Интересно, может ли в наши дни какая-нибудь книга в жанре беллетристики перевернуть сознание человека настолько, что он будет согласовывать с ее идеями свою реальную жизнь? Есть ли еще такие писатели, которых можно было бы назвать властителями дум? Не в том смысле, конечно, когда есть что обсудить в курилке.
Учитывая, что повышенная впечатлительность свойственна юным, а юные сейчас читают мало, то наверное - нет. А уж взрослые люди и подавно.
Но что эти писатели и поэты творили с людьми в былые времена! Уму непостижимо! Уже не литература отражала реальность, а реальность копировала литературу.
В сборнике
эпистолярного наследия Льва Толстого есть письма, которые ему писали разные люди по самым разным поводам, в том числе и с просьбой помочь разрешить трудные ситуации в личной жизни. Причем эти ситуации были тем или иным образом связаны с книгами Толстого.
Вот интересный случай, когда влияние писателя (его романа Воскресение) вылилось в семейную проблему.
Напоминаю, что в романе Нехлюдов соблазнил в юности горничную, она родила ребенка и отдала его в воспитательный дом, стала проституткой и в итоге спустя несколько лет попала на каторгу. Нехлюдов, увидев ее на скамье подсудимых, в припадке запоздалого раскаяния разрывает свою помолвку с невестой и решает жениться на этой Катюше Масловой, чтобы исправить свой грех с такими ужасными последствиями.
Вот письмо Толстому, в котором события разворачиваются как вариации этого романа.
Ваше сиятельство, умоляю вас ответить печатно и немедленно, как, по-вашему, должен был бы поступить Нехлюдов, если бы он был уже женат.
Дело в том, что зять мой до появления вашего романа сошелся с няней своего ребенка, которая теперь родила. Теперь же, под влиянием вашего романа, он считает себя обязанным взять ее к себе, поселить в отдельном флигеле (они живут в деревне), одним словом, устроить на глазах жены другую семью. Вы поймете, как от этого страдает дочь моя. Она хочет уйти, но муж не дает ей сына, которого она боготворит. В конце концов дочь не выдержит этой пытки, тайком увезет сына и уйдет, но ведь она совсем молодая женщина и без всяких средств; что, если она сделается Катюшей Масловой? Нехлюдовых на Руси много и подобных драм не мало. Ответьте же, ответьте, учитель, на крик матери и жены, что нужно сделать в таком случае.
Имеет ли муж нравственное право ценою здоровья и спокойствия жены успокаивать свою совесть?
3 сентября 1908 г. [почт. шт.]
Кстати, хороший вопрос в заключении.
А в этом письме девочка просит денег для своей старшей сестры, которая, видимо, под влиянием идей Толстого подалась в социалистки и родители выгнали ее из дома.
Дорогой Лев Николаевич, пришлите, пожалуйста, моей сестре Кате немножко денег. Она училась в университете в Москве, а потом ее посадили в тюрьму. Потом ее выпустили, и она приехала домой, а мама и папа и в комнату ее не пустили и сказали, что они ее прокляли и чтобы она и не приходила никогда. Катя ушла и потом заболела, а теперь лежит в больнице. ...И я боюсь, что Катя умрет с голоду, потому что она гордая. ...Я это сегодня придумала вам написать, потому что мама, еще когда Катя не в тюрьме была, все с ней о вас говорила, и теперь говорит: это вы виноваты. А это неправда. Катя вас любила, - значит, вы хороший. А когда Катя уезжала, она подарила мне вашу карточку, и я ее всегда ношу в гимназию и получаю одни пятерки, а один раз получила двойку, - так то несправедливо: я урок знала.
Так вы, пожалуйста, пришлите, а то она 12 декабря выйдет из больницы.
До свиданья. Пришлите ответ.
Я учусь в приготовительном классе.
Любящая вас
29 сентября 1901 г. [почт. шт.]
Вот так. Подарить сестричке на память самое дорогое - портрет Льва Толстого. Попасть в тюрьму и быть отвергнутой семьей, но остаться верной книжным идеалам.
А вот пример, как сознание любящей жены и матери семейства буквально взорвано Крейцеровой сонатой, где семейная жизнь показана как гнусное торжество мужской похоти и насилия.
Как это понять, что люди, отрицающие дома терпимости, отрицающие с ужасом и отвращением необходимость правильного посещения этих домов, у себя дома заводят хуже дома этого! Почему, не допуская мысли необходимость разврата, сами не могут обойтись без того, что, невзирая ни на какой протест, пользуются своей женой, как проституткой? Да, именно так, как проституткой. Иначе и нельзя назвать этого, если муж говорит целый день об ее дурном характере, об ее непонимании его, об ее дурном влиянии на детей и на его жизнь, клянет минуту, когда стал жить так, т. е. с ней, и потом ночью является и, несмотря ни на какой протест, пользуется ею, - как можно назвать это? Как понимать такую жизнь? Неужели это семья, это законный брак?
Я пишу так не потому, что я не люблю своего мужа или люблю другого человека (даже писать противно). И мужа и детей моих люблю. И не потому, что не хочу рожать и выхаживать детей, а потому, что хочу делать это разумно, как все твари земные это делают, а не так унизительно, гадко. Так объясните же людям весь ужас такой жизни! Только скорее, скорее, сил больше нет терпеть!
А не читала бы эта женщина Крейцеровой сонаты, и жила бы себе, может, размеренно и спокойно.
И еще один аспект этой темы.
Каково это - быть ответственным за своё собственное влияние на чужие судьбы?
Что это может родить - чувство вины или манию величия? Про чувство вины у Толстого мне нигде не встречалось, мания величия тоже, кажется, у него не наблюдалась. И можно ли человеку ставить в вину, что он перевернул своими книгами человеческие души?
В итоге, получается довольно странно: человек, разогнавший такую мощную волну духовного влияния, должен был теперь разгребать ее последствия и давать авторам писем какие-то советы насчет того, как преодолеть разрушительные последствия этой самой волны.
Кстати, на все эти письма (там есть совершенно пронзительные) он ответить физически не мог. А люди писали и писали...