«Капитан Фантастик». Горе от ума по-американски

Mar 03, 2017 10:34

Я уже не раз рекомендовала этот фильм своим здешним френдам, но, кажется, не преуспела. Думаю, это потому, что название у него такое странное, непиаристое, цепляющее какие-то лишние ассоциации (капитан Америка, капитан Врунгель). Я и сама начала его смотреть с чувством легкого сомнения.
Оказалось, что напрасно я сомневалась, это очень даже хорошее американское кино.



Этот фильм стал украшением досье его создателя - режиссера Мэтта Росса. Он же и сценарист, кстати. А сценарий просто великолепен.
Никакой это не артхаус, как пишут в рецензиях, и никакая не трагикомедия. Это нормальная семейная драма, правда, в основе ее лежит далеко не стандартный конфликт.

Бен (его играет Вигго Мортенсен) - идейный борец против современного социума в целом. Он выстраивает свою, уникальную жизненную философию и реализует ее на практике вместе с женой и детьми.

Бен покупает участок в лесу, и организует жизнь в своей системе координат: он учит своих шестерых детей не зависеть от цивилизации, и лепит из них фактически супер-людей: каждый из них не только может выжить в любых условиях, но и интеллектуально подкован, как Анатолий Вассерман. В их мозгу нет ни одной догмы, только целесообразность и здравый смысл. Богов и идолов тоже нет, кроме Ноама Хомского, современного американского философа, парадоксально-свободное мышление которого Бен берет за основу своего кредо.
Мама этих детишек появляется в кадре только в виде снов или воспоминаний - о ней известно только то, что она лечится в психиатрической клинике.

С известия о том, что мама перерезала себе вены, и начинается драматическая фабула фильма. Вся семейная команда едет на похороны в город с намерением выполнить ее завещательное распоряжение: тело сжечь с веселыми песнями и плясками, а пепел спустить в унитаз. Мама была буддисткой.

Дальше начинается интересная история на тему «все познается в сравнении». Бен со своей командой свободных чингачгуков и вундеркиндов попадает в наш, до слез знакомый мир, который по контрасту выглядит насквозь испорченным и убогим. Девочка с густо подведенными глазами, сигаретой и в колготках в сетку, кадрящая наивного старшего паренька, туповатые подростки, которых никакими силами не оторвать от игры в телефоне или от фэнтези в телевизоре, все эти картонные декорации буржуазного распорядка жизни.

Но дальше режиссер разворачивает свой штурвал с банального курса критики насквозь прогнившего социума резко в сторону, и вся стройная система Бена неожиданно начинает рушиться как карточный домик. Его дети оказываются совершенно беспомощными в этом мире, где есть другие люди, кроме мамы, папы, братьев и сестер. Оказывается, он сам, своими руками, запер их в своей тюрьме с надписью «Свобода» над входом и лишил будущего.

Раскручивается в обратную сторону линия его жены. Она, оказывается, давно уже понимала тупиковость этой затеи, и пыталась готовить побег для старшего сына. Да и кто знает, не сам ли любящий муж своей упертостью довел ее до этого печального конца.

Фиаско главного героя полное и безоговорочное. Казалось бы. Но нет, оказывается, не все так просто. Этот режиссерский прием время от времени менять ракурс обзора проблемы кажется мне очень привлекательным.
Фильм заканчивается старым добрым американским хэппиэндом. Ну и хорошо, а то мы как-то подзабыли, что и хэппиэнд бывает в нашей жизни, не все же нам Звягинцев со своими левиафанами, да Триер со своими меланхолиями и смысловыми многоточиями.

Итак, чем хорош «Капитан Фантастик»? Тем, что это неглупое и местами смешное кино в очень хорошем художественном и техническом качестве. Помимо безупречного состава актеров в фильме (чудесно играют дети), отмечу очень достойную работу оператора (Стефани Фонтейн).

Фильм взял приз на Каннском фестивале 2016 года в номинации «Особый взгляд». Но я бы дала ему свой личный приз «За кинематографический демократизм». Это кино для людей, а не для киноманов.

Рекомендую!

кино и книги, пятница, про книги и кино, кино

Previous post Next post
Up