Дженерал Моторс в России - планы развития

May 30, 2011 12:25



Совет директоров General Motors Company одобрил план компании по расширению бизнеса в России. GM сочла Россию одним из самых приоритетных рынков и готова осуществить рекордные инвестиции, чтобы через несколько лет увеличить производство до 350 000 автомобилей в год с локализацией в 60%. О том, как этот план будет реализован, «Ведомостям» рассказывает Джим Бовензи, президент GM Russia & CIS.

- 17 мая в США прошло заседание совета директоров General Motors (GM), которое одобрило планы концерна по расширению в России. В чем они заключаются?

- Совет директоров одобрил наши планы и дал нам добро на подписание соглашения с правительством, чтобы осуществлять промсборку в России по дополненному постановлению № 166. Как вы знаете, мы подписали соглашение о намерениях, и до конца мая должно быть подписано само соглашение - сейчас мы ведем по этому поводу переговоры с Минпромторгом и Минэкономразвития.

Экспансия GM будет осуществляться по двум направлениям. В Санкт-Петербурге мы расширяем наши мощности до 230 000 автомобилей в год. Мощности нашего СП с «АвтоВАЗом»
в Тольятти будут увеличены до 120 000 машин в год. Что позволит нам достичь годового объема производства в 350 000 автомобилей, как требуется по постановлению № 166.

Кроме того, в начале года мы подписали соглашение с ГАЗом
, который по контракту будет осуществлять сборку наших автомобилей в Нижнем Новгороде, и тоже включили этот проект для подписания соглашения по 166-му постановлению.

- Какие модели будут выпускаться на расширенных заводах в Петербурге и Тольятти?

- В Петербурге мы сейчас собираем Opel Astra, Opel Antara, Chevrolet Cruze и Chevrolet Captiva. Про новые модели говорить преждевременно, поскольку их запуск запланирован на 2015 г.

В Тольятти мы будем выпускать новое поколение Niva и новую Lada 4×4 для «АвтоВАЗа» - они должны появиться в 2015 или 2016 гг. Новую Niva будет разрабатывать инжиниринговый центр GM в Тольятти, мы будем его расширять. Филиал инжинирингового центра появится и в Санкт-Петербурге.

- Сколько вы вложите в расширение бизнеса в России?

- Пока не подписано соглашение, я не могу озвучивать точные цифры. Могу лишь сказать, что это станет нашей крупнейшей инвестицией в России, значительно превосходящей то, что мы уже вложили. До этого самой большой нашей инвестицией был завод в Петербурге - $300 млн.

- И сколько новых сотрудников вам понадобится?

- Только в Петербурге еще более 1500 человек плюс еще несколько сотен человек в Тольятти.

- На какой стадии сейчас находится разработка новой Niva?

- На начальной: идет проработка концепта, мы обсуждаем, как может выглядеть новый автомобиль. Какие будут двигатели и коробки передач, мы тоже еще обсуждаем - двигатели могут быть как «АвтоВАЗа», так и наши. Точно можно сказать, что мы будем использовать произведенные в России. Позиционирование новых Niva и Lada 4×4 останется таким же, как и сейчас.

- А кто будет делать дизайн новой Niva - вазовские дизайнеры или вы сами? Будете ли вы создавать дизайн-студию в России?

- Пока я не вижу необходимости создавать дизайн-студию в России, мы будем использовать другие ресурсы. Первые рисунки Niva создают российские дизайнеры.

- Почему вы решили начать сотрудничество с ГАЗом?

- У ГАЗа есть свободные производственные мощности и квалифицированный персонал. Соответственно, мы можем очень быстро увеличить выпуск наших автомобилей. В конце следующего года на ГАЗе начнется сборка нового поколения Chevrolet Aveo, планируемые объемы - 30 000 штук в год.

- Только одна марка и модель?

- На ГАЗе - да.

- Будете ли вы продолжать сотрудничество с «Автотором»?

- Это очень хороший партнер, который проделал для нас большую работу, и в будущем мы надеемся расти вместе с ним.

- Возможность покупки или создания СП с «Автотором» вы не рассматривали?

- С «Автотором» в обозримой перспективе мы продолжим работать на контрактной основе.

