Вышли в тираж

Aug 18, 2023 11:30

Стал ковыряться в статистике "Книжной палаты" и подумал, что таблица по наиболее издаваемым авторам художественной литературы в России за последние 12 лет получается достаточно наглядной. Я бы даже сказал, что она характеризует определенную общественную эволюцию. 2023 год взят по первому полугодию


Для наглядности сделал раскраску. Раскраска условно-субъективная
Оранжевый - отечественные детективщики (дамы и примкнувший к ним Акунин)
Жёлтый - импортные детективщики
Коричневый - отечественные "детективщики для мужиков" (бандюки, спецназеры, триллеры и тому подобное)
Розовый - романтические "сопли с сахаром" всех мастей (без разделения на отечественное и импортное)
Тёмнозелёный - те, кого можно назвать отечественными классиками
Серо-зелёный - импортные прозаики (то, что можно назвать литературой)
Голубой - отечественные прозаики (то, что можно назвать литературой)
Фиолетовый - импортные фантасты

Ряд фамилий, наверно, многим не скажет ничего, их прокомментирую по ходу.
Статистика из первой половины 10х прямо-таки концентированный рак. Почти весь топ занимают дамы-детективщики и их коллеги, ориентированные на мужиков. "Мужские" авторы ниже в рейтинге, тк женщины читают стабильно больше.
Колычев В.Г., судя по тайтлам, писал эдакий "литературный шансон" (гугл сразу выводит хиты "Мы - одна бригада", "Брат, стреляй первым!", "Соленый волк", "Дважды коронован" и тд). Тамоников - боевики про вояк («Снайпер», «На линии огня», «Приказано совершить подвиг», «Батальон мужества», «Грозовые ворота», «Проект «Эльба», «Спецназ ВДВ»). Сергей Зверев (не тот, что все подумали) - тоже про вояк. Корецкий - менты vs бандиты ("Антикиллер" даже я помню, везде он был).
ФИО Э.Л. Джеймс, наверно, многим ничего не говорит, но это те самые печальные "50 оттенков". Шевкунова вроде бы до сих пор неплохо через церковные лавки распространяют. Агата Кристи и Владимир Высоцкий на общем фоне выглядят очень респектабельно.

Постепенно ситуация улучшалась и в топе становится все больше чего-то хотя бы местами напоминающего литературу. При всем равнодушии к Дэну Брауну, Коэльо или "Шантараму" Робертса уж лучше их пусть читают массы, чем Колычева. Донцова держалась на 1 строчке аж до 2019го, пока ее не обошёл Стивен Кинг. У Кинга очень широкий жанровый охват и много романов, плюс постоянно выходят новые книги. Компанию Кингу регулярно составляет Брэдбери, который стабильно всем нравится (как и Ремарк), иногда на волне хайпа всплывают и другие авторы ФиФ. Те же Мартин и Сапковский всегда были любимы в фантгетто, но их взлёт в 20ку - явный побочный эффект от модных сериалов. По писательнице Ли Бардуго в 2021м тоже выходил сериал.
Из отечественных классиков стабильно хорошо продаются Достоевский, Толстой, Булгаков, Пушкин, Гоголь. У зарубежных классиков (некоторых) дела тоже явно пошли на лад. У Оруэлла дела особенно попёрли после того, как он перешёл в общественное достояние (70 лет после смерти), и его стали печатать все. Ну и исторический момент, наверно, тоже помог.
Интересно, что отечественным издательствам удалось во многом импортозаместить сопли и сделать популярным ромфант. Лия Арден и Анна Джейн (недавно умершая) - это отечественные писательницы с модными псевдонимами. Ну а Катерина Сильванова - это то самое печально известное "Лето в пионерском галстуке", которую мы можем "поблагодарить" за волну борьбы с ЛГБТ в книгах.
Елена Счастливая - это статистический баг. Её фамилией подписана пара книг про фотографирование, которые внезапно очень круто продались.
Дальнейшие перспективы вызывают вопросы, потому что с 2022 года с российскими издательствами большинство западных агентств и авторов сотрудничать не хотят. По тому же Стивену Кингу права на ряд произведений действует до 2027 года, но новинки недоступны уже сейчас. Отечественные прозаики во главе с Пелевиным не тянут. Яхина - это разовая "Зулейха", Дина Рубина уже не так популярна. "Мир полудня", играющий роль "ГариПотера" для советских бумеров, до сих пор неплохо продаётся (собственно, Стругацкие единственные представлены в табличке из советских авторов, кроме антисоветского Булгакова).

