Турция в зоне Сахеля

Sep 26, 2020 18:42

9 сентября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отправился в трехдневную поездку в Западную Африку, которая включала остановки в Мали, Сенегале и Гвинее-Бисау. Во время своей поездки Чавушоглу подчеркнул поддержку Турцией переходного процесса в Мали после переворота, заключил связанные с инфраструктурой коммерческие сделки с Гвинеей-Бисау и подчеркнул ее приверженность взаимодействию с многосторонними организациями, такими как ООН и Африканский союз (АС).



Участие Турции в Западной Африке менее заметно для многих, чем ее вмешательство в Ливию и крупномасштабные инвестиции в Сомали, Анкара уделяла значительное внимание региону с тех пор, как Эрдоган посетил Мавританию, Мали и Сенегал в марте 2018 г, усилил участие в антитеррористических инициативах Сахеля и поставках гуманитарной помощи, чтобы заручиться сотрудничеством западноафриканских стран в глобальном подавлении Эрдоганом гюленистского движения, которое турецкое правительство называет Террористической организацией Фетхуллаха (FETO) и обвиняет в неудавшейся попытке государственного переворота 2016 г - и ослабить позиции геостратегических соперников Анкары, Франции и ОАЭ.

После переворота 2012 г в Мали, который усугубил нестабильность в Сахеле, Турция критиковала интервенцию под руководством Франции и поддерживала инициативы по содействию стабильности под руководством африканских стран, такие как - возглавляемые блоком Сахельской пятерки (Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо и др. и Чад). В январе 2013 г министерство иностранных дел Турции осудило интервенцию Франции в рамках операции "Серваль" на том основании, что СБ ООН санкционировал вмешательство только под руководством африканцев и что односторонние действия Франции лишат малийцев возможности влиять на их политическое будущее. Турецкие СМИ также выразили обеспокоенность по поводу того, что Франция использует контртеррористические операции, как средство расширения своего влияния на свои бывшие колонии, такие как Мали и Нигер.

Хотя напряженность между Францией и Турцией, несомненно, влияет на позицию Анкары в отношении безопасности Сахеля, Турция также предприняла шаги для продвижения решений под руководством африканцев. В сентябре 2017 г Турция вступила в переговоры с Нигерией по ограничению потока оружия террористическим группам, таким, как Боко Харам, поскольку турецкие порты, как сообщается, использовались в качестве каналов для этих поставок. Во время своего визита в Мавританию в марте 2018 г Эрдоган пообещал предоставить 5 млн$ финансовой помощи блоку G5 по борьбе с терроризмом. Эти инициативы привели к более тесному двустороннему сотрудничеству в области безопасности между Турцией и странами Сахеля. 26 июля, Турция подписала военное сотрудничество соглашения с Нигером, что позволило бы наладить двустороннее сотрудничество против возможного распространения нестабильности из Ливии в Западную Африку.

Турция дополнила свою деятельность по обеспечению безопасности в странах Сахеля широко разрекламированными поставками гуманитарной помощи. Эта кампания мягкой силы усилилась в последние месяцы, с учетом пандемии, которая усугубляет гуманитарный кризис в регионе. В мае Турецкое агентство сотрудничества и координации (TIKA) предоставило помощь Гамбии, которая была направлена ​​на сокращение нехватки продовольствия в стране. 17 июня Турция объявила, что она отправит широкий спектр медицинского оборудования, включая 50 000 хирургических масок, 30 000 масок N95 и 2 000 защитных очков, в Нигер и Чад, чтобы помочь им в борьбе с пандемией.

В соответствии с глобальными усилиями Турции по обузданию влияния гюленистов, Анкара использовала свои ужесточающие отношения со странами Сахеля, чтобы побудить их расправиться с образовательными учреждениями, связанными с гюленистами. В декабре 2017 г Турция объявила, что Сенегал закроет 12 школ, связанных с гюленистами, так как двусторонние отношения между двумя странами улучшились, и Эрдоган подчеркнул сотрудничество Сенегала в борьбе с гюленистами во время своего визита в 2018 г. Чад также был восприимчивым партнером в антигюленистских усилиях Турции, и посол Турции в Нигерии Мелих Улуерен способствовал этому закрытию школ гюленизма в рамках более широкой двусторонней кампании против терроризма. Турция предложила образовательное сотрудничество в качестве стимула для закрытия гюленистских школ. Чтобы вознаградить Гвинею-Бисау за ее соблюдение в этом вопросе, Турция подписала со страной соглашение о сотрудничестве в области образования во время визита Чавушоглу 10 сентября.

Работа Анкары в странах Сахеля преследует геостратегические цели, поскольку Турция стремится обойти Францию ​​и противостоять ОАЭ в Западной Африке. Желание Турции бросить вызов интересам Франции, несмотря на асимметрию сил между двумя странами в регионе, проявилось в ее ответе на переворот в Мали. В отличие от осуждения Францией переворота в Мали и противодействия Анкары свержению президента Мохаммеда Мурси в АРЕ в 2013 г, Турция подчеркнула необходимость восстановления демократии и начала диалог с переходными властями Мали. В то время как антифранцузские протесты в Мали вспыхнули после переворота из-за непоколебимой приверженности Франции недавно свергнутому президенту Ибрагиму Бубакару Кейта, Чавушоглу встретился с членами Национального комитета спасения народа, который организовал переворот в Мали. В дополнение к использованию ограниченного политического влияния Франции в Мали, турецкие набеги на горнодобывающий сектор Нигера направлены на подрыв коммерческой гегемонии французской ядерной энергетической компании Areva. По мере того как Турция извлекала выгоду из беспокойства государств-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) по поводу контртеррористической кампании Франции в Мали в 2013 г, и Эрдоган отличал политику Турции от французского неоколониализма в Нигере в том же году, Анкара решительно бросила вызов влиянию Парижа в Западной Африке - это является кульминацией давней стратегии.

ОАЭ также с тревогой для себя наблюдают за ростом влияния Турции в Сахеле. В отчете от 24 августа, опубликованном Центром политики Эмирейтс, ведущим аналитическим центром в Абу-Даби, содержится предупреждение о том, что расширение присутствия Турции в Западной Африке может обострить напряженность в регионе, и выражается обеспокоенность по поводу предполагаемой поддержки Турцией отдельных группировок в Сахеле. Гуманитарная помощь Турции также направлена ​​на противодействие аналогичным положениям о помощи из ОАЭ, которые включали 6-тонную партию помощи, связанной с пандемией, в Нигер и грант на помощь развитию Мавритании в размере 2 млрд$, утвержденный в феврале. СМИ, связанные с ОАЭ, выразили обеспокоенность тем, что Турция может создать военный плацдарм в Нигере, чтобы помочь ПНС Ливии, Сахелю суждено стать в ближайшие месяцы новым театром противостояния Турции и ОАЭ.

Способность Турции вероятно, станет все более важным вектором континентальной стратегии Анкары. Поскольку напряженность между Турцией, Францией и ОАЭ нарастает в восточном Средиземноморье и Северной Африке, поэтому нужно внимательно следить за распространением этих боевых действий на Западную Африку в предстоящие месяцы.

Франция

Previous post Next post
Up