- Одно из преимуществ, которые получат компании, подписавшие соглашение по постановлению № 166, - возможность ввозить машинокомплекты для SKD-сборки, благодаря чему в России будут выпускаться, например, Nissan и Infiniti. Вы воспользуетесь этим шансом для Cadillac?

- 166-е постановление позволяет собирать 5% автомобилей из машинокомплектов SKD на протяжении трех лет. Хорошо такое иметь. Но пока у «Автотора» есть свободные мощности для сборки Cadillac, мы будем использовать их. Сборку Cadillac на других площадках мы не планируем.

- Постановление № 166 требует наладить выпуск двигателей и/или коробок передач в России. Где вы их собираетесь выпускать?

- По большей части в Тольятти для Niva и Lada 4×4: по 120 000 двигателей и по 120 000 коробок передач. Постановление предписывает, чтобы они обеспечивали 30% от общего объема производства, мы выполняем это требование с запасом.

­- АКПП на новых Niva и Lada 4×4 появится?

- Мы изучаем возможность комплектования новых Chevrolet Niva и Lada 4×4 автоматическими коробками передач.

- Как вы оцениваете ситуацию с поставщиками, она улучшается?

- Даже безотносительно 166-го постановления нам надо увеличивать степень локализации, чтобы быть успешными в России. Философия GM - производить машины там, где мы их продаем. Постановление требует 60%-ной локализации, и мы этого добьемся.

Уровень поставщиков растет, мы довольны тем качеством, что нам дают наши поставщики.

Но работы предстоит много - нам нужны новые поставщики. Мы ввели должность директора по закупкам и контролю качества поставщиков, нанимаем инженеров, которые будут работать с поставщиками. Вопросами локализации у нас будет заниматься более 100 человек.

- Ваших глобальных поставщиков в Россию приведете?

- Мы рассказываем им о тех возможностях, что есть в России. Думаю, что, когда новость о наших планах дойдет до них, энтузиазма у них прибавится. Но повторюсь, мы очень рассчитываем и на российских поставщиков.

- Почти год, пока готовились изменения в режим промсборки, нам рассказывали, что иностранные автопроизводители выступают против - их не устраивали требования по локализации двигателей и коробок передач, требования по созданию в России центров R&D. А что не устраивало конкретно GM?

- Вы знаете, мы очень серьезно изучили постановление и пришли к выводу, что оно нам на руку: снижение пошлин значительное. Другая важная деталь - что у всех есть выбор: присоединяться к этому постановлению или нет. Правительство не говорит: «Вы должны», но предлагает: «Есть возможности для роста, если вы хотите - пожалуйста». Так что у меня действительно нет никаких жалоб. Мы потратили много времени, чтобы проанализировать новые правила, но не для того, чтобы бороться против них. С января этого года изучили шесть или семь альтернативных вариантов нашего развития в России - через создание совместных предприятий, покупку и проч. - и в результате остановились на том варианте, о котором я вам уже рассказал.

- Почему все-таки вы решили не создавать ни с кем СП? Считаете, что местные партнеры к этому еще не готовы?

- У нас уже есть СП с «АвтоВАЗом», в рамках которого мы успешно сотрудничаем. Но когда мы смотрели на расположение, логистические затраты, требования по инвестициям, то решили, что нам выгоднее развиваться дальше на базе уже имеющегося производства в Санкт-Петербурге. Создание потенциальных СП потребовало бы значительных инвестиций, потому что в России не так много избыточных мощностей, которые можно было бы использовать, так что решение развиваться самостоятельно подходило нам лучше всего.

- В конце 2009 г. после внезапного прекращения переговоров по продаже контрольного пакета Opel Сбербанку
и Magna некоторые чиновники из российского правительства сочли, что GM поступила нечестно. Были ли у вас какие-то проблемы с нашими властями после того, как вы возглавили GM CIS?

- Нет, министерства, с которыми я работаю с момента приезда в Россию, оказывали нам всяческую поддержку, я не испытывал никаких затруднений. Я думаю, что инвестиции, которые мы намерены сделать здесь, будут одобрены, и они демонстрируют интерес к развитию GM на российском рынке. Я надеюсь, что темные дни уже закончились.

- Многие компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, намерены увеличивать объемы производства. Есть ли у вас понимание, как вы будете решать проблемы с дефицитом персонала, инфраструктуры, мощностей портов и т. д.?

