Национальный вопрос, или Как я был переписчиком

May 16, 2014 11:19

На фоне околоукраинской суеты и интенсификации споров об идентичности, межнациональных отношениях, вспомнился ряд историй с Переписи-2010, на которую меня занесло совсем не добровольно.
Был я тогда студентом средней степени наглости с крайней степенью нелюбви к общественным работам и инициативам. Про перепись кое-что слышал в интернетах, но отношение к этому делу было предельно равнодушным. Какие-то результаты через несколько лет, какие-то странные люди по подъездам шарятся, какие-то доводы о необходимости etc.

О своем "добровольном" участии я узнал сидя на последней лекции в полусне: "Ты в списках". Как позднее выяснилось, вопрос стоял не совсем линейно - либо идешь переписывать бабушек, либо находишь добровольца с потока на свое место, либо отчисляешься в связи с двойкой за "производственную практику". По какому принципу составлялись списки жертв мне неизвестно. Девушек у нас на перепись не призывали (как мне сообщили информированные люди, из-за того, что на прошлой переписи были "инциденты"). Правда, в других ВУЗах на мероприятие забривали всех подряд (а в некоторых учебных заведениях и вовсе на пару недель прекращали учиться).

Мероприятие шло порядка трех недель (без учета обучения), из которых лишь 12 дней были непосредственно посвящены обходу квартир (остальное место занимали войны с какими-то бумажками). Обучение должно было проходить чуть ли не неделю, но у нас (как обычно) завафлили все сроки, поэтому "курс молодого писца" был сведен к двум заходам, часов по 7 каждый. Меня хватило лишь на 1 час, в течение которого мне обрисовали печальные перспективы (на троих нам досталось три здоровенных домины, две новых и одна древняя, рядом со зданием ВУЗа)и выдали набор предметов первой необходимости.

Естественно, кто-то наверху очень сильно волновался за жизнь и здоровье студентов и прочих неудачников, которые будут ходить по темным подъездам и собирать данные у алкашей, наркоманов и душевнобольных. Поэтому мне, как и остальным, всучили в зубы:
- фонарь на башку (шахтер-стайл)
- желтый свисток на веревке
Как нам объяснили, если будет опасность, то надо сильно свистеть в свисток - сразу прибегут добрые дяденьки-милициянты и спасут. Милиционеры, кстати, были - сидели на участках, где переписывали тех, кто добровольно придет переписаться, и где складировались тонны бумаги, которую притаскивали негры вроде меня. Также милиционеры предоставляли списки "особо опасных квартир" (по идее, туда они должны были ходить с нами, но на деле туда просто порекомендовали не соваться).

С занятий нас снимали, однако от сдачи лаб и контрольных никто не освобождал. Поэтому лично я косил все, где тупо сводилось к отмечанию, но неукоснительно посещал лабы и семинары между периодами навязчивости к людям.

Если говорить о том, что меня удивило, то на первое место следует поставить то, что 80% населения открывало двери и пускало посторонних людей с синими портфелями на свою территорию. Более того, значительная часть предлагала пить, есть и прочее (раз 5 предлагали именно выпить). Моего камрада даже какая-то девушка успела закадрить.
Хотя были и обратные примеры - одна злобная бабка наотрез отказалась пускать меня даже на территорию перед входной дверью, сама отказалась спуститься, но зато милостливо согласилась ответить на вопросы через домофон. Пальцы у меня тогда знатно отмерзли, а перезванивал я ей раз 10 (время трепа по домофону ограничено).

Прямое знакомство с народом в таких количествах в наборе с задаванием некорректных (для постороннего) вопросов к вечеру откровенно вдавливало эмоционально. Заполнение некоторых граф вызывало вопросы: какую галочку ставить людям, которые фиктивно развелись, но продолжают жить вместе? Как определить географическое расположение пунктов, в которых родились респонденты, если они сами об этом не знают? И еще миллион подобных вопросов. Потом я на это уже откровенно забил и плыл по течению.

