Оригинал взят у
eho_2013 в
Изгнание Святого Николая с Арбата. Часть 5Еще одна арбатская церковь находилась когда-то в конце улицы, у Смоленских ворот. Она носила имя Живоначальной Троицы, но в ней был придел Николая Чудотворца - куда же на Арбате без Святого Николая, Арбатского покровителя.
Вид финальной части Арбата у Смоленских ворот в конце 19 века. В глубине квартала за лавками - церковь Живоначальной Троицы, за ней проходит Денежный переулок.
Когда-то стрельцы приказа Оничкова, охранявшие Смоленские ворота Земляного города, построили рядом с воротами деревянную церковь Живоначальной Троицы. В конце 1640-х годов, уже при другом полковнике - Леонтии Азарьеве, стрельцы решили заменить ее на каменную. Весной 1649 года церковь заложили, а 1 октября 1650 года она была уже возведена. Стрельцы Азарьевского приказа жили довольно зажиточно - сказывалась близость Смоленского рынка, дававшего регулярные торговые приработки. Чтобы не ударить лицом в грязь перед соседними полками, стрельцы не скупясь скинулись деньгами - церковь Троицы возводилась "пятидесятниками, десятниками и пятьюстами рядовых на их средства". Мастера монетного дела из соседней Денежной слободы тоже приняли участие в строительстве и украшении храма.
К 40-м годам ХVIII в. здание, простоявшее почти сто лет, стало нуждаться в ремонте. Теперь в приходе главными оказались купцы, церковь ведь стояла у рынка, последние кварталы Арбата были лишены пышного аристократического блеска. Новые прихожане, люди тоже не бедные и не привыкшие мелочиться в пожертвованиях на богоугодные дела, решили старую стрелецкую церковь не чинить, а возвести на ее месте новый храм, пороскошнее. Не считаясь с расходами, проект новой церкви заказали И.Ф. Мичурину, одному из самых известных московских архитекторов того времени.
Мичурин считался строронником европейских традиций в архитектуре - он был в числе молодых зодчих, посланных Петром I для обучения за границу, в Голландию. Величественная и лаконичная архитектура Троицкой церкви напоминала соборы западной Европы. Главную церковь освятили в 1741 году, несколько позже достроили приделы - Николая Чудотворца и Тихвинской Божьей Матери. В 1854 году, уже на средства статского советника М.А. Хвостова, был выстроен еще один придел - Прокопия и Иоанна Устюжских.
Церковь Живоначальной Троицы у Смоленских ворот (фотография 1880-х годов)
Только в 20-х годах ХХ века специалисты, изучавшие церковное здание, выяснили, что Мичурин использовал фрагменты старинных построек, гармонично вписав их в новое строение. Южная сторона мичуринской церкви оказалась частью здания ХVII века - стены из орленого кирпича, декоративное оформление окон позволило архитекторам сделать однозначный вывод.
В 1812 году, в дни нашествия Наполеона, церковь сильно обгорела, но к 1818 году ее восстановили, заново отделав. Утрачен был только Устюжский придел. Зато в церкви появился великолепный иконостас, иконы для которого заказали живописцу Т.Ф. Дурнову.
Прихожанами церкви Живоначальной Троицы были Александр Сергеевич Пушкин с женой, поселившиеся после свадьбы на Арбате по-соседству, во втором доме от церкви через Денежный переулок.
Дом с мемориальной квартирой А.С. Пушкина на Арбате, неподалеку от которого прежде находилась церковь Живоначальной Троицы
В 1912 году, к столетию победы над Наполеоном, здание церкви усилиями ктитора А.И. Мещерского было отреставрировано, после чего заново освящено. При церкви сохранялся огромный погост, скрытый за окружавшими его со стороны Арбата и Садового кольца зданиями лавок и магазинов. Пройти в церковный двор и на кладбище можно было через парадные ворота с двумя часовенками, выходившими на Арбат.
