В период времени, когда дистанционное обучение было в принципе невозможным, телефоны были кнопочные, а отношения физические, на занятиях по юриспруденции решали задачи…
Сегодня, спустя много-много лет давайте решим одну задачку, на самую актуальную тему. Поскольку я живу в Калининградской области, будем решать задачу на примере законодательства Калининградской области, но в конце решения вы поймете, что в принципе данный алгоритм работает и в других регионах.
Решение будет комплексное, и требует знаний многих отраслей права, равно, как и общих принципов права.
Фабула:
Популярный блогер «Банан3939» с количеством +100500 подписчиков, посмотрел 28 популярных ютуберов, прочитал 34 поста ЖЖ, и написал 128 комментариев по теме свободы слова, свободы передвижения, и других прав, и свобод, закрепленных Конституцией РФ. «Банан39» в совершенстве овладел поверхностными знаниями, о конфликте на Востоке Украины, действиях ВКС в Сирии, и только что закончил экспресс-курс по природе Короновируса и основам защиты конституционного строя.
Вооруженный глубинными знаниями «Банан39» осуществляя стрим покинул помещения жилища, с целью прогуляться по парку, а также проведения обратной связи с подписчиками. Тема разговора, была эпидемия короновируса в России, оценка действий медицинских работников, полиции, губернатора, и президента.
Прогуливаясь по парку, «Банан39» был остановлен сотрудниками полиции, которые представились, и сообщили что он нарушает установленные правила поведения, и совершает административный проступок, после чего сообщили, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, после чего он будет препровождён в федеральный суд, где и будет рассмотрено его дело об административном правонарушении, дана оценка его действиям, и принято решение о привлечении либо не привлечении последнего к административной ответственности.
«Банан39» был категорически против действий сотрудников полиции, после чего начал указывать последним на нарушение Конституции РФ, в части ущемления его права, на свободу передвижения. Сообщил что будет и дальше гулять, после чего продолжил прогулку, не выполнив при этом требование сотрудника полиции, об прекращении прогулки.
Тут же «Банану39» был прегражден путь сотрудниками полиции. После этого Банан39, снова сообщил, о нарушении Конституционных прав, о том, что режим Чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией не введен, и сообщил о превышении сотрудниками полиции своих полномочий. Далее заявил, что в суд он не пойдет, и прекратить прогулку не намерен. Далее сотрудник полиции сообщил, о возможности применения физической силы в отношении Банан39, чтобы пресечь совершаемое им административное правонарушение. Банан39 сказал, что не намерен повиноваться требованию сотрудника полиции, после чего полицейский применил в отношении Банана39 физическую силу -прием «Загиб руки за спину», Банан39 продолжал оказывать сопротивления, после чего в отношении него также были применены и средства ограничения подвижности - наручники.
«Банан39» был препровождён в федеральный суд, где последний был привлечен, к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему был назначен штраф в размере 30 000 рублей.
Вопрос : законно ли, и на каком основании «Банан39» был привлечен к административной ответственности ? Законны ли действия сотрудников полиции ?
Решение и ответ:
ч. 1 ст. 27 Конституции РФ говорит, что Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу
в других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ч.1 ст. 56 Конституции РФ говорит, что условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Статья 1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
ст. 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
- ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства Калининградской области от 30.03.2020 г. № 157 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 года № 134».
граждан не покидать места проживания (пребывания) с 31 марта 2020 года по 05 апреля 2020 года (постановление еженедельно продлевается), за исключением случаев
- обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью, иной прямой угрозы жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением;
- осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Калининградской области (в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки);
- следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением;
- выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
- выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на:
- случаи оказания медицинской помощи;
- деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также подведомственных им организаций;
- деятельность органов и учреждений по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- деятельность иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья, иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ч. 2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
КоАП РФ
Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
Таким образом, факт привлечения к административной ответственности, является правомерным, т.к. «Банан39» нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно Постановление Правительства Калининградской области от 30.03.2020 г. № 157 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 года № 134», покинув жилище без законных на то оснований, предусмотренных в тексте данного постановления.
Факт квалификации противоправных действий Банан39 по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ сотрудниками полиции верны, т.к. согласно ч.1. ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по указанной выше статьи.
Ст. 20.6.1.не могла быть применена, т.к. сотрудники ОВД не входят в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по указанной выше статье. Перечень должностных лиц, устанавливается Правительством субъекта федерации.
ч. 1 ст. 19 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции"
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
Статья 20 указанного выше закона:
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
- средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
Таким образом, применение физической силы, ровно как и специальных средств является законным, и обоснованным.
Кроме того: не путайте чрезвычайную ситуацию и чрезвычайным положением, они регулируются разными законами.
Режим ЧП вводится на основани ФКЗ "О чрезвычайном положении". На территории Калининградской области чрезвычайное положение не введено. Введен режим "повышенной готовности к чрезвычайной ситуации", с мерами похожими как при ЧП. Но ЧП у нас нет.
Выводы: Если вы не разбираетесь в вопросе, пожалуйста не выступайте экспертом. Если вы выступаете экспертом по Конституции, и в целом праву, пожалуйста делайте ссылки.
Не вводите людей в заблуждение.
Надеюсь эта задача, поможет сохранить ваше здоровье, средства, и разум.