Главная проблема в том, что крайне тяжело после ряда личных вопросов отвертеться от задушевных бесед (а для стариков придурок вроде меня, заинтересованный в их биографии и личной жизни - просто находка).

Интересных личностей хватало. В старом доме их было настолько много, что мы туда зашли один раз, пробежались галопом по квартирам и больше не вернулись. Пару раз было острое впечатление, что из квартиры можно и не выйти.
Самым фееричным персонажем была проститутка, проживающая в квартире со странной бабушкой и собачкой (как в кино прям). Судя по ее лицу, она явно употребляла какие-то вещества и мило хихикала на вопрос: "По найму работаете или нет?"

Если же вернуться к вопросу, который заявлен в заголовке, то он самый интересный вопрос переписи был про национальность (в паспортах ее нынче нет). Каждый 10й вылуплял глаза и спрашивал: "А что это?". Приходилось задавать наводящие вопросы. Все евреи, кстати, записывались русскими. Без исключений.

Два самых забавных примера приведу целиком.

1. Иду через двор, вижу женщину с коляской и мужика. Мужик явно смуглой наружности. Я их, естественно, быстро взял в оборот и заставил переписываться. Спрашиваю у мужика про национальность, он отвечает, что русский. Я (только после окончания понял, насколько это был наглый наезд) прямым текстом: "Да ладно? Вы уверены?" Мужик, вместо того, чтобы меня грубо послать, начал оправдываться "Я здесь родился, никаких других языков не знаю………" Я ему сказал нечто в духе "Ну ладно, так и быть".

2. В другой день меня занесло на день рождения к переселенцам из Украины. Родители сами записались украми, сына украинцем, а дочь русской. Я как-то не въехал в такую логику и спросил "Как это возможно?" На что получил ответ "Родилась в России, русский паспорт, значит русская". Я нагло пытался спорить, но увы.
Кстати, после этого меня занесло к тетке, у которой были какие-то проблемы не то с сердцем, не то с животом и ухитрился брякнуть "На дне рождения я уже был, осталось побывать за перепись на похоронах", повергнув ее в шок. Я в тот день определенно был в ударе.

Очень многих русских россиян (в основном женщин почему-то) после этого интересовались: "А много у нас в доме этих…понаехавших?" Я отвечал, что мало (что было правдой), после чего стабильно выслушивал ряд пожеланий по национальному вопросу. Лица старшего поколения, в свою очередь, интересовались у меня, когда им поднимут пенсии (видимо, видя во мне посланца Путина).

Кстати, широко распространено мнение, что кучно проживают в городской черте (по 20 человек в квартире) чуть ли не выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Я таких так и не встретил - все встреченные узбеки и азербайджанцы были не слишком стеснены. Зато русских - сколько угодно. У меня рекордом были 8 человек с собакой в советской двушке. У ребят - 12 человек в такой же двушке.

Тех же, кто не пожелал общаться с переписчиками, все равно переписывали "заочно", из данных, предоставляемых ЖЕКами. Национальность в таких листах не проставлялась, не положено. Видимо, именно эти граждане и составляют львиную долю тех, кто якобы "отказался декларировать национальную принадлежность". На деле же лично я с таким ответом столкнулся всего 1 или 2 раза.

Откровенно жаль, что отсутствовал вопрос про вероисповедание. Всяческих кор по данному вопросу, как и занятных наблюдений, явно было бы порядочно.

Заплатили за 3 недели страданий студентам тогда какие-то гроши,меньше 5 тысяч. Ставка была стандартная по всей России. Допускаю, что на тот момент для какой-нибудь Тывы это было неплохо, но явно не для СПб. Поэтому бобровольцев искали именно в ВУЗах.
Когда мне выдавали диплом, я узнал, что за эту "практическую перепись бабушек" мне поставили "отлично")

Россия, перепись населения

Previous post Next post
Up