Последние кадры

Sep 02, 2015 11:54

Последние кадры 11.02.2013 - статья с ко.ру

Вот он суровый российский свадебный фотограф, безапелляционный, бьющий вспышкой в лоб и зарабатываеюш пару десятков тысяч за такую халтуру, но все ли так плачевно, на современном рынке фотоуслуг в нашей стране? Москва это не вся Россия, но тут масса фотографов, которым бы лучше положить свои цифрозеркалки за 10 тыс рублей и пойти работать в другую сферу деятельности. В данной статье будет немного приоткрыта завеса тайн на это фотографическое дело.

фотоуслуги - это так просто
Впрочем, и сами аппараты - уже едва ли не вчерашний день: запечатлеть натуру теперь можно с помощью телефонов, смартфонов и планшетников. Например, в Великобритании, по данным аналитической компании Mintel, продажи фотокамер упали на 29%: теперь снимают другими камерами. Всего же, по данным Ассоциации производителей фотокамер (Camera-and-Imaging Products Association, CIPA), по итогам 2011 г. мировое производство фотокамер уменьшилось на 5%. Впрочем, продажи фотоаппаратов пока что огромны, и в России, в отличие от западного мира, объемы реализации фотокамер не снижаются.
Многие россияне, купившие неплохие аппараты, мнят себя заправскими фотографами, благо это увлечение и просто, и доступно. В числе страстных фотографов - премьер-министр Дмитрий Медведев и бывший вице-премьер, глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. Но высокопоставленные чиновники не претендуют на звания профессиональных фотографов, им хватает других доходов. А вот любители, изрядно потратившиеся на какие-нибудь курсы и более или менее пристойную фототехнику, жаждут хотя бы окупить вложения, а то и превратить хобби в бизнес. В связи с засильем любителей есть ли шанс на выживание у настоящих мастеров?

От касты до массы - всяк сверчок знай свой шесток
Во времена Советского Союза фотографы поделились на "бытовых" (работали в фотостудиях, где клиенты могли сфотографироваться на документы или сделать художественный портрет) и фотокорреспондентов, обеспечивающих потребности СМИ. Фотохудожники как отдельный класс не существовали: желающие творить во имя искусства все равно относились либо к одному, либо к другому лагерю. "Хорошая фотография стоила около 50 руб., - рассказывает владелец фотостудии "Фото-класс" фотограф Николай Петров. - Это притом что средняя зарплата тогда составляла примерно 150 руб. Но надо учитывать, что и себестоимость фотографии была порядка 25 руб.". По словам Николая Петрова, до перестройки фотографы представляли собой достаточно закрытую касту. Да и профессия была не из легких: одна только необходимость "доставать" аппаратуру и качественную фотобумагу для печати причиняла массу сложностей. А еще требовалось проявлять, сушить, печатать...
Все стало меняться на заре 1990-х. Сначала появилась возможность объединяться в кооперативы и работать частным образом. Частные кооперативы освоили сегмент массовых съемок (школы, детские сады). Портретная съемка в студии на некоторое время перестала быть популярной (не в последнюю очередь из-за появления доступной и недорогой фототехники), а съемка частных мероприятий только начала входить в моду.
Но кооперативы, объединяющие нескольких фотографов, так и не прижились, крупных игроков из них не получилось. Фотомастера взяли курс на одиночное творчество. А символом рынка фотоуслуг стала корпорация Kodak. Небольшие салоны печати фотографий открывались в переходах метро, супермаркетах, офисных зданиях - на любом свободном пространстве. В желтых палаточках-закуточках печатали фотографии, торговали фотоаппаратами, получившими в народе прозвище "мыльницы", фотопленкой, батарейками, фотоальбомами и фоторамками. В начале 2000-х, в попытках удержаться на плаву, Kodak расширила ассортимент услуг, предлагая печать на майках, кружках, тарелках. Можно было заказать календарь с собственными фото или пазл из любимой фотографии. Но это была предсмертная агония. В январе 2012 г. Eastman Kodak, крупнейший мировой производитель фототехники, подал заявление о банкротстве в Федеральный суд Нью-Йорка. Долги компании составили порядка $6,8 млрд.
Настоящий бум фотографирования пришелся на 2007 г. Тогда, по оценкам группы Step by step, объем рынка цифровой фотопечати в России в натуральном выражении вырос на 134%, в денежном эквиваленте он составил 7,2 млрд руб. Однако уже в следующем году рынок сократился в два раза. Финансовый кризис сказался на платежеспособности клиентов, и фотографы-любители, снижая цены, стали конкурировать с профессионалами сначала в сегменте массовых съемок, а позднее - и в сегменте студийных портретов. Благо фотостудий в "жирные" годы открылось предостаточно.
Согласно данным Intesco Research Group, к началу мая 2012 г. в России было зарегистрировано 3600 предприятий, специализирующихся на фотоуслугах. Бизнес тяготеет к центру: в Центральном федеральном округе насчитывалось 1885 фотостудий, что составляло более 50% от общероссийского количества аналогичных компаний. Меньше всего фотостудий на Северном Кавказе. При этом работают они не на всей территории страны: оказание фотоуслуг в 2011 г. было налажено в 61 регионе, но все равно на долю Московской области приходится более 50% объемов выполненных работ.
Объемы рынка неизвестны, но, как утверждает портал openbusiness.ru, в среднем российском регионе население тратит на фотоуслуги 5-10 млн руб. в год.
При этом фотостудии не только фотографируют. Фотобизнес - это еще предоставление студийных помещений в почасовую аренду, прокат декораций, сопутствующие услуги стилистов-визажистов и photoshop-мастеров. Например, по данным сайта studiorent.ru, в Москве и Санкт-Петербурге имеется 347 фотостудий, сдающихся в аренду.
Тысячи "рыцарей камеры" сегодня буквально бедствуют, перебиваясь случайными заработками. Есть, впрочем, и востребованные мастера с постоянной клиентурой. И есть, наконец, элита с собственными студиями. Для рынка фотоуслуг наступили времена одиночек-любителей. По нынешним меркам, команда из 10-15 профессиональных фотографов уже может считаться крупной компанией. Масштабов крупного и даже среднего бизнеса фотобизнес достигнуть не может, и, по-видимому, этот приговор уже окончательный.

