Чувство социальной справедливости становится ненужным балластом при работе в офисах. Сталкиваясь с практическими последствиями «правдорубства», выясняется, что позиции абсолютного добра, которые внушали нам и внушаем мы нашим детям, терпят безоговорочное фиаско при столкновении с прагматичными тактиками выживания.
Когда и как мы перестанем учить наших детей неэффективным стратегиям и провальным тактикам?
Мне кажется, пора пересмотреть основы воспитания детей, сразу, с детства учитывая, что им придется жить в обществе двойной морали:
честной, доброй и открытой - для себя и близких,
хитрой, конформистской и скрытной - для нормального функционирования в обществе. Во всяком случае, на сегодня поведение в рамках впитанных с молоком матери стандартов дружбы равенства и братства не приносит человеку ничего, кроме разочарований, финансовых потерь и карьерных тормозов.
Вот примеры.
Ситуация 1. Бизнесовая
Ключевой сотрудник Х обнаруживает, что совладельцы компании тырят друг у друга деньги и это вредит бизнесу. Если на позиции Х находится человек, воспитанный в нормах морали, условно, ЧП -честный пионер, он начинает борьбу с ветряными мельницами. Старается, вне зависимости от подковерных интриг, вытянуть контракты, убедить клиентов и всячески радеть на благо фирмы. За такого сотрудника начинается борьба между совладельцами, но он упорно держит нейтралитет и поступает по совести. Поскольку он не учитывает интересов ни того, ни другого совладельца, для них обоих проще его уволить и нанять более удобного. Кто этот ЧП, как не Дурик?
Если же в этой роли выступает некий ЛР- лукавый раб, он с самого начала определяет для себя более сильную сторону и начинает интриговать вместе с ней, не брезгуя двойной игрой - то есть, периодически сливая на сторону информацию. Лавируя и балансируя между руководством, ЛР повышает свои позиции, плюс под шумок и сам спокойно ворует деньги у обоих владельцев бизнеса. А после развала конторы - что неизбежно в таких ситуациях - этот Хитрик остаётся на коне в глазах обоих совладельцев и обеспечивает себе шансы на дальнейшую карьеру.
Хитрик выглядит умнее в этой ситуации, не так ли?
Так почему мы учим своих детей быть Дуриками?
Ситуация 2. Чиновная
В госконтору приходят два сотрудника - ЧП и ЛР, Дурик и Хитрик. Первый, действуя согласно своим понятиям, старается хорошо выполнять работу, следить за сроками, но со скрипом оформляет бумажки и подчиняется бюрократической иерархии.
Второй блестяще справляется с документооборотом и иерархией, а работа - кому она нужна, эта работа? Главное - понять расстановку сил и вовремя проложиться документами.
Как вы думаете, кто в этой ситуации будет вознагражден льготами, премиями и соцвыплатами?
Почему мы продолжаем учить детей жить в системе абсолютных ценностей?
Ситуация 3. Социальная
Это когда сам умирай, а товарища выручай. На всех работах происходят ситуации, когда тебе надо выбирать: или подставить или подставиться. Или слить товарища, или он сольет тебя. ЧП всегда будет драть глотку и добиваться социальной справедливости. ЛР никогда не рискнет своим положением ради кого-либо, предпочитая грамотно переводить стрелки и уходить от ответственности.
Чья стратегия тут выгодней - Дурика или Хитрика?
Можно возразить на это, что в жестокой реальности можно быть Хитриком, оставаясь Дуриком внутри себя, спасаясь в виртуальном мире книжек, кино, интернета, и в общении с ближним кругом. Занимаясь кухонной политикой. Самоустраняясь от реальности, нырнув во фриланс или дауншифтинг.
Тогда можно жить во внутренней эмиграции, в гармонии с собой, не ломая внутри себя ценности, впитанные с молоком. И мечтая о другом устройстве мира.
Но что всё-таки делать с детьми?