... Жизнь царевны Ксении Борисовны Годуновой довольно точно отражает всю суть Смутного времени. Ее судьба очень похожа на сказку, к сожалению, не имевшую счастливого конца… Лишь в самом начале была надежда на прекрасного принца, но и она потерпела крах. Только в конце жизни Ксения смогла уповать на счастье, но и этого она не дождалась. О жизни, полной трагических событий, расскажет статья.
Происхождение
Годунова Ксения Борисовна родилась в 1582 году. Ее отец, Борис Годунов, в то время был конюшим при дворе Ивана Грозного. Несмотря на то, что в его обязанности входило следить за лошадьми царя, в то время эта должность была весьма престижной, так как позволяла быть приближенным к правителю. Именно конюший во время отъезда царя был его заместителем и решал все возникавшие проблемы. Этим можно объяснить еще одну высокую должность Бориса - наместник Астраханского и Казанского царств. Мать Ксении, Мария, была сестрой одного из самых известных и жестоких опричников, любимца Ивана Грозного, Малюты Скуратова.
Князь Катырев-Ростовский в «Повести» описывает Ксению как неземную красавицу и умницу. Автор отмечает, что царевна отличалась незаурядным умом, заинтересовывала всех, кто ее слушал, благозвучными речами. Она привлекала белоснежностью кожи, румянцем на щеках, большими черными блестящими глазами, густыми бровями. Катырев-Ростовский говорит, что у девушки была статная фигура.
Годунова Ксения Борисовна не отличалась ни низким, ни высоким ростом, ее иссиня-черные волосы были густы, несколько ниже плеч.
При жизни отца, Бориса Годунова
Историк Сергей Платонов считал, что Борис готовил своих детей к наследованию престола. В 1598 году Бориса Годунова избрал на правление Земский Собор, так как он являлся фактическим правителем при Федоре Иоанновиче, шурином которого и был Борис. Со вступлением на престол он приказал молиться не только за царя, но и за его жену и детей, как за наследников престола.
Чем занималась Ксения Годунова?
Жизнь царевны соответствовала придворным обычаям. Основными занятиями были чтение, рукоделие, обучение, разговоры с отцом, поездки по монастырям на богомолье. Для своих детей Борис приглашал лучших заморских учителей. Также заботливый отец в раннем возрасте привил Федору и Ксении любовь к чтению, поэтому специально для них печатались книжки духовного содержания.
Несостоявшиеся свадьбы
Многие правители использовали браки для исполнения дипломатических задач. Также хотел поступить и Борис Годунов. По традиции дочери русского царя не могли выходить замуж за русских, так как они были ниже статусом, чем царевны, поэтому женихов всегда искали за рубежом. Первым претендентом на руку Ксении Борисовны был Густав Ваза, шведский принц. Однако, он не пришелся по душе Борису, так как был алхимиком и вел разгульный образ жизни. Царь отправил его в почетную ссылку в Углич.
Затем к Годуновой приехал свататься герцог Иоганн, сын датского короля. Он понравился и отцу, и дочери с первого взгляда. Иоганн отличался ослепительной красотой и незаурядным умом. Однако злой рок начал преследовать царевну с юности. Когда герцог уже начинал осваивать русские обычаи, дело стремительно шло к свадьбе, датский принц неожиданно заболел и скончался. Русская царевна Ксения Годунова очень грустила по нему.
Не удалось связать Годуновым себя родственными связями и с представителями родовитой династией Габсбургов и шлезвигским герцогом. Грузинский царевич Хосрой так и не доехал до России из-за внутренних проблем в дагестанских землях.
После смерти царя Бориса, свержение с престола Федора II
Таким образом, в 1605 году, когда династия Годуновых пресеклась, царевна все еще оставалась незамужней. На правление Бориса пришлось трудное время, осложненное засухой и голодом, к тому же народ никак не мог принять царя, избранного Земским Собором, а не унаследовавшего престол согласно обычаям. Нелюбовь к Борису омрачило правление его сына, Федора, ставшее кратчайшим пребыванием лица мужского пола на русском престоле.
1 июня мятежники, сторонники самозванца Лжедмитрия I, ворвались в Кремль и буквально стащили юного царя с престола. Мать, Мария Годунова, стоя на коленях, просила пощадить сына. Федора, Марию и Ксению отвели в их дом в Кремле и приставили к ним стражу. Родственников Годуновых также арестовали, начали грабить их имущество. 10 июня князья Голицын и Мосальский в сопровождении трех стрельцов явились в дом царской семьи. Федор и Ксения безропотно сидели рядом с матерью. Брата и сестру тут же приказали развести по разным комнатам. В это же время удавили и царицу Марию. Федор, который от природы обладал недюжинной силой, долгое время боролся с четырьмя убийцами, пока не был все же повержен.
