Найди 5 отличий

Jul 11, 2015 13:39

После того, как я третий раз за неделю (и в over10000й за 1,5 года) встретился с неумирающим штампом «между Крымом и Донбассом разницы нет», используемом как аргумент в дискуссии, я созрел начиркать несколько слов по данной теме.
Тезис обсуждался и разжевывался в этих самых интернетах неоднократно, но некий дайджест обрисовать по основным позициям провести, на мой взгляд, будет полезно.
1. Элиты.
Я не отношусь к верующим в святую демократию и «народовластие». Правит и решает проблемы не абстрактный народ, а вполне себе конкретные элиты, элитные группы. Элиты преимущественно руководствуются не «исторической памятью» или «лучшими побуждениями», а вполне прагматичными интересами. Своими частными интересами зачастую.
В украинском Крыму к событиям 2014 года сформировались типичные провинциальные элиты (разве что с криминальным налетом чуть больше нормы) со скромными задачами и масштабами. Пожалуй, лучший материал касательно данной группы и местной «элитарной» подоплеки Крымской Весны представляет собой интервью господина Темиргалиева «Ведомостям», хотя был и ряд других интересных материалов.
Если кратко, то крымская элита за 20 лет вписалась в украинские реалии и не слишком рвалась в Россию за журавлем в небе. При этом завязки с Москвой присутствовали в серьезном количестве (отсюда и наличие вполне легальных пророссийских партий и движений). Решающим фактором стало последовательное «зажимание» аборигенов со стороны Киева и «донецкого клана» (точнее его «макеевской группировки). Новая власть также не сулила местным группам ничего приятного. Другим немаловажным фактором стало понимание, куда движется экономика Украины и чем это грозит дотационному региону второго плана (и кошелькам местных нерядовых граждан), независимо от того, кто будет у руля в Киеве. Ну а госпереворот «экономическую» сторону дела усугубил.
В результате крымские элиты сделали все, что требовалось с их стороны - выбрали местного премьера и приняли активное участие в процессе дрейфа региона из Украины в Россию вплоть до референдума. Число борцов с «российской оккупацией» было ничтожным.
На Донбассе ситуация с правящим классом была противоположной. Регион являлся вотчиной одного из двух сильнейших кланов в масштабах Украины, произрастающего из советских времен и находящегося у руля страны до бегства Януковича. Активы и собственность местных рулил размещались по всей территории Украины. Отделение вотчины от Украины для "Ахметовых и Ефремовых" означало переход на местячковый уровень, удар по постам и активам за пределами Донбасса. Потенциальный переход в российское «подданство» не обещал мест в первом ряду и приводил к появлению в родном уделе конкурентов с большими деньгами и возможностями (для донецких олигархов и участие в ЕАЭС-то было крайне нежелательным, какое уж тут вхождение в состав РФ на правах двух губерний).
При этом укрепление суверенитета Донбасса (в первую очередь экономического суверенитета) в рамках украинского государства для донбасских элит было наиболее желательным и удобным вариантом, вокруг которого шли вялые топтания долгие годы. Отсюда все эти весенние пляски, «сторонники федерализации» и прочие радости. Господа Ахметов и Ефремов нынче пребывают в Киеве, впрочем второй больше по Европе колесит.
Луганский и особенно Донецкий облсоветы ограничивались пустыми воззваниями к Киеву и стремительно разбежались после того, как стало жарко. В ДНР-ЛНР этих людей в публичной сфере почти нет, у Украины со сбором кворума в Мариуполе также возникли проблемы.

2. Население.
Самая любимая фишка пропагандистов, на которой и строится основной посыл к потребителю. Увы, на практике ситуация в регионах даже внутри России серьезно отличается. Ну а российскому патриотическому обывателю пора понять, что русскоязычность не означает, что все эти граждане спят и видят себя в России (наиболее ярким примером действа является Белоруссия), это лишь опция, сильно облегчающая работу России с данными гражданами (вплоть до перепрошивки). Еще одним штампом является представление о прямо-таки титанических изменениях этнического состава регионов Украины за XX век. Если вынести за скобки еврейский вопрос, а также «героев депортации» (поляки, крымтатары etc), то где кто жил, так там и живет. Как был, к примеру, великоросский Путивльский уезд, переданный в состав УССР в 20е годы, так и остался преимущественно русским Путивльский районом.


