Опять про игры буду рассказывать. Вообще, жестокая правда состоит в том, что играю я так же много, как и работаю. Может всё же даже больше. Немного. Так как XBOX я презираю, ибо Microsoft, да и «игор нет», то дома у меня стоит Playstation 3, которая вполне неплохо справляется абсолютно со всеми задачами (кинцо показать, в кинцо поиграть и т.д.). И вот намедни, открыли в PS Plus игру, о которой я давно мечтал, Catherine называется. О ней обзор и будет.
Пару лет назад (да уж больше чем пару), когда игру анонсировали, я подумал что-то в стиле «ого, круто, игра на взрослую тему от создателей серии Persona, значит должно быть круто». Какое-то время я ловил новости, следил за развитием темы и смотрел арты. Казалось, всё было круто, должен был получиться отличный хит, про взрослого мужика и муки выбора, приукрашенные боями с монстрами и эпиком схватки с финальным боссом.
Потом сменилась работа, жизнь закрутилась как обычно и про игру какое-то время я не вспоминал. А теперь уже, будучи совсем взрослым, я иногда разглядывал обложку диска в магазинах, на которой красовались соблазнительные женщины в анимешном стиле и няшно-розово-черной (няшно - это тоже оттенок) цветовой гамме. Желания купить игру, как и в принципе, желание покупать игры для Playstation 3 у меня не было, потому что Catherine уже давно вышла, а цена на неё так и осталась как в день релиза - на очень высоком уровне. Так как ваш покорный слуга, игрок кислых щей, является подписчиком Playstation Plus, то в мае ему досталась Catherine совершенно бесплатно. Обрадованный такой новостью, я сразу же скачал игру, лелея в душе воспоминания о «серьезной игре» про «отношения» и «сложность выбора». Но меня ждало горькое разочарование.
Игра встречает нас заставкой в анимешном стиле от студии 4C (4 градуса по Цельсию), которая делала приснопамятную Аниматрицу, Amazing Nuts и клип группы Леголайз «Первый Отряд» (с последующей полнометражной аниме адаптацией, которая не выдерживает никакой критики). Далее оказываемся в меню, выбираем режим игры (я взял easy и не пожалел об этом) и жмём старт.
Дело берет своё начало в кафешке, где главный персонаж разговаривает со своей пассией. Она говорит ему, что бы он не витал в облаках, тот оправдывается, мол, работа тяжелая и тут экран темнеет, и нас забрасывают в кошмар. В прямом смысле, главный персонаж находится в собственном кошмарном сне, где все персонажи - овцы. Да, да, те самые овцы, которых считают дети перед сном. К слову, никогда не мог понять почему считают овец… Но эта игра дала наконец-то объяснение этому феномену. Овец считают, потому что слово sheep созвучно со словом sleep, следовательно, если считать овец, то сон придёт быстрее, словно мы его подзываем. Но, проклятье, это звучит нормально в устах американских родителей и детей, а у нас слово «овца» ни черта не созвучна слову «сон». Главному персонажу надо выдержать 8 дней кошмаров и не умереть во сне, ведь в этом случае, он умрет в реальной жизни. По городу катится волна смертей совершенно здоровых мужчин, которые гибнут при не выясненных обстоятельствах.
Но вернемся к игровому процессу. Сначала я подумал, что это шутка. Всё что надо сделать в первом раунде - выбраться по блокам наверх башни. Блоки можно двигать, толкать, перемещать по-разному, по ним можно ползать, уцепившись за край, главная задача - забраться на самый верх. Я подумал, что это такая вступительная мини игра, что-то вроде прелюдии перед основным действием. Быстро пройдя этот раунд, я пожелал, что бы он никогда не повторился.
