ШАРИДАТ

Dec 27, 2011 15:46


«А когда они сделают какую-нибудь мерзость, то говорят: «Мы нашли в таком состоянии наших отцов, и Аллах приказал нам это». Скажи: «Поистине, Аллах не приказывает мерзости. Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?»» Смысловой перевод Корана 7:28

Прошло 14 веков с момента ниспослания этих аятов, но подобные диалоги мы можем слышать и по сей день. Изменения коснулись лишь участников,  если раньше это были мусульмане против многобожников, теперь в споре на эту тему, что удивительно, по обе стороны стоят мусульмане.


Предки, предшествующие поколения, конечно же заслуживают уважения и самых теплых слов от нас в свой адрес. Об умерших, как известно, говорят либо хорошо, либо ничего. Но уважение к ним и добрые слова в адрес их благородных качеств и праведных  поступков не должны ассоциироваться со слепым принятием каждого их деяния как непреложной истины и руководства к действию. Точно также как отрицание той или иной их ошибки не должно восприниматься как оскорбление их памяти или унижение их достоинства.

У нас такой Адат...

Что такое адат и «с чем его едят»?  Адат это традиции обычаи народа сформировавшиеся в определенный исторический период под влиянием тех или иных факторов.  На Кавказе испокон веков чтят традиции, это факт. Плохо это или нет? Конечно же нет. Преемственность и соблюдение  традиций, что может быть в этом плохого? Главное чтобы люди помнили преемственность чего, и соблюдение каких традиций. Когда люди это помнят и помнят, чем они в первую очередь должны оценивать свои деяния, проблем не возникает.  И наоборот когда люди пытаются вычленить Адаты  в какую то самодостаточную систему ценностей при помощи, и через призму которой  оценивается тот или иной поступок получается множество проблем.

Адат можно сравнить с вещью, польза или вред которой связан с методом применения(нож, ручка и т.д.).

Есть вопросы не оговоренные в Шариате, поступки совершение которых отдается на усмотрение человека. В таких ситуациях лучше бывает поступить в соответствии с традициями понятными и известными всем участникам определенного действа. К примеру что касается брака то по Исламу  оговорены обязательные условия бракосочетания, желательные, нежелательные  и т.д. но все равно есть достаточно широкий спектр вопросов решение которых оставлено за человеком.  В таких ситуациях на помощь людям приходит Адат помогая разрешить неловкую ситуацию возникшую между представителями двух семейств, помогая им координировать свои действия. В данном случае Адат выступает в качестве инструкции и руководства к действию. В таком подходе никакой проблемы нет. Проблема возникает в другой ситуации…

Адат vs Шариат.

«И когда скажут им: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!” - они говорят: “Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов”. А если бы их отцы ничего не понимали и не шли бы прямым путем?» смысловой перевод Корана, 2:170

Когда адат берется в качестве высшей ценности и мерила всех деяний, когда адатом оправдываются противоречащие Шариату поступки, когда люди пытаются воспринимать совокупность адатов своего села или нации как некий незыблемый кодекс спущенный чуть ли ни с неба для безоговорочного исполнения, вне зависимости от того соответствует это Шариату или нет, ВОТ ТОГДА адат превращается в проблему для человека в частности и для общества в целом, как в этом мире, так и в Ахирате.

Имам Шамиль пытался выветрить, выкорчевать дремучие адаты из сознания  Дагестанского народа. Ему это практически удалось, но как и огород оставленный без ухода так и общество без постоянного напоминания зарастает сорняком из чуждых, порою глупых, порою мерзких традиций.

«Ложь от нашего племени лучше Истины от курайша»

Подобный ответ 1400 с лишним лет назад последователи лжепророка Мусайлимы давали сподвижникам на вопрос о том, почему они говорят что верят в Пророка Мухаммада (мир ему) и в то же время сражаются за человека которого он назвал лжецом.

Опасной стороной чрезмерного преувеличения роли Адата  является то, что он дробит народ на разные обособленные анклавы.

В советский период это была политика партии, пропаганда адатов было способом разрушения религии, методом разделяй и властвуй. Всем внушали, что они не мусульмане, а в первую очередь аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, андийцы, табасаранцы  и т.д.

Внушили, причем основательно. Работали под девизом «будь ты хоть негром преклонных годов» лишь бы не мусульманином.