Процент людей, идентифицирующих себя как русские, подрос в советские годы за счет переселенцев из РСФСР в рамках индустриализации УССР, а не за счет аборигенов (отсюда, кстати, и обратная динамика отвала из благословенной Украины в «нищую и убогую» Россию после 1991, вполне синхронная с другими нацменскими гособразованиям) .


(С) pollotenchegg
В результате национальной политики большевиков (вошедшей в историю под лейблом «коренизация») бывшая малороссийская общность превратилась в отдельный этнос, осознающий себя особенным, не таким как русские, несмотря на генетику и используемый в быту язык. Самым знатным наименованием для сего явления в масштабах экс-СССР мы обязаны господину Лукашенко, «Белорусы - это русские со знаком качества». Вот от этой имеющейся зловонной «знакокачественности», «особенности» и надо исходить при любых переживаниях о «страданиях русских на Украине».
В Крыму на протяжении долгих лет, несмотря на все проблемы и потрясения, есть устойчивое русское большинство. Ядро людей, однозначно считающих себя русскими и ассоциирующих себя с Россией. Это стабильно фиксируют все переписи населения и соцопросы.


последние три переписи в Крыму (С)harding1989

Причины этого просты - великоросское ядро до революции, заметное пополнение из РСФСР после отправки крымских татар в Узбекистон и в рамках военных программ, попадание в состав УССР лишь в 54 году (украинизация советских лет полуостров практически не затронула). Вялые попытки криворуких киевских элит приобщить население к ценностям вышиванок и поддержка непропорциональных хотелок крымско-татарского меньшинства привели лишь к защитной реакции. То, что за 23 года доля украинских школ с трудом дошла до 10%, наглядно демонстрирует «успешность» ассимиляции.


Доля украинских школ по годам

Сепаратистские настроения присутствовали в стабильном режиме, колеблясь прямо порционально степени антироссийской риторики президента и парламента Украины и независимо от социально-экономического положения России. Достаточно много говорит уже тот факт, что в «золотой век» Януковича достижением выставлялось всего лишь 48% «сепаратистов» в официальном опросе. (на фоне рекордов времен Ющенко это, конечно, слабенько).
На Донбассе, увы и ах, ситуация обстояла иначе. За последние сто лет ни одна перепись не зафиксировала преобладания на Донбассе людей, идентифицировавших себя русскими. Регион был классическим смешанным, без явного этнического преобладания, еще и слепленным из трех разнородных кусков. Восточная часть Слобожанщины стала севером Донецкой и Луганской областей, треугольник Новоазовск-Макеевка-Ровеньки был отцеплен от Области Войска Донского, а восточные промышленные уезды Екатеринославской губернии превратились в центр нового региона.


Перепись 1926. Контуры нынешних республик уже привычно видны, как и на многих других картах

Для таких смешанных регионов вполне характерна успешность советского курса на «общечеловеков». Как результат - значительная часть населения до сих пор не в состоянии самоидентифицироваться. Пожалуй, самая характерная иллюстрация этого - опросы в городе Донецке за последние 10 лет с предельно простым вопросом.