Еще пара заставок и вступительных роликов. Игра повествует о тридцатидвухлетнем мужике по имени Винсент, который представляет собой настоящего омегу, то есть полную размазню, соплежуя и тормоза, который не может принять никаких решений самостоятельно. В общем, Винсент сидит со своими друзьями в баре и разговаривает с ними «за жизнь» и на другие темы. Всё дело в том, что его девушка - Катерина забеременела и думает о том, что пора бы уже окольцевать мужика (но зачем такой нужен) и зажить нормальной жизнью. Посидев еще некоторое время, друзья расходятся по своим делам, а невезучий парень остаётся заливать свою печаль спиртным в одиночестве. Приходят СМСки от Катерины, Винсент на них отвечает. И всё бы ничего, но тут бац, к нему подсаживается очаровательная блондинка, в прозрачном мини-платье, больше похожем на нижнее бельё. Игра умеет интриговать, и тут был как раз тот момент, когда стало интересно. Выясняется, что девушку зовут Катерина (Catherine), созвучно с именем Катерины (Katherine), с которой встречается Винсент. Поговорив немного, выясняется, что у них много общего, она хороша, он хорош, бла-бла-бла, куча текста, короче Винсент принимает еще «на грудь» и снова оказывается в кошмаре. О нет. Кажется, это и есть игра. Вот этот самый процесс перемещения блоков и лазания по ним. Именно здесь я испытал первое разочарование.
Сейчас немного расскажу про сюжет, потому что геймплей надо описывать отдельно. После окончания кошмара Винсент просыпается у себя в каморке и всё бы ничего. Но выясняется, что вчерашняя знакомая из бара в белом мини-платье захотела продолжить знакомство и сейчас находится слева, буквально в паре сантиметров от Винсента, и, судя по всему, она сейчас без мини-платья, и кажется без нижнего белья тоже, и, вроде бы она так уже достаточно давно.
Всё, хватит сюжетных спойлеров. На этом остановимся и начнем подводить итоги. На данный момент игра уже пройдена и всё, что нужно было знать уже известно. Самое время вернуться к геймплейной составляющей, которая просто «очаровательна».
Поверить не могу, что создатели Персоны могли родить «это». Игра уровня начало 90-х или браузерных флешек, обернутая в фантик из «взрослых отношений» - это полный хлам. Всё что требуется от игрока, бегать по уровням и двигать блоки, двигать, двигать, иногда двигать их быстрее, но процесс от этого не меняется. Это как если сделать ремейк тетриса и разбавить его клюквой в стиле «Red Alert», с сюжетными роликами и живыми актерами. Да фактически так оно и получилось. Интересный сюжет, действительно любопытная интрига раскрывающая тему измены и прощения (концовки разные, так что у вас может быть по-другому), убитая совершенно примитивным игровым процессом. Я не против паззлов, к коим без сомнения и относится эта игра, я против того, что бы простецки сделанный паззл заворачивали в обертку высокобюджетной игры и продавали за 2500 в розничных магазинах. Не представляю своего разочарования, если бы я действительно купил бы игру, скорее всего я бы уничтожал всё в истерике, а потом забился бы в душ и рыдал где-нибудь в углу. Вообще, логические игры представляют собой достаточно большой пласт цифровых развлечений, кто-то гоняет их на работе, что бы разрядить мозги, кто-то дома на планшетниках, что бы наоборот, зарядить. Но играть в логическую игру на приставке, которая, ясное дело не для тетриса покупалась - это уже перебор.
Больше всего поражает примитивность исполнения. После того как завершаешь игру, понимаешь как же мало в ней было. И я говорю не о времени прохождения или графике, а о наполненности игры. Дело происходит всего в трех-четырех локациях (бар, комната отдаха в кошмарах, кафешка где разговаривают Винсент и Катерина, игровое поле), причем в кошмарах меняются только задники, а сами раунды состоят из блоков, не забываем об этом. Количество трехмерных персонажей тоже расстраивает (главные герои, друзья Винсента, люди в баре, овцы и несколько штук боссов). И это ОЧЕНЬ мало. Это в тысячу раз меньше чем ATLUS делал для Персоны, в которой был гигантский игровой мир с огромным количеством возможностей. В Персоны можно было играть 200-300 часов, и игра все еще могла нравиться. В Катерине я едва смог выдержать 9 часов.
