Нынешняя ситуация в Белоруссии выглядит весьма стабильной. Важнейший экономический показатель ВВП (по ППС) на душу населения, хотя и ощутимо уступает России и Казахстану, превосходит ВВП (по ППС) на душу населения Болгарии, которая уже 8 лет состоит в ЕС. Превосходство над Украиной, имевшей в 1991 году с Белоруссией сходные стартовые условия - более чем в 2 раза (на 2014 год, по результатам 2015 года разрыв неизбежно увеличится). Политическая ситуация также устойчива - Александр Лукашенко был переизбран на следующие пять лет всего месяц назад.
В силу небольших размеров государства, размер экономики тоже довольно мал - по разным оценкам 62-65 место в мире. Выхода к морю, равно как и существенных запасов нефти и газа страна не имеет. В таких обстоятельствах об экономической самодостаточности не может быть и речи. В экономическом плане зависимость страны от соседей, в первую очередь от России, абсолютно неизбежна. И Лукашенко всегда прикладывал усилия, чтобы экономическая зависимость не трансформировалась в политическую.
Видимая часть этих усилий - отстраненность от России во внутренней пропаганде и во внешней политике. Но не менее важными являются невидимые сторонним наблюдателям усилия в кадровых вопросах. Когда высокопоставленных чиновников, особенно в силовых структурах, слишком активно сотрудничающих с Россией, оттесняют от ключевых должностей.
Естественный риск подобной политики - появление на ключевых должностях прозападных чиновников. И тут мы переходим к самому интересному.
Все уже привыкли к стандартному бреду о том, что Россия хочет захватить Прибалтику и Польшу. До сих пор этот маразм использовался для поддержания нужного уровня русофобии среди населения данных стран. Но недавно сюда был добавлен новый штрих. Широко известный в США военный аналитик отставной полковник Дуглас Макгрегор, описывая возможный план нападения на Прибалтику, уделил важную роль в захвате Литвы войскам Белоруссии! Белоруссии, Карл! Стране, которая все никак не может даже дать согласия на размещение на своей территории российской военной базы. Это можно было бы списать на частное мнение полковника, если бы в том же ключе не начала высказываться и польская пресса. Что навевает мысли о целенаправленной подготовке общественного мнения на Западе к серьезному военному вмешательству в Белоруссии.
Но фоне антироссийской истерики Прибалтика и Польша постепенно накачивается войсками НАТО. Военные базы, в отличие от пропаганды в СМИ, требуют существенных денежных расходов. Если пропаганду можно вести “прозапас”, то для размещения баз нужны конкретные мотивы. Для нападения на Россию этих войск явно недостаточно. И единственное место, где их можно применить - Белоруссия.
Разумеется, классическое нападение на республику невозможно. У Белоруссии есть своя относительно сильная армия и союзнические отношения с Россией, которая сможет быстро оказать любую необходимую военную помощь. Но вспомним, сколько покушений на Фиделя Кастро предприняли США. В случае внезапной гибели президента Лукашенко ситуация радикально меняется. У власти могут оказаться прозападные чиновники, которые тут же попросят американскую военную помощь.
Сценарий может выглядеть следующим образом: в начале сентября 2016 г. проходят парламентские выборы. Оппозиция устраивает в Минске акции протеста против их результатов. Если президент на месте и контролирует ситуацию, протесты будут, как это уже случалось, оперативно купированы. Если же президента нет, вся полнота власти оказывается в руках правительственных чиновников, а новому парламенту просто не дают приступить к работе. В способности англосаксов находить предателей среди министров и генералов разных стран сомневаться не приходится. Вспомним Ирак, Ливию и даже Сирию. А в Белоруссии проводимая политика лавирования между Россией и Западом сильно повышает вероятность появления подобных элементов.
Короче говоря, в случае гибели Лукашенко, переход власти к прозападным элементам весьма вероятен. А дальше они, при необходимости, смогут воспользоваться иностранными войсками для укрепления своей власти. Так что вопросы собственной безопасности Александру Григорьевичу нужно продумать более чем серьезно.