Всеобщие парламентские выборы в Палестине, которые должны состояться 22 мая,
потрясли некоторых, тем, что движение ФАТХ набирает немного больше голосов, чем любая другая партия
Хотя многие, в том числе лидеры стран региона и международное сообщество, обеспокоены повторением выборов 2006 г, важно отметить, что
президентским указом в сентябре 2007 г закон о выборах в Палестине был изменен с совмещенного национального и регионального голосования на всеобщее голосование. Если бы действующий закон существовал в 2006 г, ХАМАС не смог бы
монополизировать власть, которая якобы привела к расколу Газы и Западного берега.
После многих лет тупика нынешние выборы стали результатом политического прорыва, за который выступили два бывших сокамерника - Джибриль Раджуб, который сейчас является секретарем движения ФАТХ, и Салех Арури, заместитель главы политического бюро ХАМАС.
Этот прорыв
выразился в обмене посланиями между ФАТХ и ХАМАС, в которых последний согласился с настойчивым требованием палестинского лидера Махмуда Аббаса провести выборы последовательно, а не одновременно. Причина, по которой ХАМАС согласился на настойчивость президента Аббаса, была связана с их собственным внутренним
решением не бороться за пост президента. Они пришли к такому выводу, поскольку понимали, что ни региональные, ни международные державы этого не потерпят. Придя к такому выводу, практически не имеет значения, будут ли выборы в законодательные органы и президентские выборы проходить одновременно или в разное время.
Решение ХАМАС было также вдохновлено четкой приверженностью ФАТХА и всех других фракций PLO необходимости национального единства, особенно в то время, когда вся палестинская освободительная борьба стояла перед экзистенциальным вопросом. Первоначально ФАТХ и ХАМАС договорились составить единый список на предстоящих выборах, причем ФАТХ имел небольшое преимущество, включая обещание, что главный кандидат ФАТХ будет поддержан на посту спикера Законодательного совета Палестины (PLC). Важность этого обусловлена тем фактом, что в основном законе Палестины говорится, что в случае смерти президента Палестинской национальной администрации или невозможности продолжить работу спикер становится президентом на 60 дней до проведения новых выборов.
Соглашения Раджуба / Арури стали основным импульсом, который вызвал прорыв в
результате президентских указов, проложивших путь к выборам в законодательные органы 22 мая, президентским выборам 30 июля и соревнованию Палестинского национального совета к 31 августа.
Хотя выборы должны состояться, как и планировалось, общий список оказался не очень успешным, особенно среди рядовых представителей двух основных фракций. Фактически, в ФАТХ объединенный список подвергся резкой критике со стороны члена Центрального комитета ФАТХ Насера аль-Кудвы,
назвавшего его "оппортунистическим" и "корыстным".
Объединенный список был также резко отвергнут израильтянами, что было выражено во время шумного митинга, проведенного главой израильской разведки Надавом Аргаманом в президентских помещениях. В
сообщениях с встречи говорится, что Аббас вежливо отверг вмешательство, сказав своему гостю из израильской разведки: "Выпейте кофе и уходите".
Объединенному списку был нанесен серьезный удар по
результатам опроса общественного мнения, проведенного в начале марта Палестинским центром политических и опросных исследований Халила Шикаки, который показал, что объединенный список не набирает более 44% от общего числа голосов, тогда как, если они будут проходить по отдельности, оба ФАТХ и ХАМАС получат в общей сложности более 70%.
Видя, что объединенный список исчезает, усилия теперь сосредоточены на поствыборных коалициях и форме нового палестинского правительства. У ХАМАС было три варианта выбора, кого выдвинуть на выборы в PLC: своих высших руководителей, "независимых" лиц, близких к ХАМАС, или согласованный совместный список. После того, как объединенный список исчез, ХАМАС, похоже, решил выдвинуть своих высших руководителей, сохранив при этом идею выдвижения в новое палестинское правительство "независимых" кандидатов, которые близки им, но не являются членами-держателями карт. ХАМАС понимает, что его высшее руководство просто не может быть частью палестинского правительства, пока условия квартета не меняются.
В отличие от ХАМАС, движение ФАТХ не планирует выдвигать своих высших руководителей. Аббас сказал, что ни один член центрального комитета, революционного совета или нынешние послы не будут назначены.
Аббас также сказал, что он хотел бы, чтобы в список ФАТХ входило больше женщин и молодых лидеров. ФАТХ уверен, что они гарантировали председательство в PLC и президентство, что их кандидатами будут более популярные палестинцы, а не обязательно члены высшего руководства ФАТХ.
Назначая профессионалов и популярных людей, они рассчитывают, что смогут сохранить свое движение таким, каким оно всегда было, до тех пор, пока не будет создано подлинно суверенное государство - движение за освобождение, а не политическая партия.