Какой образ возникает у вас перед глазами при слове "стиляга"? Возможно актёры из фильма "Стиляги", или, может быть, бит-квартет "Секрет"?
У меня с детства аутентичный портрет стиляги примерно такой:
"Рядом стоял темный крючконосый парень в узких сиреневых брючках, апельсиновых носках и цветной широченной рубахе с пальмами и мартышками - последний крик тогдашней моды, тоска и зависть всех пижонов." (Владислав Крапивин "Ковёр-самолёт", 1976 г.)
У Крапивина, конечно же, как у образцового детского писателя, стиляги и пижоны - отрицательные персонажи. Вот этот красавчик в апельсиновых носках, есессно, был преступником и мошенником. Но по сравнению с солнцем советской детской литературы - Николаем Носовым - Командор (Командором читатели зовут Крапивина) стиляг практически похвалил. Вот как вывел стиляг в повести "Незнайка в Солнечном городе" Николай Николаевич:
"Поскольку в Солнечном городе очень большое значение придавалось одежде и вообще модам, многие жители тут же обратили внимание на то, как были одеты Калигула, Брыкун и Пегасик. Некоторые сразу вообразили, что появилась новая мода, и бросились в магазины. Однако ни цветастых пиджаков с узенькими рукавами, ни пестрых беретов в магазинах не оказалось. Единственное, что можно было получить, - это желтые брюки. Многие тут же нарядились в желтые брюки, но вскоре увидели, что эти брюки были не такие, как надо. Во-первых, они были недостаточно широкие; во-вторых, недостаточно длинные; в-третьих же, они были просто желтые, в то время как настоящие модные брюки были не чисто желтые, а с зеленоватым оттенком. Огромные количества желтых брюк, выпущенные одежной фабрикой, остались лежать в магазинах. Их никто не хотел брать. Иголочка готова была рвать на себе волосы от досады. А в это время из магазинов стали поступать на фабрику требования присылать широкие желто-зеленые брюки, пиджаки с узкими рукавами и пестрые береты.";
"Нужно сказать, что подражание трем бывшим ослам не ограничивалось одной одеждой. Некоторые коротышки так усердствовали в соблюдении моды, что хотели во всем быть похожими на Калигулу, Брыкуна и Пегасика. Часто можно было видеть какого-нибудь коротышку, который часами торчал перед зеркалом и одной рукой нажимал на свой собственный нос, а другой оттягивал книзу верхнюю губу, добиваясь, чтобы нос стал как можно короче, а губа как можно длиннее. Были среди них и такие, которые, нарядившись в модные пиджаки и брюки, бесцельно шатались по улицам, никому не уступали дороги и поминутно плевались по сторонам." (Николай Носов, "Незнайка в Солнечном городе", 1958 г.)
Только что заметила: Носов назвал одного из коротышек-стиляг Калигулой. Калигулой, матьиво!!! Б-же, как я люблю советские детские книжки! Поле непаханое этих "прозрачных" намёков на пороки общества. Калигула... В городе коротышек... Ааааа...
Едем дальше. Это книги 1958 и 1076 гг. То есть хвалить стиляг в них было бы опасно для собственной задницы свободной жизни и творчества в дальнейшем. А вот в 1987 году небезызвестный Артемий Троицкий, музыкальный критик и чуть-чуть рок-музыкант, выпустил книгу "Назад в СССР. История советского рока". Первая глава в ней как раз посвящена "музыке на костях" и её почитателям. Термин "музыка на костях" довольно известный, но всё равно поясню. В 1950-х пластинки с мракобесами навроде Гленна Миллера, Бенни Гудмена или Дюка Эллингтона, есессно на прилавках не валялись. Найти их было очень сложно, но, как водится, если очень хочется, то можно. Здесь ещё как нельзя лучше подходит поговорка - "голь на выдумки хитра". Итак, следите за пальцем, очень технический текст. Находились какие-нибудь друзья-медики, нещадно шантажировались (или слёзно умолялись), в результате чего страждущий разживался несколькими рентгеновскими снимками. На них подпольные умельцы и копировали магнитофонные записи. Стоили такие "рёбра" очень дешёво - рубль-полтора, но и качество было соответствующе ужасным.
Книга Троицкого очень ностальгична. Свидетельство тому то, что главу о стилягах, по большей части, составляют воспоминания Алексея КОзлова, замечательного музыканта, который и сам был стилягой. Вот что он вспоминает об этом:
"Ботинки у меня были просто феерические. Когда я приходил в танцзал, пляски прекращались, все останавливались и начинали смотреть на ботинки. Они были из ярко-красной кожи - я даже не знаю, где наш сапожник такую достал, - и прошиты рыболовной леской (сам покупал в магазине для охотников). Подошва была каучуковая и шла слоями - темный каучук, светлый каучук. Сантиметров около десяти. Когда я надевал эти ботинки, то становился заметно выше… и потом, они пружинили на ходу - казалось, что я почти лечу…";
"Галстуки были очень яркие и длинные, ниже пояса, с узким узлом и широкие внизу. Мой любимый был с серебряной паутиной; другие носили галстуки с пальмами, обезьянами, девушками в купальниках. Мне это казалось безвкусным.
