Новичком быть никто не любит. Надо всё начинать заново - знакомиться с новыми людьми, думать о том, какое ты производишь впечатление, фильтровать выражения, в том числе выражение лица. Надо правильно выстраивать все жизненно важные офисные стратегии - иерархию отношений, цепочки согласований, оформление документов. Надо разобраться, кто с кем и против кого.
Но у новичка - почти на любой работе и в сообществе - есть уникальное преимущество: он может полностью изменить или выстроить заново свою репутацию.
Приходя на новое место, мы обычно "подкрахмаливаемся", выпрямляем спину, готовим 5 перемен одежды на каждый день, выстраиваем «луки»:) Мы не болтаем ни с кем о личном и стараемся выложиться по максимуму. Как и в отношениях с людьми, мы поначалу включаем демоверсию и только потом понемногу ослабляем узлы галстуков.
Но, кроме внешнего имиджа, этап «новичка» позволяет провести и более серьёзную перестройку своей карьеры и репутации.
Феномен реинкарнации в новом обществе я открыла для себя в 9 классе, когда у нас полностью сменился состав класса. Ушли почти все те, кто знали меня с детского садика, пришли совсем новые люди из других школ. До 9 класса я была (слыла) скромной домашней девочкой, а тут вдруг на меня накатило коммуникативное вдохновение, я в считанные месяцы передружилась со всеми новенькими, и у нас в классе образовалась совершенно другая расстановка сил.
Это немного другая ситуация - но она тоже касается реструктуризации своего застарелого образа. Если в профессиональной жизни что-то мешает, при переходе на новую работу ты сможешь это изменить или смягчить.
Например, отношения с людьми. Если ты знаешь за собой определённые косяки - чрезмерную мягкость или желание помочь, сверхвежливость или другие человеческие достоинства, которые на работе часто мешают, - можно попробовать их зафиксировать и искоренять ситуативно. Потом что коллеги часто пользуются теми, кто не может им отказать.
Скажем, в твои обязанности входит написание текстов по своей тематике. Но сотрудники из других отделов могут попросить себя написать текст для них - раз, другой, третий. Помогая кому-то однажды, ты можешь столкнуться с тем, что потом это будет восприниматься как само собой разумеющееся. Люди часто буквально трактуют и применяют поговорку «кто везёт, на том и едет». Это касается практически всех профессиональных сфер и рангов - кто больше на себя берёт, тот больше и везёт. Особенно опасна безопасность в части подписания любых документов, где твоя подпись - это уже другой уровень ответственности, в том числе и перед законом.
Или, скажем, манера заступаться за коллег перед начальством. Если ты знаешь за собой такую привычку, и она тебе мешает в работе - постарайся, сохраняя свои благородные мотивы, не подставляться. Приходится констатировать, что в работе чрезмерное человеколюбие и отзывчивость часто мешают. Да, ты выстроишь замечательные отношения с коллективом. Тебе все будут улыбаться в лицо и ты будешь считать себя просто гением коммуникаций, но, в случае чего, за тебя никто не впишется.
Выходя на новое место, лучше выстроить не только каналы общения и контроль информационных потоков вокруг себя, но и установить барьеры, которые ты сам не будешь пересекать.
Ещё важно, выходя на работу новеньким, подчистить хвосты из прошлого, потому что первое, что сделают новые коллеги - это постараются
узнать о тебе как можно больше из соцсетей. Если у тебя на фб или вк выложены слишком личные фото, убери их под замок - не очень то приятно, если финансовый директор будет обсуждать с коммерческим длину твоей юбки.
Чрезмерная замкнутость тоже никого не располагает к тебе. На самом деле очень просто, придя в новый коллектив, чаще улыбаться и здороваться. Когда я работала в одной организации, ка нам однажды пришла сразу команда новичков; мы прозвали их Люди без Улыбки - при встрече в коридоре они прятали глаза и хмурились.
Доброжелательность, субординация, дистанция и ответственность - те качества новчика, которые дают ему фору осмотреться в новом кооллективе, понять расстановки сил и не делать ошибок по неведению. Иногда скромная кадровичка обладает в силу личных связей, бОльшим влиянием, чем топ-менеджер - а жизнь может испортить гораздо хуже него.
Резюме: выходя на новую работу, проанализируй свои ошибки и постарайся использовать эту ситуацию себе на пользу. Пока ты на новенького, ты так или иначе будешь интересовать людей и находиться в фокусе их внимания. Позже ты станешь таким же незаметным и привычным как все. А может, наоборот - завоюешь себе такую репутацию, что как все уже никогда не будешь:)
А вы как себя чувствуете «на новенького»? Уютно? Неуютно?