Ксении же повезло менее матери и брата - Лжедмитрий был наслышан о прелестях царевны и приказал Мосальскому привезти ее. Было объявлено, что Федор и Мария окончили жизнь самоубийством.
Во время правления Лжедмитрия
Юная Ксения Годунова и не знала, какое страшное время начинается для нее. Новоиспеченный царь делает Годунову своей наложницей. И хотя летописи и прочие дошедшие до нас письменные источники описывают происходившее довольно скупо, во «Временнике» Ивана Тимофеева говорится о том, что Лжедмитрий взял Ксению силой. П. П. Каратыгин, популярный автор некоторых исторических повествований в конце 19 века, которые не вызывают особого доверия, дает строгую оценку царевне. Он утверждает, что насилию девушка может подвергнуться раз в жизни, но не в продолжение долгого времени терпеть домогательства ненавистного человека, погубившего мать и брата. Каратыгин удивляется, как Ксения Годунова, фото которой сделаны по художественным изображениям и описаниям знавших ее современников, не смогла убить самозванца.
Бездействие девушки он жестко расценивает как трусость и подлость. Также он рассматривает как вариант самоубийство Ксении, дабы избавиться от позора (тем не менее, такой расклад событий можно откинуть практически сразу, так как Ксения Борисовна была глубоко верующим человеком, а по христианским законам одним из самых страшных грехов считалось лишение себя жизни не по Божьей воле). Другое объяснение этому поступку по мнению Каратыгина - смена гнева на милость. Каратыгин подозревает, что Ксения Годунова - дочь Бориса Годунова - начала через время испытывать привязанность к Лжедмитрию, а потом страстно его полюбила. Нынешние историки также пытаются найти практический смысл в действиях Годуновой. С их точки зрения она, рассчитывая на свое обаяние и привлекательность, пыталась женить на себе Лжедмитрия и таким образом бытье не просто царевной, а царицей. Историки ссылаются на то, что ее отец, Борис Годунов, и дед, Малюта Скуратов, были искушенными и пронырливыми политиками, всегда способные хитростью добиться желаемого. Также сама царевна изучала европейские хроники, что дает основание предполагать, что и она могла быть искусной интриганкой. Но русский народ не считал, что Ксения Годунова и Григорий Отрепьев (Лжедмитрий) - пара. У современников Годуновой и в мыслях не могло быть такого. Жители Москвы XVII века прекрасно понимали, что прекрасная юная узница-царевна никак не могла противостоять сладострастию Лжедмитрия. Она считалась жертвой, москвитяне до конца ее дней сочувствовали Ксении и почтительно называли царевной, несмотря на давний крах династии. Народ очень гневался из-за этого на Лжедмитрия, что отразилось и в «Повести» Катырева-Ростовского. Автор называет расстригу «хищным и ненасытным волком», обвиняет его в лишении благородной девицы невинности и недоумевает, за что Ксении выпала столь горькая судьба. Дьяк Иван Тимофеев, также живший в 17 веке, убежден, что Годунова невиновна и непорочна, так как до Лжедмитрия царевна не состояла ни в каких иных отношениях.
В постриге
Вскоре Ксения опостылела Лжедмитрию. На исчезновение интереса у самозванца также повлияла его предстоявшая свадьба на полячке Марине Мнишек, так как ее родственники старались укротить разнузданность Лжедмитрия, дабы не возникло никакого конфуза. В то время избавиться от женщины было довольно просто. Многие цари поступали именно так - постригали их в монахини. Этой участи не избежала и Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны в статье.
В постриге она приняла имя Ольга и была отправлена в Воскресенский монастырь на Вологодчине. Спустя год ненавистного царя-расстригу свергли. Земский Собор избирает на царство Василия Шуйского. Новому правителю удалось перенести останки отца, матери и брата Годуновой в Троице-Сергиев монастырь. Ольгу пригласили на перезахоронение праха родственников. Процессия сделали довольно пышной и торжественной: каждый гроб несло около 20 человек. Ксения Борисовна ехала вслед за ними на санях. Очевидцы утверждали, что она горько плакала и взывала к Божьему суду над Лжедмитрием. Затем монахиня Ольга поселилась недалеко от Троицкой обители. Но злой рок шел за ней по пятам. В 1608-1610 годах обитель переживала осаду войск Речи Посполитой. Ксения и в это время не покинула этих мест и стойко переносила все тяготы, помогая сестрам (монахиням) и нуждающимся.
