - до районных центров, численно преобладали небольшие города с населением от 3 до 10 тыс. человек. К концу 80-х годов Западная Украина и дальше осталась наименее урбанизированной - с наибольшим количеством крестьян.
Выезд из села был вынужденной бегством от
колхозных будней и безденежья. Львовские крестьяне 60 - 80-х годов озабоченные материальным обустройством, которое временами проявлялось в более сложное психологическое приспособление, мало интересовались общественным и культурной жизнью Львова, и так и не вполне адаптировались в городе. До Львова было выгодно добираться - иметь хозяйство в деревне и заработную плату в городе.
Львов принято считать городом, который в годы советской власти украинизировался. Львов стал украинским только через существенный приток галицких крестьян. В советское время Львов на фоне остальных городов Украины отличался своей "западностью" через архитектуру, довоенные традиции, местный язык, львовский кофе, контакты с Западом (посылки с одеждой), неформальное движение и др.. Галицкие крестьяне привносили в город украинский язык, религиозность, традиции, предвзятость к советской власти, однако в условиях советской действительности это не давало сразу ощутимого результата. С другой стороны, не стоит воспринимать "русский" во Львове как городское, а "украинское" как сельское. Немного послевоенных русских были уроженцами крупных городов. Поэтому "сельское" во Львове, которое принято считать отрицательное, были также и "русским".