Одинаковость совершенно всего преследует игрока раунд за раундом. Вот Винсент проснулся, вот поболтал с друзьями, вот снова бухает, опять кошмар. Всё. Игра будет такой до титров. Немного метафоричности для слоупоков, которые еще не поняли, зачем нужны башни, капелька одухотворенности и вроде как получилось почти как в Персоне с богами, философией и царством мертвых. Но почему-то не работает. И если в Персоне, каждый день можно было чем-то заниматься, то тут - бухай, воруй, используй гусей (овец) не по назначению. Всё.
Музыкальное сопровождение. Оно присутствует. Музыка приятная, но тут больше нечего сказать. Самая идиотская часть - это когда почти добираешься до верха башни и начинает звучать колокол. Не понимаю, зачем его сделали таким громким, но это безумно сильно раздражает. Уже к 4-5 дню кошмаров больше всего начинаешь ненавидеть не столько карабканье по блокам скоро этот идиотский колокол в конце. В комнате отдыха между кошмарами он тоже постоянно звучит, что приводит только к одному желанию - поскорее завершить эту жуткую муть и вернутся к сюжету, который весьма хорош.
Хотя и к нему имеются претензии. Винсент настоящая тряпка, мужику 32, а он не может женщин своих приструнить и решить что-то сам, что, в конечном счете, приводит к затягиванию игры и увеличению количества её тетрисовых уровней. Но это самое меньшее из зол, если вообще зло. На деле именно сюжет заставляет играть в это странное подобие сокобана. Каким бы жалким не был главный персонаж, какими бы абсурдными не были его действия, всегда хочется узнать, что же будет дальше. И это единственное что держит у экрана.
По технической части особых нареканий нет. Несмотря на малое количество объектов, всё выполнено очень технично и красиво, модельки героев симпатичные, анимешные и хорошо озвучены. Голоса подобрали удачно, английский, как обычно приятно слушать, страшно подумать, что было бы, если наши взялись игру озвучивать. Наверное, Винсента озвучивал бы Всеволод Кузнецов, который до этого взял на себя роли Рейнора и ведьмака Геральта. Обе роли, на мой взгляд, совершенно ему не удались, а реклама Дома-2 с ТНТ будет преследовать его в моих глазах вечность. Скорее всего, именно в рекламе и было дело. Нельзя травить мозг населению дерьмовыми слоганами и строительством любви на ТНТ, а потом войти в образ крутых парней спасающих галактику или убивающих чудовищ. Не получится перескочить из количественного в количественное, при наличии плохого послужного списка. У Саши Грей может, и получилось, у остальных - навряд ли. Ого, да я разбушевался. Надо будет отдельно запилить пост негодования по поводу отвратительной отечественной озвучки компьютерных и видео игр.
Так же совершенно непонятно почему у игры рейтинг 18+. В игре нет ни одной по-настоящему откровенной сцены. Фактически нет даже прямого текста утверждающего что Винсент и Катерина (которая блондинка) действительно делали «это» (но в целом это понятно из контекста и некоторых роликов). А самый развратный кадр находится несколькими строчками выше. Всё больше в игре ничего нет. С учетом того, что в нашей стране такие сцены показывают в передаче для детей, то рейтинг можно было опустить до 16+. А да, персонажи еще очень часто говорят слово fuck, наверное именно из-за него и накинули игре еще два года.
В остальном - пост ненависти об игре Catherine закончен. Крайне не рекомендую покупать эту жалкую поделку, потому что её содержание не стоит своих денег, лучше уж подкопить еще четыре сотни и купить трилогию Uncharted. Это игра в полной степени оправдывает затраченные на неё деньги. А с учетом того, что в коробке находятся все части трилогии - ну это просто праздник какой-то. Играйте в хорошие игры, любите семью, копайте компьютер, только хорошие игры, только хардкор, говорите смело и открыто 359!!!