Собрался писать рецензию на фильм "Завод" Юрия Быкова, зашёл в Фейсбук на страничку режиссера и увидел там его пост. Стало как-то грустно.
Оказывается, фильм провалился в прокате. Быков в попытке разобраться, почему так произошло, опубликовал крайне эмоциональный пост -
почитайте. И вот реально обидно, что на комедии типа "Полицейского с Рублёвки" или на Ревву в платье бабки народ валит, а действительно хорошее и умное кино, затрагивающее важные проблемы общества и власти, упорно игнорирует.
И это не просто неудача, это маленькая трагедия. Ведь людям надо иногда выходить из зала и посвящать ещё полчаса-час раздумьям о том, о чём они смотрели в кино только что. Или посидеть ещё немного в полной тишине, дабы поразмышлять о том, что они видели только что и видят вокруг себя ежедневно. Например, мы с Настей ещё сутки рассуждали о том, что хотел этим сказать Быков, обсуждали моменты (и особенно концовку) и даже немного спорили. Это именно такое кино, заставляющее задуматься о том, в каком мире мы живём. Чем олигархи и воры отличаются от фанатиков и работяг, загнанных в самый угол. Автор показывает нам две крайности, негласно осуждая обе и призывая людей к компромиссу. Но почему "Завод" не воспользовался набравшейся популярностью Быкова, я понять не могу.
Между тем, фильм получился отменный. Снят очень качественно. Картинка, хоть и мрачная, но вкусная. Продуманный свет, шикарная операторская работа, атмосферная музыка, знакомые актеры. И снято явно не на коленке, как первые два его фильма.
В центре сюжета - противостояние простых работяг и олигарха, который решил закрыть завод из-за нерентабельности и выбросить 300 человек на улицу. Доведенные до края мужики, под предводительством Седого, решаются на отчаянный шаг: захватить Калугина прямо на дороге, нейтрализованы охрану, привезти на завод и потребовать деньги. Вот казалось бы, сколько фильмов я посмотрел, но ни один до этого меня не цеплялся настолько сильно создавшейся ситуацией. Как же я переживал за этих бедолаг, когда они готовились к захвату, паркур свои грузовики на обочине, когда ждали машину хозяина завода, и как она появилась позади. "Бля, что же вы делаете? Во что лезете? Вас же просто так не отпустят? У вас же семьи, дети!"- с этими мыслями я осознал, как сильно вцепился в подлокотники, и как вспотели мои ладони. Уже за это я говорю Быкову огромное спасибо. За это впервые испытанное в кинозале странное и кайфовое чувство.
Итак, поднял рабочих на бунт - Седой. Он не готов смириться с создавшимся безнадежным для рабочих раскладом не на словах, а на деле. У него нет семьи. Вообще никого нет. Жизнь сильно потрепала его, он получил несколько пуль и лишился глаза на войне в Чечне, перестал чувствовать себя человеком и стал больше похож на волка, которому ничего больше не оставалось, кроме как выть. Но вместо того, чтобы выть, он предпочитает действовать и становится идейным борцом за справедливость, желая таким образом заглушить боль от всех тех шрамов и увечий, которые когда-то были ему нанесены. Он - настоящий фанатик, и использует для своих целей других людей, ничем не отличалась в этом плане от олигарха, против которого борется. И у каждого из них своя правда, ведь бизнесмен этот тоже не сыром в масле катался: в 90-ые он видел смерть сотен таких же парней, как и Седой, и жизнь его тоже не раз висела на волоске.
Всех главных персонажей автору удалось раскрыть очень хорошо, в отличие от героев фильма "Дурак". Седой, Калугин, и его правая рука, герой Владислава Абашина - они показаны просто шикарно, со своими характерами, взглядами на жизнь, харизмой. Аплодирую.
Я часто задумываюсь о том, почему жанр социальной драмы практически не пользуется спросом, как тупые легкие комедии. Не всем доставляет удовольствие смотреть на чужое горе, на чьи-то жизненные трудности, однако определённый круг зрителей, проявляющих интерес к подобного рода картинам, всё же есть, и это радует. Поэтому Быкову, не боящемуся акцентировать внимание на самых темных пятнах нашей действительности, не стоит расстраиваться. Нужно просто отдохнуть и с новыми силами снимать новые фильмы.
Но Завод - это не депрессивная социальная драма. В какой-то момент фильм превратится в напряжённый остросюжетный боевик, и ты будешь смотреть, не представляя, чем все это в итоге закончится, насколько далеко все зайдет.
Кто-то сравнивает Быкова со Звягинцевым, но это глупо. Быков не обличает путинский режим, он ругает всю прогнившую систему в целом, во всем мире, и кто бы ни пришел ко власти - ничего не изменится. Люди будут и дальше выживать, кто как может.
Кому же все-таки стоит посмотреть «Завод»? Прежде всего тем, кто считает, что всё современное российское кино - говно. Это совсем не так. А кто уже смотрел "Жить", "Майор" и "Дурак" - те и так пойдут на этот фильм, и правильно сделают. Ждем «Сторожа».
Click to view