Церковь была популярна не только у купечества, но и у арбатской интеллигенции. Например, Сергей Рахманинов, живший в Серебряном переулке, был прихожанином Троицкой церкви, хотя другой знаменитый храм - Николы Явленного - был ближе.
Поэт Андрей Белый (Борис Бугаев) и его родители тоже были прихожанами церкви Живоначальной Троицы. В книге очерков "В начале века" А. Белый не раз возвращается к воспоминаниям о Троицкой церкви и ее настоятеле. "...В.С. Марков, некогда наш священник, меня крестил; и лет шестнадцать являлся с крестом: на Рождестве и на Пасхе; Марков тоже "гремел" среди старых святош нашего прихода, но отнюдь не талантами, - мягкими манерами, благообразием, чином ведения церковных служб и приятным, бархатным тембром церковных возгласов; "декоративный батюшка" стяжал популярность; и барыни шушукали: "либеральный" батюшка, "образованный" батюшка, "умница" батюшка; в чем либерализм - никто не знал; в чем образованность - никто не знал; никто не слыхал от него умного слова"...
Думается, Белый был не совсем справедлив к своему духовнику - батюшка был либералом. В доме священника организовался молодежный кружок для изучения "модного" в начале века Карла Маркса. Об этом вспоминал и сам Белый: "У матушки и у дочек собиралась радикально настроенная молодежь ("батюшки" не было видно на этих собраниях); с легкой руки Струве и Туган-Барановского во многих московских квартирах вдруг зачитали рефераты о Марксе, о социализме, об экономике; (...) Лев Кобылинский (поэт-символист Эллис, приятель Андрея Белого и Марины Цветаевой), с яростью, характеризовавшей все его увлечения, бросался из гостиной в гостиную: с чтением рефератов: и когда в квартире у Марковых молодежь составила кружок для изучения "Капитала", Кобылинский здесь вынырнул руководителем кружка: он считал марксистом себя, будучи за тридевять земель от Маркса..."
Эллис (Лев Кобылинский)
"Декоративный батюшка" позже был переведен из Троицкой церкви настоятелем в Успенский собор Кремля, где особо торжественно отмечал дни посещения собора членами царской семьи и самим императором, изредка бывавшими в Первопрестольной.
Прихожане Троицкой церкви, по большей части купцы с Арбата и Смоленского рынка, прекрасно знали друг друга; церковь была для них своеобразном клубом. Белый писал: "В церкви все знали кто, где проживает, как служит, какого достатка, когда дети женятся, сколько детей народят, чем внучата в годах расторгуются, когда успение примут они".
Андрей Белый (Борис Бугаев)
Церковь Живоначальной Троицы, закрытая в 1930-м, простояла на Арбате до 1931 года. Ее снесли, дабы возвести на этом месте здание Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) - типичный образчик советской официозной архитектуры 1930-х годов (Арбат, дом № 57), по-своему даже интересный. Оживить фасад был призван барельеф, изображающий путешествующих пролетариев.
Здание бывшего ОПТЭ, "приделанное" к крылу МИДа (фотография с сайта "neo4rce")
При возведении высотного дома на Смоленской площади в начале 1950-х годов здание ОПТЭ было корректно "вписано" в новую постройку. Кладбище при церкви сравняли с землей еще в 1930 году. Высотный дом на месте старого погоста возведен "на костях" в буквальном смысле этого слова...
В 1903 году в церкви Живоначальной Троицы начинал свое церковное служение священномученик Александр Заозерский, причисленный Православной церковью к лику святых. В 1908 году он был переведен в другой храм и вскоре прославился своей заботой о сиротах и бедных стариках. После революции, когда фабриковалось дело против патриарха Тихона, отец Александр был арестован. Вины своей он не признал, а на допросе показал: "Я ... в первый же воскресный день прочел воззвание Патриарха Тихона в своей приходской церкви. С воззванием Патриарха Тихона я согласен и считаю его религиозным, а не контрреволюционным".
26 мая 1922 года отец Александр Заозерский был расстрелян.