Феномен Львова как города-легенды

Sep 25, 2011 12:36

Одна из любимейших моих тем - это городские легенды, но интересуют они меня не с точки зрения коллекционной, а с точки зрения изучения сути процесса их генезиса. Наибольший же интерес для меня представляют собственно причинно-следственные связи внутри этого процесса.

Интересу к такого рода вопросам в современных украинской культурной реальности проще всего развиться именно во Львове, городе который во многих отношениях стал городом-легендой. Причем эта его сторона проявилась в полной мере совсем не в среде туристов, как следовало бы ожидать, а прежде всего в головах самих львовян.

В связи с этим я пытаюсь утверждать, что подавляющее число львовян живут в несуществующем, вымышленном городе. Последней каплей убедившей меня в справедливости этого тезиса стала дисскусия "Львівська Полтва як соціальний та культурний простір" и детальный анализ её симптоматичности проведенный dmitry_danner.

Я же хочу немного поразмышлять о причинах постоянного создания мифического Львова в головах его жителей. И первой из таких причин может являеться поиск собственной идентичности. Еще в 90-х годах прошлого века, как говорят  целый ряд современных легенд от культуры, Львов четко представлял своё место и роль в общественной украинской культуре того времени. С тех пор прошло много вренмени и тогдашняя уникальность была потеряна навсегда, но осталось желание быть первыми. Тут то и пришлась очень кстати идея о преемственности поколений и исторических периодов. Разгар этой волны виден как раз сейчас - появляется огромное количество исследований истории города, и упор в них делается именно на взаимосвязи прошлого и настоящего. Среди наиболее распространенных вех легко приходят в голову Винничук, Мельник, Лемко... Даже официальный культурный процесс сосредоточен вокруг этой проблематики (Львів-місто ремесел, львівський трикутник и т.д.). Таки образом, очень многие пытаются жить в той городской культутре, которая, как им кажется имела мсто быть в до-советский период.

Вторым, но не менее важным фактором, является привычность львовян быть в андеграунде. Но быть в андеграунде значит противопоставлять себя системе, а системе сейчас противостоять невозможно (ведь её практически и нет). Таким образом враг для противопоставления постоянно ищется в собственной среде, что в конечном итоге не дает сплотится вокруг одной идеи. Именно поэтому Львов, как говорит Маркиян Іващишин, "ніколи не може дати повноцінного результату". Сила привычки-же рождает постоянные рассуждения про собственную уникальную роль - вот вам и готовая легенда...

Третьим, но не последним, фактором стоит назвать отрицание собственного прошлого. В том плане, что советский период собственного развития, львовяне всяческие стараются замолчать о чернить... хотя имеено в это время многие и стали львовянами. В итоге столь богатый на события, в плане развития города, период истории всечески пытаются затмить его сравнение с до-советской историей. Ясное дело, что без существенной мифологизации тут не обойтись....

Можно рассмотреть еще несколько причин активного мифотворчества Львова, но, боюсь, читать это будет совсем скучно :) Да и все в кратце можно свести к следующему - реально существующий Львов почему-то почти совершенно не устраивает собственных жителей. Поэтому большинство из них активно создают новый "удобный" для них город в собственной голове и пытаются натянуть его на реальный ландшафт. Это не хорошо, но и не плохо - в конце концов на мировой культурной арене появилась Львовская школа перформанса которая работает с супер-большими объектами (город) и огромным количеством участников на длительном отрезке времени. Её особая отличительная черта это направленность - не наружу (как у большинства культурных событий), а внутрь, на себя....

практика мифов, социальные мифы, мифы

Previous post Next post
Up