Топ-100 самых крутых советских актёров. Часть 6.

Jan 26, 2018 13:20

Как я, всё-таки, люблю советское кино. Несмотря на то, что оно должно было быть идеологически выверенным и направлять советского человека на верный путь в коммунизм, оно было разносторонним и разнообразным. Либо светлое, смешное и милое (Берегись автомобиля), либо грустное и вслезахутопительное (А зори здесь тихие), либо мрачное до ужаса (Холодное лето 53-го), а еще может быть страшное (Господин оформитель).
И всех вот этих дядек, про которых рассказываю, тоже люблю. Искренне и нэжно.

59. Михаил Жаров


Михаил Иванович - ровесник века. Хотя по другим данным даже на год старше, источники спорят о его дате рождения - 1899 или 1900. Тем не менее, уже в 1915 работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов. И тогда же, в тысяча девятьсот, матьиво, пятнадцатом, дебютировал в кино, в небольшой роли опричника в фильме "Царь Иван Васильевич Грозный". Так вышло, что одна из его самых ярких ролей - тоже роль опричника, только уже самого главного. В 1944 году Жаров сыграл Малюту Скуратова в фильме Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный".
Но такие драматические роли для комедийного Жарова редкость, надо сказать. После роли не самого доброго пуськи в российской истории он вернулся обратно к милым, уютным дядечкам. В 1958 году, например, сыграл Свиристинского в фильме "Девушка с гитарой". Этот фильм в своё время только безногий не пнул. Гурченко так досталось, что как серьёзную актрису её потом долго никто не воспринимал. А ведь чудо что за фильм. Лёгкий мюзикл, посвящённый фестивалю молодёжи и студентов 1957 года.
Ну и, конечно, говоря о Жарове, нельзя не упомянуть Анискина. Последняя роль Жарова в кино - образ деревенского детектива, который обстоятельно вникает во всё, никуда не торопится и вообще милый очень.

58. Олег Анофриев


Ещё одна моя беззаветная любовь. В кино дебютировал в короткометражке "Секрет красоты", я его как-то в один из своих постов пихала. Он там сыграл стилягу Эдика, который решил помочь подруге и ужасно за это поплатился.
Ну и, конечно же, несмотря на кучу фильмов, запомнился Олег Андреич большинству зрителей своим голосом. И в фильмах пел много, но настоящее его достояние это "Бременские музыканты", конечно. С записью песен для этого мультфильма связана целая история. Режиссёр отобрал ряд замечательных актёров для озвучания персонажей. Олегу Анофриеву сперва отвели только роль Трубадура. Петь за Атаманшу пригласили Зиновия Гердта, за Принцессу - солистку квартета «Аккорд» Зою Харабадзе, за Осла - Олега Янковского, за Пса - Юрия Никулина, за Кота - Андрея Миронова, за Короля - Георгия Вицина. Запись фонограммы назначили на 12 часов ночи (это обычное дело для озвучания). К назначенному времени пришёл один Анофриев, с температурой 39, сказав, что петь не может. Атаманша-Гердт позвонил и ужасно извинялся, что основательно наатаманился на каком-то капустнике и прийти не сможет физически. Никулин и Вицин задерживались на съёмках. Причины того, почему Миронов, Янковский и Харабадзе так шваркнули съёмочную группу, история не сохранила. Перенос записи был невозможен, студия "Мелодии" была расписана до второго пришествия. Анофриеву пришлось отдуваться за всех. Пытался спеть он даже за Принцессу но лирико-колоратурное сопрано, для которого была написана её ария, не потянул. Композитору Геннадию Гладкову и поэту Юрию Энтину пришлось срочно рожать исполнителей, в результате чего вытащили из кровати однокурсницу Гладкова Эльмиру Жерздёву, которая и спела за Принцессу и друга Энтина Анатолия Горохова, который озвучил живность - Кота, Петуха, Осла. Даже сам Гладков отметился, в песне охраны слова "Ба-альшой секрет!" принадлежат именно ему. Такие дела.
До сих пор находится в здравии, пишет музыку, поёт, появляется в телике. И это прекрасно.

57. Юрий Белов


Ровесник Анофриева, однако судьбы их диаметрально разные. Лютая популярность накрыла его после роли Гриши в фильме "Карнавальная ночь". Того самого, который бегает за Гурченко. Потом были "Девчата", "Весна на Заречной улице", "Неподдающиеся", и вроде бы всё было хорошо, но...
Есть две версии того, что случилось. По одной, Белов совершил неудачную попытку самоубийства и из-за этого загремел в психушечку. По другой, кто-то донёс, куда надо, о том, что Белов назвал Брежнева говнюком сделал неосторожное высказывание о руководстве страны, с тем же результатом - актёр загремел в психушечку.
Его, конечно, скоро выпустили, но карьера в кино пошла по звезде под откос. Страшно был рад тому, что в спектакле "Иван Васильевич" ему дали роль Милославского. По слухам, жена Булгакова говорила, что именно Белов наиболее близок к тому Милославскому, которого представлял себе сам Булгаков.
Но, как мы знаем, в фильме про Ивана Василича Милославского сыграл другой актёр, а Белов оказался в полной заднице абсолютном забвении. Дошло до того, что на жизнь он зарабатывал частным извозом, бомбил по Москве на своём "Москвиче". Неудивительно, что начал пить, было бы удивительнее, если б не начал. В 1988 году снялся в крохотном эпизоде, в своём последнем фильме. Утром 31 декабря 1991 года умер, не дождавшись "Карнавальной ночи", которую смотрел каждый год. Такие грустные дела.

