Поссориться с самим собой невозможно, даже если ты поступил как полный подлец и это прекрасно понимаешь. Совесть грызет, да, но у человека есть преданный адвокат - его мозг.
Он тут же вытащит ряд оправдательных аргументов для того, чтобы человек не жил в мучительном антагонизме с самим собой и наладил внутреннее равновесие. Тот, кто не может себя оправдать, плохо кончает. Но обычно мозговая адвокатская контора работает исправно.
Самый распространенный прием - техника переноса. Ты не признаешь изначально свою полную вину, а ищешь того, кто мог бы ее с тобой разделить.
Один мой знакомый оставил в маршрутке бумажник, в котором лежала сотня тысяч рублей и все документы. Он сел рядом с водителем, достал бумажник, вытащил деньги, рассчитался, и за разговорами с водителем забыл положить его в сумку. Так и вышел.
Первое время он был подавлен собственной глупостью, но потом ему на ум пришли спасительные объяснения произошедшего. Водитель, гад, заболтал. Жена, зараза, перед этим по телефону нервы взбаламутила. На работе тяжелый день был, устал, как собака, голова плохо соображала. В итоге он предстал в своих глазах жертвой других людей и сложных жизненных обстоятельств. На том и успокоился.
Типичный случай переноса вины - обвинение во всех своих неудачах политики правительства и лично товарища Путина. Если бы не эта убогая страна и безмозглые правители, у меня был бы сейчас шикарный дом, прибыльный бизнес и красивая молодая жена! А так - живу я, дурачина и простофиля, со своею сварливой старухой в ветхой землянке 30 лет и 3 года. И ни фига никаких перспектив.
Еще классический объект переноса - любовница мужа. При вскрытии измены часто бывает так, что первые громы и молнии падают на изменника. Но поскольку любимого, да еще и (как бы) раскаявшегося мужа, к тому же кормильца и отца детей выгнать очень трудно, мозг дает установку переноса вины на любовницу, эту сучку крашену. Как будто бы это не смазливая секретарша Верочка, которая дает всем хорошим людям, а прямо такая Мата Хари и Гитлер в одном лице. Задумала разрушить нашу крепкую семью, втерлась в доверие к моему честному Василию, обвела его вокруг пальца своими проститутскими приемчиками, потом за галстук схватила, изнасиловала, да еще и врать родной жене научила. То есть, если бы не она, то ничего бы и не было.
Есть еще классические примеры.
Муж, который лет десять тайно посещал любовницу и был разоблачен и выгнан, помучается чувством вины только первое время. Потом невозможность постоянно чувствовать себя в приговоренным к вечному раскаянию включит в его мозгу внутреннего адвоката, и тот сочинит ему трогательную речь, суть которой в том, что именно жена инициативой развода разрушила их хорошую семью, и он имеет полное право ее за это ненавидеть.
А бывают и вовсе дикие переносы. Если у мужа рождается на стороне ребенок, но и в таких обстоятельствах у жены нет воли отпустить его на все четыре стороны, ее внутренний адвокат идет вразнос и плетет такое, что публике неловко слушать.
Любовница - понятно, корень всех зол. Но и внебрачный ребенок - это не ребенок, а редкостный гаденыш по умолчанию. Где-то тут, в ЖЖ, одна такая жена так и начала свою тему: «прошу всех, кто считает, что внебрачный ребенок ни при чем, в дискуссию по этому вопросу не вступать!»
На другом форуме таких детей определяли сразу в таких скрытых до поры до времени демонов и приводили цитаты из священного писания с рекомендациями вырывать с корнем эти сорняки рода человеческого.
И еще один из многих вариантов переноса, популярный у психологов и психотерапевтов: валить все шишки на родителей неудачника. Все, в чем ты можешь обвинить себя, обвиняй родителей.
Мама настаивала на том, что ты должен хорошо учиться и чистить зубы после завтрака? А! Так вот почему ты такая тряпка! Она же задавила твою волю в зародыше!
Папа редко гладил тебя по голове? Так вот в чем причина трех твоих неудачных браков!
Вообще, оправдательный механизм в виде техники переноса - в принципе, неплохая вещь, как временное обезболивающее средство и прием преодоления внутреннего хаоса. Но дело, как всегда, в пропорциях. В малой степени - поможешь себе устаканиться, а если в крупных размерах, то и до подлости недалеко.