Бывших малороссов Донбасса, как и в соседних регионах УССР, за годы советской власти вполне успешно перепрошили в украинцев. Этому способствовала и экономическая политика центра - регион был превращен в благополучный, особенно на фоне соседних областей РСФСР (откуда и катались в Донецк-Луганск за пресловутой колбасой). Хороший пример действа - практически одинаковые по уровню развития на начало 20 века соседи Мариуполь и Таганрог, двигающиеся в противофазе в советский и постсоветский период. Аборигены вполне осознавали свою «особенность» даже по меркам Украины, чему также способствовали местные элиты (уровень зарплат в регионе уступал только Киеву). Также бросается в глаза огромное количество родственных связей с близлежащими украинскими регионами, суржик в селах от Днепропетровской области не слишком отличается.
Поэтому никакого «сепаратизма» не было и в помине, движения подобного толка существовали исключительно в маргинальном дискурсе. Дурных идти в состав России («у вас Чечня») в товарных количествах не наблюдалось, а персонажи, позиционировавшие себя как русские, прекрасно отдавали своих детей в украинские школы (доля которых за 20 лет скакнула в 10 раз, с 5 до 50%). «Процесс пошел» реально только после кампании расчеловечивания «донбассян» украинскими СМИ и обстрелов артиллерией городских кварталов. До завершения он далек (до сих пор нет ни одного соцопроса ни от одной организации, где было бы большинство за движение в конкретную сторону), но направление его не вызывает сомнений. «Заукраинское» ядро (процентов 20-25, по разным прикидкам, преимущественно «гуманитарии») либо уедет, либо сменит свои взгляды.
3. Экономика.
Чуть ли не самый важный фактор, который почему-то принято игнорировать. Чем меньше и скромнее экономика, чем меньше экономических завязок и проще/дешевле оторвать регион от старого конструкта и привязать к новому.


Крым в украинской экономической системе не был карликом, подобно ряду областей ЗУ, однако не имел стратегического значения. В регионе было минимальное количество крупных живых предприятий. Также смешными были объемы экспорта в сторону ЕС (вино в Прибалтику и прочие мелочи). На этом фоне экономические запреты ЕС на ввоз крымской продукции выглядят унылой показухой. Алкогольная и «морская» продукция уже заняла свою нишу на российском рынке, предприятия ВПК получили свою нагрузку, на фоне глобальных строек и ремонтов неминуемо пойдет вверх жизнь у околостроительной индустрии.
Донбасс до 2014 года был одним из ключевых регионов украинской экономики. Суммарно Донецкая и Луганская области выдавали четверть всего экспорта государства (и это без учета того, что проводилось через Киев). Касательно уровня завязок технологических цепочек на соседние регионы тот же Пургин открыто констатирует факты
При этом следует отмечу, что, на мой взгляд, одномоментное извлечение Донбасса из состава Украины привело к бы к краху государства Украина как таковому по экономическим причинам (неслучайно контроль над Донбассом прямо указывался в требованиях МВФ по кредитованию).
И это не говоря о структуре экспорта. Экспорт в ЕС и СА (в основном, сырье и полуфабрикаты, естественно) составлял порядка трети от общего объема, цифры очень серьезные. Даже в военном 2014 году импортером #1 донецких поставок стала Италия. Сравнения с Крымом излишни.
Товары из ДНР-ЛНР продолжают идти на экспорт под украинским флагом даже в условиях войны, это один из немногих стабильных источников денежных поступлений.
Ну и главная, пожалуй, болевая точка - угольные шахты, которые ранее были плотно встроены в энергетическую схему Украины. Вопрос с дотациями и «дотациями» разбирался неоднократно. В общем-то, схема сводилась к финансированию государством шахт с разным статусом и обогащению Ахметова посредством ДТЭКа. Сейчас наблюдается патовая ситуация - Украина не может обойтись без донбасского угля, но и открытые закупки у «сепаратистов» за валюту проводит крайне вяло, субсидирование прекратилось. В России нехватки угля нет, рынок сбыта забит. Уголь Кузбасса, добываемый открытым способом банально дешевле, та же Инта сейчас на грани закрытия в связи с длиной плеча и отсутствием спроса.