Эра фотостудий и дилетантов - современные реалии
Неустойчивость спроса и высокая конкуренция делают фотобизнес крайне нестабильным. Появлениям и исчезновениям фотостудий никто не удивляется. "Каждый день кто-то открывается и закрывается, - рассказывает владелица "Фотостудии Кати Фукс" Екатерина Фукс. - Сейчас около 70% рынка принадлежит маленьким студиям, им проще открыться, но сложнее удержаться на плаву, поэтому они часто закрываются, проработав совсем недолго". почему то все мнят себя проф фотографами, но покупают дешевую технику, снимают на объективы за 5-10 тыс рублей, когда проф техника стоит 100 тысяч, а номральный комплект фотооборудования на свадьбе в Москве, может достигать 500 тыс, в одном рюкзачке!
Инвестиции в открытие могут составлять около 200 000 руб. (без учета платы за аренду помещения и расходов на необходимый ремонт), но и доход не превысит 100 000 руб. в месяц при условии, что студия будет работать круглосуточно. "Минус расходы на аренду, на оплату труда фотографов и администраторов, на ремонт техники, - поясняет экс-владелица фотостудии Arcobaleno Ольга Дранкина (если честно я такую фотостудию и не знал и про нее даже и не слышал, хотя. я как проф фотограф- Петров Игорь, давно в сфере фотоуслуг). - Минимум 10 000 руб. - это затраты на техническую поддержку сайта, но если карман позволяет, то нужны реклама и пиар. Затраты на продвижение очень индивидуальны и во многом зависят от стартового капитала владельца. При этом надо понимать, что даже в случае грамотно организованной рекламной поддержки студия выйдет на самоокупаемость примерно через год".
Свою студию госпожа Завитушкина продала около полугода назад за 3 млн руб. и считает сделку вполне удачной.
У крупных фотостудий дела идут посредственно. Примерно 30% рынка, по оценкам фотографов, занимают студии среднего и премиумного сегментов. Цена аренды зала может колебаться между 3000 и 12 000 руб. за час. Стоимость варьируется в зависимости от величины студии, наличия интерьеров и аксессуаров, профессионального светооборудования и известности. "Главная составляющая - пожалуй, все-таки известность, - рассуждает Екатерина Фукс. - Профессиональные фотографы с удовольствием "прикрепляются" к одной студии, которую они сочли для себя комфортной. Также в студию приходят для съемок сериалов и клипов. Безусловно, это приносит хорошую прибыль. Вот только потом выясняется, что все клипы российских звезд сняты у одной и той же стены. Поэтому, чтобы не потерять таких "прикрепившихся" клиентов, мы периодически закрываемся на ремонт - для смены интерьерного ряда".
Крупные фотостудии, помимо вложений в дорогостоящее профессиональное оборудование (только один комплект света стоит от 150 000 руб., а нужно как минимум два!) вынуждены серьезно инвестировать в рекламу и пиар.
Для открытия фотостудии среднего уровня на сегодняшний день потребуется около полумиллиона рублей. "Это может быть студия с одним залом, но зато с продуманными интерьерами и достойным техническим оснащением", - комментирует Ольга Дранкина. При вложениях от 3 млн руб. снимать можно будет все - от фотографий на паспорт до сериалов. При хорошей информационной поддержке фотостудия такого уровня окупится примерно через два - два с половиной года. Но есть две существенных проблемы. Первая - это постоянно растущая стоимость профессиональной техники. "Сегодня цена фотокамеры может достигать миллиона рублей", - подчеркивает Николай Петров. Такого класса фотокамерой (Leica S-System), говорят, снимает Дмитрий Медведев.
Вторая "головная боль" профессиональных фотографов - многочисленные любители, оттесняющие профи с рынка. "Средний уровень фотографирования у любителей существенно вырос за последние годы", - констатирует Николай Петров. Любители, окончившие в лучшем случае частные курсы по фотографии, и фотографы из СНГ демпингуют и снижают цены на рынке.
Профессиональные фотографы не только оказываются в высококонкурентной среде, но и испытывают дополнительную сложность от того, что работают на профессиональной, а значит, дорогой и при этом быстро устаревающей аппаратуре.
В результате всего вышеперечисленного происходит снижение стандартов качества. Потребитель не понимает, в чем разница между профессиональной фотографией и любительской и соответственно не готов платить больше. "Ведь чем профессионал отличается от любителя? Первый сам точно знает, как ему, например, поставить свет, у него есть свое видение конечного результата. Любитель сделает так, как его научили, и ни шагу дальше", - объясняет Екатерина Фукс.
Стабильность на рынке превращается в стагнацию, когда потребитель не видит разницы и не понимает, за что платить больше. Любители потакают непритязательным запросам клиентов, а профессионалы не позволяют себе снизить планку и соответственно стоимость, чтобы конкурировать по ценам с любителями.

