Совет директоров General Motors Company
одобрил план компании по расширению бизнеса в России. GM сочла Россию одним из самых приоритетных рынков и готова осуществить
рекордные инвестиции, чтобы через несколько лет
увеличить производство до 350 000 автомобилей в год с локализацией в 60%. О том, как этот план будет реализован, «Ведомостям» рассказывает
Джим Бовензи, президент
GM Russia & CIS. - 17 мая
в США прошло заседание совета директоров
General Motors (GM), которое одобрило планы концерна по расширению в России. В чем они заключаются?
-
Совет директоров одобрил наши планы и
дал нам добро на подписание
соглашения с правительством, чтобы осуществлять промсборку в России по дополненному постановлению № 166. Как вы знаете, мы подписали соглашение о намерениях, и
до конца мая должно быть
подписано само соглашение -
сейчас мы ведем по этому поводу переговоры с Минпромторгом и Минэкономразвития.
Экспансия GM
будет осуществляться по двум направлениям. В
Санкт-Петербурге мы расширяем наши мощности до 230 000 автомобилей в год. Мощности нашего СП с «АвтоВАЗом»
в Тольятти
будут увеличены до 120 000 машин в год.
Что позволит нам достичь
годового объема производства в 350 000 автомобилей, как требуется по постановлению № 166.
Кроме того, в начале
года мы подписали соглашение с ГАЗом
, который
по контракту будет осуществлять сборку наших автомобилей в Нижнем Новгороде, и тоже включили этот проект для подписания соглашения по 166-му постановлению.
- Какие модели
будут выпускаться на расширенных заводах в Петербурге и Тольятти?
- В Петербурге мы сейчас собираем
Opel Astra, Opel Antara, Chevrolet Cruze и Chevrolet Captiva. Про новые модели говорить преждевременно, поскольку их запуск запланирован на 2015 г.
В Тольятти мы будем выпускать
новое поколение Niva и новую Lada 4×4 для «
АвтоВАЗа» - они должны появиться в 2015 или 2016 гг. Новую Niva будет разрабатывать инжиниринговый центр GM в Тольятти, мы будем его расширять.
Филиал инжинирингового центра появится и в Санкт-Петербурге.
-
Сколько вы вложите в расширение бизнеса в России?
- Пока не подписано соглашение,
я не могу озвучивать точные цифры. Могу лишь сказать, что это станет нашей крупнейшей инвестицией в России, значительно превосходящей то, что мы уже вложили. До этого самой большой нашей инвестицией
был завод в Петербурге - $300 млн.
- И сколько
новых сотрудников вам понадобится?
- Только в Петербурге еще более 1500 человек
плюс еще несколько сотен человек в Тольятти.
- На какой стадии сейчас находится разработка новой Niva?
- На начальной:
идет проработка концепта, мы обсуждаем, как может выглядеть новый автомобиль. Какие будут двигатели и коробки передач, мы тоже еще обсуждаем - двигатели могут быть как «АвтоВАЗа», так и наши.
Точно можно сказать, что мы будем использовать произведенные в России.
Позиционирование новых Niva и Lada 4×4 останется таким же, как и сейчас.
- А кто будет делать дизайн новой Niva -
вазовские дизайнеры или вы сами? Будете ли вы создавать дизайн-студию в России?
- Пока
я не вижу необходимости создавать дизайн-студию в России,
мы будем использовать другие ресурсы. Первые рисунки Niva создают российские дизайнеры.
- Почему вы
решили начать сотрудничество с ГАЗом?
- У ГАЗа есть свободные производственные мощности и
квалифицированный персонал. Соответственно, мы можем очень быстро увеличить выпуск наших автомобилей. В конце следующего года на ГАЗе начнется сборка нового поколения Chevrolet Aveo, планируемые объемы - 30 000 штук в год.
- Только
одна марка и модель?
- На ГАЗе - да.
- Будете ли вы продолжать
сотрудничество с «Автотором»?
- Это очень хороший партнер, который проделал для нас большую работу, и в будущем мы надеемся расти вместе с ним.
- Возможность
покупки или создания СП с «Автотором» вы не рассматривали?
- С «Автотором» в обозримой перспективе мы продолжим работать
на контрактной основе. - Одно
из преимуществ, которые получат компании, подписавшие соглашение по постановлению № 166, - возможность ввозить машинокомплекты для SKD-сборки,
благодаря чему в России будут выпускаться, например, Nissan и Infiniti.