- Во время кризиса многие компании, занимавшиеся автоперевозками, покинули рынок. Но с ростом автомобильной индустрии на этом рынке появляются новые возможности зарабатывать деньги, и транспортные компании будут возвращаться на этот рынок. Что касается портов в Петербурге, я считаю, что их нужно расширять, и это несет большие возможности для бизнеса портовых компаний.

- Какие виды транспорта вы в основном используете - морской, железнодорожный, автомобильный?

- Зависит от того, откуда мы везем комплектующие. Если речь идет об импорте, мы, как правило, используем морские перевозки, но при перевозках из Европы используем и автотранспорт, внутри страны - в основном грузовики.

- У GM была крупнейшая дилерская сеть в России. Как она изменилась за годы кризиса и банкротства материнской компании, каковы ваши планы по ее развитию?

- Она по-прежнему одна из крупнейших. В 2008 г. у нас было около 140 дилеров. Сейчас у нас 154 дилера: все они торгуют Chevrolet, большинство из них также продают Opel, и 28 - Cadillac. Один дилер Cadillac только что открылся в Ростове, еще один на этой неделе откроется в Новосибирске… Наша дилерская сеть - одно из наших конкурентных преимуществ, у нас с дилерами очень хорошие отношения.

- Собираетесь ли вы экспортировать собранные в России автомобили?

- Наш офис отвечает за работу в России и СНГ, и в основном мы сфокусировались на растущем российском рынке, но мы также собираемся заниматься и экспортом в СНГ. Мы уже поставляем туда Chevrolet Niva.

- А есть ли у вас планы поставлять ее в Европу - например, установив туда двигатель Opel и автоматическую коробку передач?

- Сейчас велик спрос на российском рынке, и пока мы не планируем экспорт в Европу. Но, разумеется, мы будем рассматривать такую возможность. Мы не рассчитываем на огромные объемы, но мы считаем, что этот автомобиль может быть довольно успешным в Европе. Так что, как только мы расширим мощности, мы подумаем об экспорте.

- C вашим назначением российский офис, подчинявшийся ранее Германии, был переведен в подчинение Шанхая. Но при этом вам надо координировать свою деятельность и с Opel. Как это сказалось на вашей работе?

- Во-первых, я хочу подчеркнуть, что мы подчиняемся не Китаю, а GM International Operations, штаб-квартира которой находится в Шанхае. Новая схема работает достаточно хорошо. Opel всегда поддерживал нас, они рассматривали российский рынок как хорошую возможность для роста их бренда, так что наши интересы были взаимоувязаны, и мы были удовлетворены работой друг друга.

Есть множество развивающихся рынков, каждый из них уникален, но все они проходят через фазу быстрого роста. Европа, разумеется, более стабильный и зрелый рынок. Люди в производственных командах в GMIO лучше знают, как создавать гибкие производства, ведь когда ты работаешь на быстро развивающемся рынке, ты не знаешь, что тебе потребуется выпускать через несколько лет, и твое производство должно быть гибким и эффективным. Люди, которые в Шанхае занимаются маркетингом, также специализируются на работе именно на развивающихся рынках, они лучше понимают, что происходит в России.

Мы последний год занимались тем, что строили в России единую команду, и были успешны в этом. Марки Opel, Chevrolet, Cadillac, завод GM в Санкт-Петербурге, Тольятти, у нас есть и небольшая команда на «Автоторе» - все мы построили единую команду. Я считаю, что этот интегрированный подход к российскому рынку позволит нам быть более успешными.

- С Шанхаем вы сотрудничаете в основном в области маркетинга, но по вопросам производства - все же с Opel и штаб-квартирой в Детройте?

- Да, а также с GMIO и Кореей. Нам оказывают поддержку вице-президенты GMIO по производству и инжинирингу, используя ресурсы глобальной системы в этих областях. Так что какие-то разработки мы делаем в Корее, какие-то - в США и многое, разумеется, в Европе. Но мы хотим больше инжиниринговых работ выполнять в России.

- Вы работаете в России уже год. Что нового вы узнали для себя здесь как для менеджера и как для человека?

- Россия оказалась приятным сюрпризом для меня, и я рад тому, что нахожусь в Москве, здесь легко жить. И это также хороший опыт.

производство, бизнес, дженерал моторс, автомобили

Previous post Next post
Up