На ночь глядя с «Экономист»

Mar 09, 2019 22:09

Индекс стеклянного потолка

По последним данным, улучшение положения работающих женщин застопорилось



Когда более ста тысяч женщин-швей устроили более века назад в Нью-Йорке забастовку, их целью было добиться более высокой зарплаты, сокращения рабочего дня и улучшения условий труда. Женщины и поныне все еще преследуют те же цели. Хотя после той акции протеста в 1908 году, которая привела к провозглашению Международного женского дня, который отмечается 8 марта, условия труда значительно улучшились, средний разрыв в оплате труда работающих женщин на условиях полного рабочего дня по-прежнему составляет около 14%. А цифры из последнего индекса «Экономиста» «Стеклянный потолок», который определяет, где женщины имеют наибольшие шансы на равное обращение на работе, показывают, что после десятилетий улучшения положения женщин на рабочих местах этот процесс в последние годы застопорился.



Многие меры, направленные на достижения равенства на работе, включая оплату труда, выслугу лет, да и сам приём на работу, продолжают так или иначе действовать. Наш индекс основан на данных по десяти показателям, включая уровень образования, привязанность к рынку труда, оплату труда и представленность на руководящих должностях. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - клуб в основном богатых стран, разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами, который измеряется разницей между заработком типичных женщин и мужчин, практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил около 14%. Доля женщин в советах директоров (23%) несколько увеличилась, но доля женщин в управлении почти не изменилась. Хотя доля женщин среди трудящихся возросла немного - до 64%, она все еще на 16 процентных пунктов ниже среднего показателя по мужчинам.

С небольшими изменениями в базовых данных неудивительно, что страны, показавшие лучшие результаты в индексе «Стеклянного потолка» в этом году, в основном те же, что и бывшие в верхних строчках в предыдущие годы. Скандинавы особенно хороши в предоставлении женщинам возможности закончить университет (около половины получают степень) и получить работу (около 75% заняты на производстве). Там также выше доля женщин на руководящих должностях; в Швеции и Норвегии этот показатель составляет около 40%. Обязательные квоты для женщин в советах директоров помогли увеличить представительство женщин. Северные страны также имеют лучшие системы отпуска по уходу за ребенком. Гибкие графики помогают родителям, которые хотят совмещать работу и уход за детьми. Более половины сотрудников в этих странах хотя бы частично управляют собственным рабочим временем.

Страны ОЭСР с наихудшими условиями для работающих женщин, как правило, находятся в Азии. В Южной Корее, которая занимает последнее место в нашем индексе, разрыв в оплате труда составляет колоссальные 35%. Доля женщин в общем объёме рабочей силы составляет всего 59% по сравнению с 79% среди мужчин. Мун Чжэ-ин, президент Южной Кореи, хотел бы, чтобы к 2022 году женщины занимали 10% руководящих постов в правительстве и составляли 20% руководителей государственных компаний и 40% правительственных комитетов. Но к этому ещё идти и идти. Советы директоров южнокорейских открытых акционерных обществ состоят на 98% из мужчин; из 109 компаний только одна имеет босса-женщину. Женщины занимают лишь чуть более одной десятой руководящих должностей в стране. Несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком продолжителен, пользуются им пока мало.

В Японии дела обстоят немного лучше, и она занимает второе место в нашем индексе. Премьер-министр страны Синдзо Абэ пытался привлечь больше женщин к работе для решения проблемы нехватки рабочей силы. В этом узком подходе он преуспел: число работающих женщин с 2015 года увеличилось на 2 миллиона. Но большая их часть занята неполный рабочий день и плохо оплачивается. Разрыв в заработной плате в Японии по-прежнему составляет 25%. И, несмотря на поддержку г-на Абэ «вуменомики», в октябре прошлого года он назначил в свой новый кабинет только одну женщину. (В свою защиту г-н Абэ сказал, что она «стоит двух, если не трех женщин».)

Решающее влияние на равенство полов на работе оказывают культурные и общественные нормы. В Азии многие женщины вынуждены выбирать между семьей и карьерой. Более того, разделение труда на дому зачастую крайне не сбалансировано. Например, в Японии и Южной Корее женщины выполняют примерно в пять раз больше домашней работы, совершают покупок продуктов питания и других неоплачиваемых занятий, чем мужчины. Женщины, которые хотят подняться по карьерной лестнице, часто изо всех сил пытаются получить места в ведущих фирмах. Мужчины обычно предпочитают для продвижение по службе.

Тем не менее, отдельные яркие пятна были, особенно в правительствах западных демократий. В июне прошлого года премьер-министр Испании впервые с тех пор, как в 1975 году страна вернулась к демократии, сформировал кабинет, где большинство составляют женщины. В ноябре прошлого года больше женщин, чем когда-либо, были избраны на промежуточных выборах в Конгресс США. И, несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются, Ангела Меркель и Тереза ​​Мэй по-прежнему занимают высокие политические посты в своих странах. Наличие женщин на руководящих должностях должно повлиять на подход государств, способствующий равенству на рабочих местах.

Оригинал статьи (доступна только подписчикам газеты).

Великобритания, женщины, экономика

Previous post Next post
Up