Национальный вопрос который сейчас достаточно остро стоит в Дагестане это наследство как рас того периода. Партия раздробила дагестанский народ, но в тоже время сдерживала все проявления ненависти по национальному признаку. По крайней мере, дальше кухни они не выходили. С уходом советской эпохи сдерживающий фактор исчез и можно было наблюдать, как бывшие интернационалисты начали показывать звериный оскал пещерного национализма.

«Этнические мусульмане»

Сейчас этот термин уже можно использовать в отношении мусульман националистов(как бы парадоксально это не звучало). В Дагестане это в основном представители более старшего возраста(советской закалки) судя по их рассуждениям Пророческая миссия Посланника Аллахьа(мир ему) предназначалась арабам и их немногочисленному народу. Они живут по шаридату (гремучая смесь из диких полу языческих адатов и шариата). Наглядным примером  такого симбиоза может послужить адат когда пьющему гостю непьющий хозяин предлагает вина и может даже пригубить с ним чтобы ему не было неудобно пить одному. «Машааллахь, какое гостеприимство».(так это воспринимается в глазах шариадатчиков)

Подобный национализм искореняется очень тяжело, несмотря на то, что очень часто принимает уродливые атрофированные формы. Как мунафик опаснее кафира, точно также Шаридат куда опаснее соблюдения только Адатов. Люди идущие по этому пути думают что находятся на Истине, очень часто от них в адрес мусульман придерживающихся Шариата можно услышать ругань и критику.

Доходит до того что некоторые «этнические мусульмане»(в новом значении этого слова) начинают обвинять своих новообращенных братьев и сестер в предательстве «религии отцов». Мол дети христиан должны были оставаться в христианстве, дети атеистов в атеизме, а дети язычников в язычестве. Логика конечно  железная. А если папа атеист, а мама христианка что им делать? надо им три дня в неделю быть христианами, а четыре атеистами? Да и хочется спросить: «каких Отцов религию, кто предал если религией нашего праотца Адама(мир ему) был Ислам?».

Таких людей сложно переубедить, хотя бы потому, что у них двойные стандарты и они ими умело жонглируют себе в угоду.
Адат-это звучит незыблемо.

Многих ревнителей Адатов вводит в заблуждение иллюзия их неизменности. Отношение к ним как будто они появились одномоментно и именно в такой форме. Люди порой забывают, что адат это просто изобретение наших предков. Изобретение в котором отразилась как их мудрость, так и их неосведомленность, как их благородство, так и их страсти. И как любое изобретение оно со временем видоизменялось, преобразовывалось, подстраивалось под изменения окружающей среды и воспринимать адаты как догмы выдолбленные на каменных скрижалях значит отвергать их изначальное предназначение.

Адаты трансформировались всегда, даже в современном Дагестане мы можем наблюдать бурную их трансформацию.  Связано это в первую очередь с  усилением межнациональных связей, своеобразная внутри региональная глобализация. Термин возможно некорректный, но более подходящая формулировка не приходит на ум. Так к примеру представители разных народов вынуждены совместно решать одинаковые задачи.(бракосочетание, соболезнования, застолье и т.д.) Методы решения у разных наций разные. В итоге на выходе все делается либо в строгом соответствии с Шариатом либо по некоему усредненному компромиссному «адату», либо по Шаридату.  В большинстве случаев разные адаты как бы обтачивают друг друга. К примеру у многих народов есть традиция не ходить на свадьбу если есть родство с невесткой. Но большинство закрывают на это глаза в условиях межнационального общества потому что легче пойти «проглотив обиду» от нарушения адата, нежели объяснять каждому что «у нас так не принято».

Вывод

Воспринимать Адаты можно и даже полезно когда дело происходит в рамках Шариата без его отмены, замещения и т.д. Придерживаться же противоречащих Шариату, отвратительных и дремучих Адатов только потому, что так делали отцы это просто напросто глупо. К примеру, никто ведь не станет сыну наркомана говорить иди колись или кури травку ведь твой отец делал тоже самое.

Да и ревнителям адатов необходимо напоминать, что если уж быть последовательными и восстанавливать ВСЕ адаты то многим дагестанцам придется поубивать своих пожилых родителей восстанавливая языческий адат существовавший определенное время в Дагестане. Некоторым брачующимся восстанавливать адат когда невестка показывает свои прелести(«приносит козлят») собравшимся к жениху гостям и т.д. Эти и многие другие дикие обычаи ушли в прошлое именно потому, что люди отдали предпочтение разуму, совести, а не слепо последовали  «по пути отцов».

Истинно бывает то, что Истинно, а не то чего придерживается авторитетный человек которого мы любим.

размышления, многабукв, религия, Ислам

Previous post Next post
Up