Вы воспользуетесь этим шансом для Cadillac?
- 166-е постановление позволяет собирать
5% автомобилей из машинокомплектов SKD на протяжении трех лет. Хорошо такое иметь. Но пока у «Автотора» есть свободные мощности для сборки Cadillac, мы будем использовать их.
Сборку Cadillac на других площадках мы не планируем.
- Постановление № 166 требует
наладить выпуск двигателей и/или
коробок передач в России. Где вы их собираетесь выпускать?
- По большей
части в Тольятти для Niva и Lada 4×4: по
120 000 двигателей и по 120 000 коробок передач. Постановление предписывает, чтобы они обеспечивали 30% от общего
объема производства, мы выполняем это требование с запасом.
- АКПП на новых
Niva и Lada 4×4 появится?
- Мы изучаем возможность комплектования новых Chevrolet Niva и Lada 4×4 автоматическими коробками передач.
- Как вы оцениваете
ситуацию с поставщиками, она улучшается?
- Даже безотносительно
166-го постановления нам надо увеличивать
степень локализации, чтобы быть успешными в России. Философия GM - производить машины там, где мы их продаем. Постановление требует 60%-ной локализации, и мы этого добьемся.
Уровень поставщиков растет, мы довольны
тем качеством, что нам дают наши поставщики.
Но работы предстоит много - нам нужны новые поставщики.
Мы ввели должность директора по закупкам и контролю качества поставщиков,
нанимаем инженеров, которые будут работать с поставщиками. Вопросами локализации у нас будет заниматься более 100 человек.
- Ваших
глобальных поставщиков в Россию приведете?
- Мы рассказываем им о тех возможностях,
что есть в России. Думаю, что,
когда новость о наших планах дойдет до них, энтузиазма у них прибавится. Но повторюсь, мы очень рассчитываем и на российских поставщиков.
- Почти год,
пока готовились изменения в режим промсборки, нам рассказывали, что иностранные автопроизводители выступают против - их не устраивали требования по локализации двигателей и коробок передач, требования по созданию в России центров R&D. А
что не устраивало конкретно GM?
- Вы знаете,
мы очень серьезно изучили постановление и пришли к выводу, что оно нам на руку: снижение пошлин значительное. Другая важная деталь - что у всех есть выбор: присоединяться к этому постановлению или нет. Правительство не говорит: «Вы должны»,
но предлагает: «Есть возможности для роста, если вы хотите - пожалуйста». Так что у меня действительно нет никаких жалоб.
Мы потратили много времени, чтобы проанализировать
новые правила, но не для того, чтобы бороться против них. С января этого года изучили шесть или семь альтернативных вариантов нашего развития в России - через создание совместных предприятий, покупку и проч. - и в результате остановились на том варианте, о котором я вам уже рассказал.
- Почему все-таки
вы решили не создавать ни с кем СП? Считаете, что местные партнеры к этому еще не готовы?
- У нас уже есть СП с «АвтоВАЗом»,
в рамках которого мы успешно сотрудничаем. Но когда мы смотрели на расположение, логистические затраты, требования по инвестициям, то решили, что нам выгоднее развиваться дальше на базе уже имеющегося
производства в Санкт-Петербурге. Создание потенциальных СП
потребовало бы значительных инвестиций, потому что в России не так много избыточных мощностей, которые можно было бы использовать, так что решение развиваться
самостоятельно подходило нам лучше всего.
- В конце 2009 г. после
внезапного прекращения переговоров по продаже контрольного пакета Opel Сбербанку
и Magna некоторые чиновники из российского правительства сочли, что
GM поступила нечестно. Были ли у вас какие-то проблемы с нашими властями после того, как вы возглавили GM CIS?
- Нет,
министерства, с которыми я работаю с момента приезда в Россию, оказывали нам всяческую поддержку, я не испытывал никаких затруднений. Я думаю, что инвестиции,
которые мы намерены сделать здесь, будут одобрены, и они демонстрируют интерес к развитию GM на российском рынке. Я надеюсь, что темные дни уже закончились.
- Многие компании,
находящиеся в Санкт-Петербурге, намерены увеличивать объемы производства. Есть ли у вас понимание, как вы будете решать проблемы с дефицитом персонала, инфраструктуры, мощностей портов и т. д.?
