В 20-х годах прошлого века юная советская власть нуждалась в новых легендах и новом эпосе. Легенды создавались из героев гражданской войны (см.
Котовский и
Чапаев), отвечать за эпос был назначен Михаил Шолохов (в 1922 году чуть было не растрелянный красными).
Шолохов всерьёз отнёсся к материалу и в 1927 году отдал в печать первый том нового советского эпоса "Тихий Дон". Закончить книгу удалось только в 1940.
Первые три тома опубликованы опубликованы в журнале «Октябрь» с 1927 по 1930 годы с цензурными сокращениями (правки, в основном, про Троцкого и антиказацкий красный террор). Том 4 опубликован в «Роман-газете» в 1940 году.
Первое книжное издание вышло в 1932 году на харьковской книжной фабрикой им. Петровского.
Английский перевод появился уже в 1934 году, далее - часто и на многих языках. В 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
(Некоторые тролли до сих пор не верят в авторство Шолохова и ведут нескончаемый срач.)
В 1935 году однофамилец главного чекиста Иван Иванович Дзержинский пишет оперу. Либретто - Леонид Дзержинский (тоже однофамилец). Опера тут же была поставлена в ленинградском Малом оперном театре (реж. Самуил Абрамович Самосуд, партия Аксиньи - Надежда Львовна Вельтер). В следующем 1936 году опера попала в Большой театр (г. Москва, реж. Николай Васильевич Смолич, Аксинья - Вера Александровна Давыдова).
Где опера, там и балет. Леонид Павлович Клиничев пишет музыку "Тихий Дон", которую станцевали впервые традиционно в ленинградском Малом оперном театре в 1987 году. Балетмейстер: Николай Боярчиков. (Во избежание недоразумений. Малый оперный ещё зовётся разными именами: Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, Ленинградский академический малый оперный театр, Малый академический театр, Государственный академический театр комической оперы.)
1941 год. Сталинская премия.
Сюжет эпопеи пересказывать не будем (там "о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой Мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя произведения"), лишь упомянем двух главных действующих лиц. Григорий Мелехов (казак, сын Пантелея), Аксинья Астахова (любовь всей жизни Григория).
Синематограф, разумеется, сразу развернул камеры. Уже в 1930 году Ольга Преображенская и Иван Правов решились на экранизацию 1 тома.
Тихий Дон
СССР, 1930 год.
Режиссёр: Ольга Преображенская, Иван Правов, Михаил Провор.
В ролях: Андрей Абрикосов (Григорий), Эмма Цесарская (Аксинья), Николай Подгорный (Пантелей, в титрах указан как "М. Подгорный").
Ч/б, немой.
Андрей Абрикосов больше известен ролью "гадского папы" в "Свадьба в Малиновке".
Автор романа лично консультировал создателей, пробивал путь на экраны.
После выхода фильма режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировками "за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей", "казачий адюльтер", "любование бытом казачества", "внеклассовость и отсутствие поддержки революции".
Кто решится после такого на другую экранизацию? Только решительный и гениальный. В 1939 году режиссер Сергей Герасимов решил приступить к новой постановке романа, но получил запрет из-за усиливающегося прохладного отношения ИС к Шолохову. Но, после смерти ИС, с одобрения Шолохова, Герасимов приступил к съёмкам.
Тихий Дон
СССР, 1958 год.
Режиссер: Сергей Герасимов
В ролях: Петр Глебов (Григорий), Элина Быстрицкая (Аксинья), Даниил Ильченко (Пантелей), Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева и много других хороших актёров.
Фильм выпускался частями: 26 октября 1957 (1-2 серии), 30 апреля 1958 (3 серия).
1958 год. «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах и диплом на Международном смотре фестивальных фильмов в Мексике "за эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета".
Полное попадание актёров в образы героев, но такое же несовпадение возраста.
Элина Быстрицкая, Петр Глебов и Зинаида Кириенко проснулись знаменитыми.
Пётр Глебов после фильма много играл (в т.ч. С.М. Будённого в "Битва за Москву), но роль Григория осталась главной.
Фильм снимали в тех же местах, где снимали версию 1930 года.
Первым зрителем и критиком фильма был Михаил Шолохов. Просмотрев все три серии, писатель сказал: "Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом", но (по слухам) остался не очень доволен.
В середине 60-х режиссёр Сергей Бондарчук поделился с Шолоховым о планах на "Войну и мир". Писатель воспользовался шансом и намекнул, что не против новой экранизации своего романа.
В 1975 году в журнале "Советский экран" (№ 11), в статье Александра Липкова "Отменно длинный, длинный фильм", было упомянуто, что в планах телевидения начать съёмки 13-серийного "Тихого Дона" (реж. С.Бондарчук).
Сергей Аполлинариевич, однако, попросил Сергея Фёдоровича: "Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь."
В середине 80-х (после смерти С.А. Герасимова) начались пробы. К примеру, актриса Ольга Кабо пробовалась на Аксинью. Но внезапно пришла перестройка, деньги исчезли, и только в январе 1990 года студия "Время", которой руководил С.Ф.Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой "International Cinema Company", от лица которой выступали итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа "Тихий Дон". Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Фильм отсняли быстро, увезли в Италию на монтаж в "Чинечитта", но внезапно деньги закончились и здесь. Продюсеры забрали фильм в Лондон, попытки вернуть плёнку и закончить монтаж ничем не увенчались. В 1994 году С.Ф. Бондарчук умер.
Только в 2005 году Первый Канал выкупил 460 коробок несмонтированного и неозвучанного фильма. Федор Сергеевич Бондарчук взялся из рабочего материала отца собрать десятисерийный фильм, который Первый канал уже в 2006 году выпустил на экран.
Тихий Дон
Россия-Великобритания-Италия, 2006 год.
Режиссёр: Сергей Бондарчук, Фёдор Бондарчук
В ролях: Руперт Эверетт (Григорий), Дельфин Форест (Аксинья), Ф. Мюррэй Абрахам (Пантелей), Бен Газзара, Наталья Андрейченко, Владимир Гостюхин, Ирина Скобцева и много других хороших актёров.
"Этот фильм - история нашей современной национальной вины. Перед Бондарчуком. Перед автором "Тихого Дона". Перед нашими зрителями. Это история о том, как зачем-то все решительно изнасиловали всех. Заказчики - Бондарчука. Бондарчук - совершенно не готовых для предложенных им ролей иностранных актеров. Наши актеры - самих себя, заставляя произносить родные речи на английском языке. "Farewell, Grigori!" ("Прощай, Григорий!"). Кому и зачем было нужно это групповое самоистязание - вот основной трагический вопрос разворачивающейся на телеэкране, наверное, самой странной в мировом кинематографе киноэпопеи"
«Российская газета».
Вот такие дела у казаков. Берегите себя.