Иностранных вещей почти не было. Все, включая галстуки, было самодельным, и появление каждого нового удачного предмета становилось событием в кругу стиляг… Наконец, прическа. Образцом был, конечно, Тарзан. Длинные волосы, но уши оставались открытыми: все зачесывалось назад и обильно смазывалось бриолином. Сзади гриву завивали щипцами - помню, у меня все время были ожоги на шее… И обязательно четкий пробор. Я умудрялся даже делать два пробора - симметрично слева и справа, а между ними - взбитый кок. Конечно, сооружение недолговечное - главное было донести его до Бродвея, показать своим. Бродвей, или Брод, - это участок правой стороны улицы Горького от площади Пушкина до гостиницы „Москва“. Там собирались все стиляги. Там был „Коктейль-холл“, где мы всегда сидели по субботам и воскресеньям. Холл был открыт до пяти утра - сейчас такого уже нет…" (Артемий Троицкий, "Back in the USSR", 1987 г.)
Вообще-то я планировала про стиляг в кино рассказать, но какое-то длинное вступление получилось. Исправляюсь, перехожу к главному.
В самый расцвет стиляжной субкультуры, в 1955 году, Василий Ордынский снял короткометражку "Секрет красоты". Главные роли в ней исполнили известнейшие в дальнейшем, а пока совсем ещё юные и начинающие актёры - Олег Анофриев и Тамара Носова. В этом коротком фильме отлично раскрывается образ стиляги и его взаимодействие с обществом. Стилягу Эдика подруга Кукушкина просит о помощи. Ей нужно сдать экзамен в парикмахерском училище, а студентка она откровенно фиговая. Не пожалейте 15 минут и посмотрите, не фильм, а прелесть что такое. Кстати, в эпизодике там даже Всесоюзная Баба-Яга-Милляр засветился.
Click to view
В 1957 году вышел фильм "Повесть о первой любви" режиссёра Василия Левина. В нём на первом плане образцово-показательная Оля, спортсменка-комсомолка-сирота. В противовес ей и её таким же образцово-показательным друзьям, с горящими комсомольскими сердцами, в одном их эпизодов приводится парочка стиляг. В компании друзей они начинают "стильно танцевать" (на деле это больше похоже на странные конвульсии эпилептика). Горящие комсомольские сердца говорят, что таким-де не место здесь и с такими коммунизма не построишь. Грустные стиляги сваливают. Смотреть с 29:55
Click to view
"Дело пёстрых" 1958 года одним названием какбе намекает. В этом советском детективе по роману Аркадия Адамова компания стиляг являлась главным злом - преступники, мошенники и прочие милашки. Ну и куда ж без танцев-то. Отрывок приведу. Молоденький Табаков и красавица Фатеева прилагаются.
Click to view
Фильм "Сверстницы" сам по себе замечательный. В нём свою первую роль сыграла Лидия Федосеева-тогда-ещё-не-Шукшина и в коротюсеньком эпизоде (своём первом!) появился Владимир Высоцкий. Снял этот фильм тот же Василий Ордынский, который отличался какой-то особенной любовью к стилягам и пинал их в каждой своей работе. Одна из героинь катится по наклонной, забивает на работу, учёбу, связывается с плохими ребятами-стилягами и вот как раз один из них и представлен в этом отрывке. (А фильм посмотрите полностью, хороший.)
Click to view
Дальше. 1961 год, киноальманах "Совершенно серьёзно", новелла "Иностранцы". Это уже качественный такой стёб над стилягами. Красивый молодой Белявский играет журналиста, который прикидывается американцем и неистово троллит трёх недалёких стиляг. Новелла идёт 20 минут и она крутая.
Click to view
Всем известное "Королевство кривых зеркал". Но, как выяснилось, мало кто замечал подоплёку одного эпизода. Смотрите с 18:23. Оля и Яло встречают группу танцоров короля. За роялем рядом сидит обезьяна. Оля говорит, что её папа называет таких "бездельники и лодыри".
Click to view
Это всё советский кинематограф. В российском стиляги представлены уже не с такой насмешкой и троллингом. Примером тому гротескные "Стиляги". В них насмешка скорее над историчностью. Яркий фильм, но слишком уж сказочный. Эпизод со стилягами есть и в мыльном сериальчике "Красная королева", ну и в огромном количестве фильмов и сериалов про СССР, что стали очень уж модными в последние годы.
Стиляги это очень значимая страница в советской и российской истории. Своими апельсиновыми носками они прекрасно оттенили суровые послевоенные десятилетия. Конечно, не стоит их идеализировать, были среди них и преступники, и мошенники, и насильники, и действительно тунеядцы, но в целом - это небольшая такая дырочка в железном занавесе, которая нет, нет да и да - принесла новые веяния в советскую и российскую культуру.