Когда блокада прервалась, Ксения покинула Троицу ради Новодевичьего монастыря в Москве. Однако и там царевне не удалось спастись от своей горькой судьбы и ужасов смутного времени. Иван Заруцкий, руководитель казацкого восстания, ворвался со своим войском в монастырь. За время пребывания там Ксения уже успела завязать дружбу с инокиней Марфой, у которой была схожая судьба. Прежде инокиня Марфа была ливонской королевой, но теперь, как и Ольга, коротала дни в монастырской обители. Царственных монахинь казаки «ограбили донага». Москвитяне того времени были жутко недовольны таким скверным поступком казаков, которые раньше даже не смели взглянуть на Ольгу и Марфу.
Смутное время окончилось, Ксения Годунова отправляется в Суздальский Покровский монастырь. В 1622 году в возрасте 40 лет монахиня Ольга умирает. Перед смертью она сделала распоряжение, чтобы все ее скромное имущество перешло во владение Троицкого монастыря. Родовая усыпальница Годуновых расположена в левом крыльце Успенского собора, где и обрела свой последний приют несчастная царевна. В последние годы исторические исследования нашли факты, подтверждающие, что в монастыре царевна Ксения Годунова, краткая биография которой описана в статье, родила от Лжедмитрия сына. Его сразу отлучили от матери. О дальнейшей судьбе мальчика ничего не известно.
Творчество Ксении
Одним из увлечений царевны являлось шитье. В Троице-Сергиевой лавре хранятся два образца шитья XVI-XVII веков, которые принято считать творчеством Ксении Борисовны во время сватовства. Один из них - покровец для изголовья гробницы известного монаха, основателя нескольких крупных монастырей (в том числе и Троице-Сергиевой лавры), позже причисленного к лику святых, Сергия Радонежского. На нем изображена Пресвятая Троица в «рублевском» изводе, который часто использовался в то время. Согласно монастырской описи покровец изготовила Ксения Годунова, интересные факты из жизни которой описаны выше. Он был подарен лавре ее отцом в 1601 году. Шелком сероватого цвета атласным швом выполнены лики и руки ангелов, одежда серебряными и золотыми нитями с нитями из цветного шелка, создавая своеобразный орнамент. Границы изображений обнизаны жемчужинами. Также можно увидеть различные изображения, обрамляющие покров. Здесь присутствует как библейские персонажи (Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, преподобная Ксения), так и исторические личности (Сергий Радонежский, князья Борис и Глеб).
Еще одно рукоделие, приписываемое царевне -индития «Предста Царица одесную тебе». Работа выполнена путем комбинации пятнадцати узоров и швов. Индития была создана в 1602 году. На фоне из рытого бархата изображены кривые веточки с плодами граната. По контурам фигур пришит жемчуг. Одежда Иисуса и Божьей матери и их венцы украшены драгоценными камнями. У ног Иисуса Христа изображены Сергий и Никон Радонежский.
Известны два варианта народной песни «Плач царевны», относящейся к Смутному времени. Записаны они были уже после окончания Смуты в 1618-1620 годах, для священника, приехавшего в Россию в составе английского посольства, Ричарда Джемса, жившего зимой в Холмогорах, так как не успел на последний корабль, на котором мог доплыть до туманного Альбиона. О песнях узнали лишь из записных книжек Джемса и изданы в Санкт-Петербурге в 1907 году. Под большим сомнением авторство Ксении Борисовны, и, скорее всего, она является лишь лирической героиней. В песнях Ксения скорбит по отцу и горюет из-за семейных несчастий. Судя по содержанию, произведение было написано уже после смерти самозванца Григория Отрепьева. В песнях упоминается об «обиде», нанесенной Годуновой Лжедмитрием. Тем не менее, народ «пощадил» героиню, говоря о связи между Ксенией Борисовной и расстригой лишь намеками, тем самым сохраняя образ героини чистым и непорочным. Хотя судьба царевны сложилась весьма плачевно, в произведениях она описывается как молодая мечтательная девушка, в том числе желающая найти доброго мужа. Текст «Плача царевны» положен на музыка композитора Алексея Рыбникова, что стало саундтреком к фильму «1612».
Вскрытие гробницы Годуновых
В 1945 родовая усыпальница Годуновых подверглась вскрытию. Многим известен антрополог Михаил Герасимов, который воссоздал множество портретов исторических личностей (например, Софьи Палеолог или Елены Глинской) на основе скелетных остатков, однако, к сожалению, ему не удалось провести ту же операцию с представителями династии Годуновых. Оказалось, что захоронение уже было тронуто прежде некими грабителями. Кости и содержимое гробов были перемешаны, не сохранились черепа. В экспозиции Троице-Сергиевой лавры можно увидеть остроносую, крошечного размера туфельку, принадлежавшую царевне и найденную во время раскопок.