Все люди классифицируются на лохов и крутых, причём лохов гораздо больше. Это общеизвестно. Но человечество всегда интересовалось людьми крутыми. Его всегда занимал вопрос, в чём состоит их тайна, что необходимо предпринимать, чтобы быть такими крутыми.
Такими словами начинается новая книга Егора Белогородского «Прикладное Лоховедение», которая появилась во Всемирной паутине шесть месяцев тому назад и становится всё популярнее. Тут трудно поспорить - и правда, люди всегда испытывали повышенный интерес к незаурядным личностям. Однако, применив это вступление, после автор довольно подробно рассказывает нам о лохах. Он объясняет, кто такой
лох, и противопоставляет его крутым, о которых не говорит совсем ничего.
Очень многие читатели за это автора укоряют, а нередко и вовсе провозглашают написанное не имеющим силы. Мол, раз лохи - те, кто противопоставляется крутым, а про последних ничего не сказано, то и лохов тоже нет. Такой читательский интерес вполне понятен: всё-таки в книге рассказывается о вещах, для обычных людей достаточно обидных, хоть и справедливых. Вот они и прибегают к спасительному «мы в домике».
Но если отбросить эмоциональную составляющую, мы будем вынуждены признать: отсутствие в произведении крутых ни на что не влияет. В самом деле, были они описаны или нет, а
чувство особенности простого обывателя, его
двойные стандарты мировосприятия и самообман (так же как и вытекающий из этого
кризис среднего возраста) никуда не пропадают. А ведь им и посвящена книга.
Можно сказать, что крутые понадобились повествователю, чтобы подступить к теме и затем поддерживать её градус, не более того. В данном отношении крутые сыграли роль топора, из которого готовили кашу в известной сказке. Без него ничего бы не вышло, но в самой каше топора в итоге не было ни чуточки, персонажи так его и не попробовали. А раз не попробовали, выходит, не существовало никакого топора что ли, и каши не было? Да всё там было.
Так и в реальной жизни: и крутые есть, и лохи. Но подавляющему большинству людей, наверное, настолько обидно с этим утверждением согласиться, что они так никогда ничего в себе к лучшему и не поменяют.