Продолжая рассказ об укреплениях Севастополя
Руины береговой батареи Драпушко (ББ №19).
Практически уничтоженная в ходе обороны Севастополя 1941-1942 годов, после войны батарея была восстановлена и перевооружена.
В 1997 году, по договору о разделе Черноморского флота СССР отошла Украине.
В 1999 году списана из боевых частей и покинута.
К июлю 2002 года всё оборудование полностью порезано на металл "благодарными потомками" и продано по 50$ за тонну.
На переднем плане остатки позиции послевоенного 130-мм орудия №4.
Чуть поодаль башня наблюдательного пункта.
На заднем плане, левее НП, гора Спилия, на которой расположен упоминавшийся выше и в предыдущем посте форт "Балаклава Южный".
В отличии от балаклавских фортов "Северный" и "Южный", о существовании Береговой Батареи №19 (10), иначе, по фамилии её командира во время 2-ой Обороны Севастополя в 1941-1942 годах называемой Батареей Драпушко, я знал ещё до первого посещения Балаклавы в 2007 году. Спасибо Викимапии!
И мной тогда даже была инициирована попытка похода к ней, но то ли нас остановил внезапно разразившийся сентябрьский ливень, то ли просто лень-матушка одолела, но всё закончилось купанием на Мраморном пляже у подножия мыса Курона, на котором, собственно, это фортификационное сооружение и расположено.
Зато в оба свои последующие приезда на крымские берега, в 2008 и 2009 годах, я побывал на этом месте, явившем беспримерное мужество защитников главной базы Черноморского флота.
Вид на Балаклаву, Балаклавскую бухту и батарею Драпушко (справа на переднем плане) со скалы Мытилино.
Немножко другой ракурс.
По центру кадра вверху выделяется гребень горы Спилия.
С форта "Балаклава Южный" на ней вёлся постоянный обстрел батареи немецко-фашистскими захватчиками
с ноября 1941 по июль 1942.
И ещё кусочек Балаклавской бухты.
"Батарея N 22. Великого князя Николая Николаевича.
Четыре 152/45-мм пушки. Строительство началось в 1913--1914 гг, по постановлению Военного Совета от 14 апреля 1912 г. юго-западнее Балаклавской бухты. Руководителем работ был полковник Петров. В 1920 году батарея находилась в 75% готовности. В советское время укрепление было достроено и вооружено 152 мм орудиями, снятыми с кораблей, идущих на слом. В 1925 году называлась батареей N 10. К августу 1923 г. были установлены две 152/45-мм пушки, а вместо двух других пушек -- деревянные макеты."
Около батареи. Наблюдательный Пункт и казематы.
На заднем плане виден флаг над цитаделью средневековой генуэзской крепости Чембало.
"Позже была переименована в N 19 и имела четыре 152/45-мм пушки. 19 береговая батарея вошла в строй первой, и ее первым командиром стал Г.Александер, впоследствии командир легендарной 30-й, во время войны ею командовал ею капитан М. С. Драпушко, военкомом был старший политрук Н. А. Казаков. Батарея, располагавшаяся на горе справа от выхода из Балаклавской бухты, была установлена на бетонном основании и имела погреба для боезапаса и бруствер, прикрывавший личный состав у орудий от огня противника с моря. Первоначально, батарея имела обстрел 130 град, обладая скорострельностью до 10 выстрелов в минуту. Однако со стороны суши орудия не были защищены и были так же уязвимы, как и орудия полевой артиллерии. Планировка батареи стандартная, за исключением того, что ее правофланговый каземат расположен выше по склону и подбрустверная галерея имеет изгиб и дополнительный трап. Практически все время своего существования она использовалась по прямому назначению.
В связи с этим массив батареи имеет множество перестроек. На самом деле из старых орудийных двориков в почти целом виде сохранился только один. Он треугольной формы, с бетонным навесом над входом в погреб, и находится между двумя круглыми двориками под 130мм орудия. Круглые орудийные позиции под 130мм пушки, как и многие другие перестройки, относятся к более позднему времени."
Позиция послевоенного 130-мм орудия №3, НП и сирень.
"Орудия царской батареи располагаются только с одной стороны от НП, две орудийных позиции справа от скалы послевоенной постройки. Хотя это утверждение неоднозначно. По некоторым данным и воспоминаниям два морских орудия, в 1942 году были установлены за скалой на временных основаниях. Это косвенно подтверждается тем, что на казематах Форта "Южный", захваченных немецкими войсками в ноябре 1941 года видны попадания 6 дм снарядов, если прорисовать директрису стрельбы орудий батареи, то форт "Южный" в этот сектор (130 градусов) не попадет. Кроме того, на немецких снимках 1942 года явно видны следы взорванного сооружения. Однако установить, что это были за орудия, пока не удалось."
Вид с НП на мыс Айя.
"Батарея N 10 (впоследствии N19) считалась до войны образцовой. Первым командиром батареи стал Г.А.Александер, в годы войны командир 30-й батареи. В 1941-42г. батареей командовал Марк Семенович Драпушко. В период первого штурма батарея почти непрерывно вела огонь по немецким позициям, т.к. она оказалась в зоне прямого обстрела артиллерии противника. Орудия расположенные крайне неудачно (близко, и в ряд) с форта "Южный" представляли великолепную мишень. Два орудия с батареи были полностью уничтожены, но два орудия все же удалось перенести в р-н 7-го километра Балаклавского шоссе. В период оккупации Севастополя немецкими и румынскими войсками на батарее установили 152 мм полевые орудия, для чего фундаменты пушек были перестроены. После войны на батарее разместили 4шт. 130мм орудия."
"
Левофланговые артиллерийские позиции с НП.
Отчётливо видны круглые послевоенные позиции 130-мм орудий, встроенные в орудийные дворики позиций 152-мм орудий ещё царских времён.
