Тема: ВОВ

May 10, 2020 10:05



В преддверии 9 мая очень выгодно вспоминать про исторические даты, события и результаты Великой отечественной войны. Совершенно не выгодно и никому ни интересно это вспоминать оставшиеся 360 дней. Так выстроен уклад жизни, работает человеческая память. Отрываешь любой календарь, и в каждый день года произошло то, или иное событие. В этом нет ничего страшного, или пред рассудительного.


Копаясь в истоках проблемы «почему», а перед 9 мая вопрос «почему» чаще задается к дизайнерам плакатов на тему ВОВ, или даже к основному государственному символу 75-тилетию победы. У меня сразу был вопрос, почему стрелки, которыми обозначают группы армий идут с запада на восток. Верь четко ясно, что с запада на восток если мы говорим о событиях 1941, даже 1939-1945 года наступала гитлеровская армия. Поэтому это как минимум не логично. Все, что требовалось это изменить направление стрелок. Как оказалось позже, не только у меня возникли такие вопросы, но что говорить дело уже было сделано, тем более, лица ответственные за «лого победы» его утвердили.
И вот тут встал очередной вопрос «почему». Почему одни люди его утвердили, а другие сделали, и мы имеем такой сомнительный конечный результат. Как показал интернет, так показалось не только одному мне.

И вот тут я начал вспоминать, как мы учили историю. Я проходил 20 век в 11-ом классе, то есть в 2002 году. Разумеется до этого историю проходил раньше, с 1995 по 2002 год. 11 класс насколько я помню отводился только на 20ый век. Учителя истории были с советским прошлым, заканчивали советские ВУЗы, и имели советское воспитание. Класс, в котором я учился был из детей у которых еще дедушки и бабушки воевали. Это сейчас уже другие поколения пишут про прадедов, я горжусь что в моей семье воевали как прадедушки так и дедушки. Поэтому мне достаточно рассказывали про войну, но тогда меня больше интересовали характеристики немецкой техники или техники СССР, а не человеческие отношения на фронте. Конечно сейчас, дедушки были бы живы я задавал бы совершенно другие вопросы. Увы если бы юность знала, а старость могла.
Так вот, тема второй мировой войны, ровно как и Великой отечественной войны меня сильно интересовала. Тогда интернет был слабый, и мне приходилось покупать книжки. Вот тут следует отдать должное, родители всегда давали деньги на книги, на что-то другое давали не охотно. А вот на книги никогда не жались. Благодаря этому я имею приличную библиотеку по истории третьего рейха, и второй мировой, и ВОВ. Прочитал много, и благополучно уже в силу давности забыл много деталей, однако общее понимание тех событий было. А в 11-ом классе я был наполнен знаниями, и ждал момента когда я смогу поделиться на законных основаниях ими перед всем классом. Потому что тема ВОВ интересовала только меня, в рамках моего класса. А на всю 11-ую параллель может было человека 3 вместе со мной этим историческим событием интересующимся. Даже не смотря на то, что мы жили в Калининграде (бывшим городе-крепости Кенигсбергом) событиями тех лет мало кто интересовался.

Так вот, я ждал своего звездного часа с 10 класса, что бы выступать с докладами по ВОВ, просвещать своих дремучих одноклассников и одноклассниц про 22 июня 1941 года и до 9 мая 1945.
Что же получил в итоге ? Мы подробно рассматривали Русско-японскую войну, первую мировую, революцию, военный коммунизм, НЭП, индустриализацию, репрессии Сталина и кровавый террор, и где-то 3 или 4 урока (напомню по 40 минут) мы посвятили ВОВ. То есть, причины, короткий ход, и итоги даже не ВОВ, а второй мировой войны. Далее ушли в сталинское «дело врачей», разоблачение культа личности Сталина Хрущевым, и прочее. Все, 4 урока на тему ВОВ, по предмету история в 11ом то классе. Когда уже личности сидят. Учитель прочитал текст, сухо написал цифры погибших и раненых, хотя они были спорные, и продолжил тему. Зато творчество Солженицына и репрессии Сталина мы изучали подробно, чуть ли доклады не делали.
Я не знаю сколько в современных учебных планах урока истории заложено на изучение Второй мировой и вообще ВОВ, но у меня было так. Я бы и не запомнил этот момент, если бы не читал про эти события, и не жаждал блеснуть эрудированностью. А она оказалась никому не нужна. А потом на выпускных экзаменах по истории, мои одноклассники говорили что ВОВ началась в 1942 году, что на портрете над доской, толи Жуков толи Гитлер, и уходили довольные с тройкой.
Поэтому когда сейчас, мы видим все эти «плакаты» вполне вероятно, что мы пожинаем причины того самого среднего образования, которое в нас закладывали наши учителя. А начинаем глубоко погружаться в тему, когда уже дети нас начинают спрашивать, что же такое Великая отечественная война, и почему продают в супермаркетах какие-то шапки со звездочками ?

победа, 9 мая, великая отечественная война, вторая мировая война, история, школа, образование, программа истории, праздник

Previous post Next post
Up