Также отдельно стоит отметить, что Донбасс, несмотря на свою экономическую роль для страны, является глубоко депрессивным регионом (что особенно заметно за пределами Донецка и Мариуполя). За годы незалежности Донбасс потерял ~ 1,5 млн человек только по официальным данным (реально - гораздо больше), показатели смертности/рождаемости/социалки/доли пенсионеров глубоко в красной зоне. По среднему возрасту регион даже без войны в ближайшее время обошел бы депрессивный север Украины (Черниговская область - синоним российской Псковской в вопросах демографии). Для нынешнего уровня экономики Донбасс был объективно перенаселен и вымирание населения шло без вариантов. Война лишь ускорила процесс.


(С)pollotenchegg

4. Юриспруденция.
Почему-то многие не любят вспоминать, что Путин не только кагэбист, но еще и юрист. Этот фактор сказывается уже достаточно давно и на внутренней политике, и на внешней. Отразился он как на процессах после 080808, которые привели к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии и заключению ряда договоров, так и в процессе присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации. Неслучайно соратником Вовы можно назвать господина Зорькина (что выгодно отличает первого от Ельцина). Я настоятельно рекомендую всем ознакомиться с материалом Валерия Дмитриевича по тематике 1993, Эвромайдана и крымского кризиса. Профессионал раскладывает по полочкам всю проблему от А до Я.

Если кратко резюмировать, то касательно Крыма и Севастополя мы имеем следующие исходные данные:
- нарушение законодательства в процессе передаче Крымской области из РСФСР в УССР (зафиксировано в 92 году Верховным Советом РФ);
- отсутствие процедуры передачи Севастополя, фактически рейдерский захват начала 90х (зафиксировано в 93 году Верховным Советом РФ);
- наличие автономии у субъекта (здравствуй, право на самоопределение);
- наличие легитимно избранного парламента субъекта и согласование выбора премьера с легитимно избранным президентом, который не был подвержен процедуре импичмента до сих пор;
- наличие прописанного в Конституции Украины и Конституции АРК права на местный референдум;
- наличие договора между Россией и Украиной о военном контингенте ВС РФ в Крыму и Севастополе (с соблюденным ограничением по численности), после чего крики про «Путиннапал» достаточно смешны.


Что было из этого перечня на Донбассе? Ноль. Границы между РСФСР и УССР на Донбассе сформировались в 20е годы без взаимных претензий. Никаких особенных полномочий для местных властей не предусмотрено, рядовой регион унитарной страны (впрочем и Донецкий облсовет почему-то никто не пытался «сгонять» для придания тени легитимности), не говоря уж о российских войсках.

5. Кредитная история.
Ну и, наконец, то, что (в отличие от прочего) жуется на регулярной основе. Кто чем занимался на протяжении 23 лет, если кратко.

Начнем с последнего гвоздя в гроб СССР, референдума о независимости Украины 01.12.91.
Крымская АССР : 54,19% за, явка 67,7%, недействительных 3,59%
Севастополь : 57,07% за, явка 63,74%, недействительных 3,54%
Донецкая область: 83,9% за, явка 76,85%, недействительных 3,52%
Луганская область: 83,86% за, явка 80,82%, недействительных 2,73%


1990 год. Подзабытые майдауны v1.0, шахтеры Донбасса, протестуют против нового союзного договора.

Что можно занести в актив Крыма?
- голосование за восстановление статуса автономии и повышение ее статуса до участника Союзного Договора и субъекта СССР (20.01.91);
- «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым» (05.05.92), Конституция Республики Крым (06.05.92, впоследствии отменена Украиной);
- президент Мешков , первая серьезная попытка «отплытия из Украины (94-95), подавление Украиной;
Можно, конечно, вспомнить волну протестов против движений в сторону НАТО (2006) и прочие радости, но сосредоточимся на делах, а не на прыжках.
В актив Донбасса, увы, можно занести лишь подзабытый референдум 94 года «за все хорошее». Федерализация, русский язык, ратификация Устава СНГ.
По теме можно много чего написать еще интересного, но пост и так жЫрным вышел, наверное, минимальные выводы сделать можно.

Донбасс, Крым

Previous post Next post
Up