Два орудийных дворика царской эпохи по центру забетонированы и заросли.
"Осенью 1941-го началась оборона Севастополя. 6 ноября прогремели первые залпы девятнадцатой батареи, которой командовал капитан М.С.Драпушко.
На пределе дальности, развернув орудия на берег, батарейцы смели огнем позиции вермахта у деревни Шули (Терновка), где оборону держал второй полк морской пехоты. 7 ноября артиллеристам объявили первую благодарность командования за меткие стрельбы. Среди балаклавцев за батареей закрепилось домашнее имя -- "Мамаша"."
Другой ракурс
"13 ноября гитлеровцы заняли господствующие над Балаклавой высоты, вплоть до горы Спилия и Генуэзской крепости. Шестидюймовые орудия 19-й от
позиций немцев отделяло расстояние в тысячу метров. Командование береговой обороны в полной мере использовало возможность батареи наносить удары по
тылам противника. Пленные немцы с ужасом рассказывали о кошмаре в Алсу, где огнем батареи были уничтожены два батальона вермахта. Для борьбы с
батареей специально были подтянуты тяжелые орудия, минометы. Штурмовики обрушили на нее град авиабомб. Дуэль продолжалась до 21 ноября. Шесть секунд
- залп! До десяти залпов за минуту."
Позиция 130-мм орудия №3
"Орудия батареи не имели бронеколпаков, не имели также зенитного прикрытия. Подразделение капитана Драпушко несло потери в личном составе. Горели маскировочные сети, пузырилась краска на раскаленных стволах. Порой на батарею за сутки обрушивались до 300 снарядов, сотни мин. Немцы были уверены:
"Кентавр-1", как они называли 19-ю, уничтожен. Но бойцы "Кентавра" ночами под брезентом при свечах ремонтировали искореженные орудия и с первыми
лучами солнца вновь открывали огонь по врагу. Генерал-майор П.А.Моргунов дал команду: снарядов не жалеть! В критический момент батарею взорвать и
уходить!"
Окно подачи зарядов на огневую позицию
"Погибли в бою командир огневого взвода А.М.Конунов, матрос-разведчик Кочеров, комендор Лукьянченко. Смертельно раненный осколком командир орудия А.Р. Лызенко, не выпуская из рук спусковой шнур, успел произвести последний выстрел. Командир батареи был дважды контужен, частично потерял слух, но продолжал руководить огнем. Потеряв зрение от близкого взрыва, комендор-замковый Иван Щербак до конца боя на ощупь заряжал орудие. Примеров героизма не счесть.
Генерал-майор И.Е.Петров - командующий Приморской армией - в декабре 1941 года писал: "...Героическая батарея Драпушко, принявшая на себя главный удар неприятеля на этом направлении, остановила наступление немцев, отстояла важный район..."
Вице-адмирал Н.М.Кулаков: "Две тысячи снарядов, которые выпустила батарея за те дни, много значили для предотвращения глубокого прорыва врага на правом фланге обороны".
Среди первых 27 моряков, награжденных за боевые заслуги в обороне Севастополя, шестеро - из батареи Драпушко."
Орудийная позиция и мыс Айя
"Под огнем противника, без тяжелой техники батарейцы, спасая орудия, протащили многие километры морские 152-мм орудия, и батарея вновь заговорила уже
с новой позиции у 7-го километра Балаклавского шоссе.
Маршал Н.И.Крылов писал: "Из четырех "шестидюймовок" Балаклавской батареи капитана Драпушко, разбитых прямыми попаданиями, удалось собрать заново... две. Шла борьба за каждый ствол"."
Вид на скалу Мытилино с батареи.
Сумерки.
"17 декабря начался второй штурм города. На новой позиции батарея вела снайперский огонь. В приказе командующего флотом 23 февраля 1942 г. сказано:
"Бойцы береговой обороны! Равняйтесь по батареям Матушенко, Драпушко, Александера..."
На батарее.
"Третий штурм начался 7 июня 1942 года. 16 июня авиабомба, попавшая в командный пункт, оборвала жизнь командира батареи Марка Семеновича Драпушко.
А 30 июня, выпустив последние снаряды, взорвав последние орудия, батарейцы отошли на мыс Херсонес."
Батарея в сумерках.
"Уже после войны батарея была восстановлена и несла службу по охране военно-морской базы ЧФ. А в 1999 году была подготовлена под списание. То, что
произошло дальше, характерно для нашего времени."
Вид на батарею и мыс Айя в сумерках.
"Сегодня на мысе Курана зияют черными провалами места орудий легендарной батареи. Зияет черными провалами и память наших современников. Четыре тысячи гривен, всего-то полученных за сданные в металлолом орудия, - цена патриотизма военачальников, от решения которых зависела судьба этого уникального объекта.
На каких примерах любовь к Родине будем у молодых солдат и матросов воспитывать, чему лейтенантов учить, если режем свою историю,
предаем забвению героизм наших отцов и дедов?"
Вид на Балаклаву с батареи в сумерках.
"Итак, в апреле 2002 года батарея N 19, батарея Драпушко ("Мамаша", "Кентавр-1") уничтожена. В июле вывезен весь металл. Ровно 60 лет спустя после подвига батарейцев. Вот такой славный юбилей! Вот такой воспитательный момент! Грустно, господа."
И снова Мытилино.
Вечерняя Балаклава и батарея.
И ещё один взгляд на орудийные позиции в сумерках.
PS Техническое и историческое описание взяты
ОТСЮДА и
ОТСЮДА.
PSS Схема батареи.
ОТСЮДА В качестве бонуса:
Уже имевшая место быть на страницах моего журнала панорама Балаклавы со скалы Мытилино. Кликабельная.