Интересно, что детских авторов и их тиражи в "Книжной палате" считают отдельно. По ним тоже сделал табличку.


Здесь тоже своя модная раскраска, рождённая моим извращённым сознанием
Розовато-красный - советские писатели (всюду они)
Салатовый - детские классики, творившие до 20 века (как отечественные, так и зарубежные)
Жёлтый - импортные властители детских душ 20-21 века
Голубой - современные российские детские писатели (хотя некоторые не очень и писатели)

Здесь всё очень стабильно, в отличие от взрослой литературы. Чуковский всегда наверху (подозреваю, что больше 12 лет подряд). Советские классики всех мастей рулят, ничего не меняется практически. Носов, Драгунский, Успенский, затмивший Баума Волков, Бианки, Маршак, Барто, Сутеев, Остер. Из советских детских писательниц никогда не слышал о существовании Лагздынь Гайды Рейнгольдовны (такое я бы точно не забыл), но она тоже издавалась весьма обильно.

Ретро-пул самых главных сказочников (Андерсен-Перро-Гримм) стабилен, к ним в последние годы добавились Кэролл с Алисой, Киплинг и Марк Твен. Толстых востребованы оба главных (причем они почему-то не пересекаются в один год никогда). У Пушкина "детские" тиражи больше взрослых периодически.
Отечественные современные детские писатели тоже стабильно присутствуют в двадцатке, но десять лет назад их явно было больше.
Андрея Усачёва и Степанова я характеризовал как современных: начинали они при СССР, но основной период творчества у них все-таки явно позже. Олег Рой выпускал что-то и для детей, поэтому пролез и во вторую табличку.
Никогда не читал Татьяну Коваль детям, но она явно популярна.
Отдельно стоит остановиться на не совсем художественной литературе. Кто такая Чунаева, не сразу распознали даже специалисты
...вот кто такая Арина Владимировна Чунаева, обогнавшая Пушкина и почти догнавшая модную авторшу мимимишных книжечек Холли Вебб?
Удивительно, но на этот вопрос не смогли ответить с ходу ни издатели, ни обозреватели детской литературы. Выручил Яндекс: сценарист «Фиксиков», «Барбоскиных» и… практикующий психолог, имеющий, как следует из ее репрезентации на сайте samopoznanie.ru, «сертификат, подтверждающий овладение наукой и искусством НЛП на уровне "НЛП-мастера"». Ее многочисленные книги - это создаваемые в соавторстве новеллизации мультсериалов, но в топ-20 она вошла с единственной (!) авторской книгой «В Новый год с новыми сказками. Интерактивная книга», изданной бешеным тиражом 750 тыс. экз. Тут даже про НЛП-мастера шутить не нужно - достаточно поглядеть на обложку с героями советских мультфильмов. «"Книги" по популярным мультикам всегда будут пользоваться спросом. Зайди в любой супермаркет, все полки ими забиты и у касс вертушки с ними. Причем в отличие от планшета с мультиками, они не вызывают у родителей чувства вины, ведь ребенок читает», - заметила в длинном обсуждении Мария Козлова, сооснователь издательства "Розовый жираф".
Владимиров В.В., Ирина Травина и Елена Ульева - это энциклопедии. Людмила Жукова и Шалаева - развивайки для малышей. Александр Качаров - детские кроссворды, головоломки, обучайки.

Среди импортных писателей от Роулинг и Туве Янссон (мимими-тролли) я ждал большего, честно говоря. Причем в конце 2022 истек срок договора с "Азбукой" и после распродажи остатков тиражей издание Роулинг ложится полностью на плечи пиратов, которые и раньше дикими тиражами шлёпали псевдоРосмэн с Поттером. Популярность Холли Вебб (какие-то милые зверушки вроде?), наоборот, удивляет.

Астрид Лингрен стабильно пользуется спросом, популярность Экзюпери скорее удивляет.
Хантер Эрин - банда из 4х писательниц, ваяющих "Котов-воителей". Майкл Бонд - медвежонок Паддингтон. Дейси Медоуз - какие-то зверушки. Фрауке Шойнеманн - "Приключения кота-детектива" (даже не видел такого).
Впрочем, и в данной категории присутствует "не совсем худлит". Райан Д. и Коуп Р. - детские энциклопедии. Скотт Коутон - автор видеоигр, который еще и какими-то ужасами детскими приторговывает прикладными.

Россия, Книги

Previous post Next post
Up