56. Николай Гринько


Ещё один героический актёр-фронтовик. Все четыре года Великой Отечественной войны был на фронте. Служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка. Гвардии старшина. За активное участие в художественной самодеятельности и комсомольскую работу награждён медалью «За боевые заслуги».
В 1961 году на XXII международном кинофестивале в Венеции Николаю Гринько, сыгравшему свою первую большую роль американского солдата-шофёра в фильме «Мир входящему», за «За рекламу машины фирмы „Студебеккер“» был присуждён аааавтомобиль. Но приза своего актёр так и не увидел. Интересно, почему?
За свою карьеру Гринько снялся, страшно сказать, примерно в 150 фильмах. Самые известные роли, есессно, знает любой - папа Карло, который выпилил деревянного ребёнка, и профессор Громов, который собрал электронного (Электроника, собсна).
Николай Григорьевич очень фактурный актёр. Его рост составлял чуть меньше двух метров. Именно поэтому, кстати, он так и не появился в роли Горацио в "Гамлете". Он уже снимался, но возникли некие "скандальные недоразумения со Смоктуновским". Что за недоразумения такие, непонятно, возможно Иннокентий Михалыч перенапряг шею, задирая всё время голову к другу Горацио.
В качестве расширения кругозора хочу посоветовать фильм "Скворец и Лира", в котором одну из ролей сыграл Гринько. Эта кинолента - прямой пример того, что случается, когда режиссёру застит глаза блистательный талант его жены. Снял эту картину Григорий Александров, женой которого была крайне любимая в СССР Любовь Орлова. В этом фильме 71-летняя Орлова играет 25-летнюю шпионку Людмилу, под служебным псевдонимом Лира. На секундочку, Петру Вельяминову, игравшему её мужа, на тот момент было 47.
Поговаривают, что Александрова отговаривали, но он отмахивался, уповая на волшебство кинокамеры, которая любит Орлову. Но несмотря на всё это, камера, как и Александров, любила Орлову уже 40 лет и никакое волшебство не помогло. Фильм на широкий экран так и не вышел, говорят, что запретила его сама Орлова, увидев себя на экране.

55. Георгий Жжёнов


Судьбу Жжёнова очень характеризует его фамилия. Столько раз его жгло-жгло и никак не могло сжечь. Родился он в 1915 году и в кино дебютировал в 1932-м, в фильме "Ошибка героя". Успел мелькнуть в "Чапаеве".
А потом наступил 1937-й, специальный, год (с) Веллер. Арестовали брата Георгия, Бориса, семью выслали в Казахстан, а Бориса в ВОркуту, откуда он же не вернулся. Георгий, явно большой смелости человек, от высылки отказался, остался в Ленинграде и был арестован, конечно. Освобождён по ходатайству самого Сергея Герасимова и был отправлен работать на Ленфильм.
Но всё только начиналось. Во время съёмок картины «Комсомольск» актёр выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки, в поезде, познакомился с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Чувствуете, да, чем запахло? Это знакомство заметили добрые коллеги по фильму и 4 июля 1938 года Жжёнов арестован по обвинению в шпионаже и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года.
Ещё будучи в заключении, в 1944 году, начал играть в Магаданском музыкальном театре. В марте 1945 вышел из тюрьмы и начал работать "по найму", в том же театре. В 1949 году был снова арестован и сослан в Норильск, где до 1953 года проработал в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского. За годы работы в театре познакомился со Смоктуновским и был его партнёром по сцене.
Полностью реабилитирован только в 1955 году и начал активно сниматься. Конечно, все знают фильм "Экипаж" или "Берегись автомобиля", но я вот хочу рассказать о фильме "Планета бурь". Это типикал советская фантастика про космические путешествия. Сейчас, конечно, смотрится очень наивно, но для той поры технические достижения были на высочайшем уровне. Этот фильм заметили американцы и поступили очень интересно: скоммуниздили позаимствовали его для проката по США. Одна мелочь - от фильма осталась картинка, он был переозвучен и переназван. Актёры были названы вымышленными именами и с 1965 года этот фильм под названием "Путешествие на доисторическую планету" считается общественным достоянием США. Такие плагиадела.

кино, #любимыемужчины

Previous post Next post
Up