- Во время кризиса многие компании,
занимавшиеся автоперевозками, покинули рынок. Но с ростом автомобильной индустрии на этом рынке появляются новые возможности зарабатывать деньги, и
транспортные компании будут возвращаться на этот рынок. Что касается портов в Петербурге,
я считаю, что их нужно расширять, и это несет большие возможности для бизнеса портовых компаний.
- Какие
виды транспорта вы в основном используете - морской, железнодорожный, автомобильный?
-
Зависит от того, откуда мы везем комплектующие.
Если речь идет об импорте, мы, как правило, используем морские перевозки, но при перевозках из Европы используем и автотранспорт, внутри страны - в основном грузовики.
- У GM была крупнейшая
дилерская сеть в России. Как она изменилась за годы кризиса и банкротства материнской компании, каковы ваши планы по ее развитию?
- Она по-прежнему одна из крупнейших.
В 2008 г. у нас было около 140 дилеров. Сейчас у нас 154 дилера: все они торгуют Chevrolet, большинство из них также продают Opel, и 28 - Cadillac. Один дилер Cadillac только что открылся в Ростове,
еще один на этой неделе откроется в Новосибирске… Наша дилерская сеть -
одно из наших конкурентных преимуществ, у нас с дилерами очень хорошие отношения.
- Собираетесь ли вы
экспортировать собранные в России автомобили?
- Наш офис отвечает за работу в России и СНГ, и в основном мы сфокусировались на растущем российском рынке, но
мы также собираемся заниматься и экспортом в СНГ. Мы уже поставляем туда Chevrolet Niva.
- А есть ли у вас планы поставлять ее в Европу -
например, установив туда двигатель Opel и автоматическую коробку передач?
- Сейчас велик
спрос на российском рынке, и пока мы не планируем
экспорт в Европу. Но, разумеется, мы будем рассматривать такую возможность. Мы не рассчитываем на огромные объемы, но мы считаем, что этот автомобиль может быть довольно успешным в Европе.
Так что, как только мы расширим мощности, мы подумаем об экспорте.
- C
вашим назначением российский офис, подчинявшийся ранее Германии, был переведен в подчинение Шанхая. Но при этом вам надо координировать свою деятельность и с Opel.
Как это сказалось на вашей работе?
- Во-первых, я хочу подчеркнуть, что
мы подчиняемся не Китаю, а GM International Operations, штаб-квартира которой находится в Шанхае. Новая схема работает достаточно хорошо.
Opel всегда поддерживал нас, они рассматривали российский рынок как хорошую возможность для роста их бренда, так что наши интересы были взаимоувязаны, и
мы были удовлетворены работой друг друга.
Есть множество развивающихся рынков, каждый из них уникален, но все они проходят через фазу быстрого роста.
Европа, разумеется, более стабильный и зрелый рынок. Люди в производственных командах в GMIO лучше знают, как создавать гибкие производства, ведь когда т
ы работаешь на быстро развивающемся рынке, ты не знаешь, что
тебе потребуется выпускать через несколько лет, и твое производство должно быть гибким и эффективным. Люди, которые в Шанхае занимаются маркетингом, также специализируются на работе именно на развивающихся рынках, они лучше понимают,
что происходит в России.
Мы последний год занимались тем, что строили в России
единую команду, и были успешны
в этом. Марки Opel, Chevrolet, Cadillac,
завод GM в Санкт-Петербурге, Тольятти, у нас есть и небольшая команда на «Автоторе» - все мы построили единую команду. Я считаю, что этот интегрированный
подход к российскому рынку позволит нам быть более успешными.
- С Шанхаем вы сотрудничаете
в основном в области маркетинга, но по вопросам производства - все же с Opel и штаб-квартирой в Детройте?
- Да, а также с GMIO и Кореей.
Нам оказывают поддержку вице-президенты GMIO по производству и инжинирингу, используя ресурсы глобальной системы в этих областях. Так что какие-то разработки мы делаем в Корее,
какие-то - в США и многое, разумеется, в Европе.
Но мы хотим больше инжиниринговых работ выполнять в России.
-
Вы работаете в России уже год. Что нового вы узнали для себя здесь как для менеджера и как для человека?
- Россия
оказалась приятным сюрпризом для меня, и
я рад тому, что нахожусь в Москве, здесь легко жить. И это также хороший опыт.