Кто на новенькое?
Чтобы как-то выделиться из толпы любителей с фотоаппартами, профессионалы разрабатывают различные креативные решения.
Например, основатель фотоателье "Шипр" Георгий Кеймах, начинавший как фотограф-фрилансер, специализируется на изображениях в стиле ретро, создав ретрофотоатеье. Он не просто "старит" цифровые фотографии с помощью компьютерных программ, а использует старую фотоаппаратуру и точно воспроизводит технологию фотосъемки прошлых эпох. При фотографировании женщин приходится просить клиентку накраситься немного ярче, чем обычно, поскольку через старую камеру косметика заметна намного слабее. "Сейчас "Шипр" приносит деньги только на развитие, - рассказывает Георгий Кеймах. - Мы зарабатываем и сразу вкладываемся. На городских мероприятиях нам удается зарабатывать от 5000 до 9000 руб. в день, за работу трех фотографов на корпоративе мы берем от 30 000 руб., индивидуальная съемка на старую камеру стоит от 1000 руб. Нам, конечно, нужен инвестор, который мог бы дать пару миллионов рублей на помещение где-нибудь на Бульварном кольце или Тверской, чтобы открыть полноценное фотоателье с витринами, как Photobooth в Сан-Франциско: мощный свет, камеры большего формата и отдельная лаборатория".
А вот другой пример: молодые и амбициозные фотографы из фотостудии TIPS, придумавшие инновационный продукт 360 view. "Речь идет не только о панорамах (круговая съемка интерьеров), но и об инновационной технологии на рынке фотоуслуг - 3D-съемка на 360 градусов (мы дали ей название 360 view), - рассказал "Ко" один из создателей технологии Константин Максимов (выпускник факультета энергомашиностроения и приборостроения МАМИ и кинооператорского факультета МИТРО). - Это качественно новая, эффектная технология предметной фотосъемки, рассчитанная на посетителей интернет-магазинов и других сайтов, где нужно показать некие предметы в объеме и со всех сторон. Съемка по технологии 360 view позволяет не только дать веб-посетителю максимальное количество визуальной информации о продукте, но и предоставляет возможность рассмотреть, буквально подержать в руках товар, не отходя от монитора!"
Действительно, интернет-магазины открываются каждый день, конкуренция очень высока, и владельцы заинтересованы в новых конкурентных преимуществах. "Мы нашли свою нишу, - говорит Константин Максимов. - Съемка в 360 view ненамного дороже обычной фотосъемки, но картинка получается качественно другая. В процентном соотношении на сегодняшний день наши клиенты делятся так: 20% - это фотосъемка товаров народного потребления по технологии 360 view; 50% - товары класса люкс и 30% - виртуальные туры, 3D-съемки".
Для открытия фотостудии TIPS ее владельцам понадобилось порядка 500 000-600 000 руб. Это затраты на фототехнику и специальное оборудование. "Расходы на аренду помещения были разными, - отмечает Константин Максимов. - Окупились первоначальные вложения за полгода работы".
Высокой конкуренции, свойственной рынку фотоуслуг, в TIPS пока не боятся, хотя и ожидают ее.
"Есть спрос, будет и предложение, - философствует господин Максимов. - А спрос есть, и он увеличивается пропорционально распространению информации. Потенциал не заметить трудно, технология действительно эффектная и прибыльная, более того, мы уверены: рано или поздно большинство интернет-магазинов предпочтет 360 view фото обычной предметной съемке, это вопрос времени".
Пока же в TIPS делают ставку на небольшой штат из 10-15 человек и на качество услуг и сервиса. "А мегакорпорации, - полагает Константин Максимов, - давно не в тренде".

фотограф, фотоуслуги, анализ рынка

Previous post Next post
Up