Рецепт ганозиса

Jan 10, 2017 23:27

Оригинал взят у volchuksergei в Рецепт ганозиса



Мы в "Moshkoff Studios" делаем архитектурную керамику и по этой причине ганозис долго нас не интересовал. Однако оказалось что вездесущий ганозис может быть очень полезен и нам ) поэтому пришлось потратить месяц изысканий и проб.
Теперь дарим рецепты Ганозиса вам!


Зачем ганозис керамисту:
- Ганозис защищает керамику от микроорганизмов, влаги, света.
- Ганозис создаёт очень нежный, шелковистый блеск.
- Ганозис придаёт неглазурованной поверхности шелковистое ощущение, при этом сохраняет все видимые детали текстуры.
- Ганозис углубляет свечение и интенсивность цветов неглазурованной керамики (терракотта, шамот, ангобы, и ! даже цементные затирки).
- С помощью изменения рецептуры Ганозиса можно регулировать интенсивность затемнения основы (керамики, цемента, мрамора, гипса).
- Ганозис создаёт поверхность, к которой не так быстро липнет пыль и грязь, а когда пыль появится со временем, то эту поверхность можно тканью протирать.
- Ганозис делает керамику влагонепроницаемой - что ценно, например, для ваз.
- Ганозис впитывается в поверхность и образует с основой одно целое, он тонко реагирует на температурные изменения, расширяясь или сжимаясь вместе с основой.
- Ганозис защищает без "потения" воска, без появления белесой плёнки.

NB Но ганозис не защищает от механических повреждений - царапин, ударов, отпечатков пальцев.
NB Ганозис разрушается при температуре более 80-90 градусов.

Теперь и у вас, коллеги, будет рецепт ганозиса!

По какой-то истинно-русской причине те кто ганозис варят - его рецепт скрывают ) Поэтому метод "расспроси коллег" не срабатывает.

Открывателем этого забытого рецепта считается Василий Хвостенко. С поисков его книги мы и начали. Нашли книгу его дочери Татьяны Хвостенко, 1985 г.в. Заказали у антикварщиков, ждали несколько недель. И вот она:



Было очень интересно. Такой замечательный был человек! Но у дочери этого замечательного человека есть все рецептуры, а ганозиса нет...(

Дальше пошли искать в недрах интернета...пара недель и нашёлся ещё один замечательный человек, теперь уже наш современник - Вера Заттлер. Она даёт полный рецепт ганозиса и метод его приготовления. Рецепт её прост - 200 мл (именно мл) льняного масла / 20-40 гр пчелиного воска. Ура! Надо только помнить что это всё же рецепт для покрытия восковых анкустических красок. Восковая основа не "отбирает" масло из ганозиса, а водовпитываемость керамики и цементе может быть от 3 до 14%, что ближе к дереву, чем к анкустичеким краскам. Поэтому её рецепт мы изменили.

Пришлось поискать ещё немножно...и ещё немножко...и нашлась ещё одна книге! даже брошюра, вот она:



Брошюра 1967 года и в ней есть рецепт ганозиса. Даже два ))) Всё-таки требования и стандарты научных работ при советской власти были выше (или люди более открытыми) чем перестроечные или наши капиталистические годы...




Моя задача была в затемнении черепка цветных глин и цементной затирки в швах мозаики. Одновременно чтобы ганозис выполнял функции защиты.

Спросив мнения и совета несокльких знакомых реставраторов керамики и мастеров-керамистов, мы сделали на пробу три свои рецепта ганозиса.



Я обработал ими законченные работы и подождал 5 недель. Выкладываю результаты "до, во время, и после".

Рецепт 1 (средняя жидкость)
- 120 гр масла / 20 гр воска

Мозаика ДО обработки:



Перед обработкой мозаику надо прогреть, можно использовать домашний фен, чтобы на прикосновение она оставалась горячей и через минуту-две после окончания прогревания. наносить пока основа горячая.

NB если ваш воск просто отбеленый - а таких на рынке более всего - температура не должна быть более 70 градусов. Если же вам посчастливится найти пунический белый воск - а его температура плавления более 87 градусов - то и температура прогревания может быть до 90-95!

Мозаика непосредственно ПОСЛЕ нанесения ганозиса (обратите внимание как жирно надо наносить), но ДО вжигания:



Ганозис надо тщательно растереть, и для этого лучше найти дополнительные рабочие руки ) :



Непосредственно после растирания ганозиса, его надо "вжечь". Для этого подходит и бытовой фен. На мой взгляд он даже лучше строительного - меньше риска слишком перегреть воск, всё-таки бытовой рассчитан на волосы людей. Феном на расстоянии 5-7 см от работы надо медленно слой за слоем водить над поверхностью, лучше, конечно, начинать сверху, так как немного нагретый ганозис будет стекать. Цель - чтобы полузатвердевший ганозис начал впитываться. Вы увидите как он начинает исчезать при впитывании. Не прогревайте одно место долго - я вжигаю секунд 5-7 - лучше вернуться на второй круг (или следующий день). Если наплыв ганозиса большой - промокните невосристой тканью (чтобы ткань не оставляла прилипших ворсинок на воске).

Вжигать лучше несколько раз, несколько дней подряд один раз в день. Я вжигал три раза (три дня). В оригинале древние греки выставляли работы на солнце каждый день месяц или полтора. Думаю, солнце оказывает дополнительное воздействие на воск, но в наших северных краях солнца ждать ещё пять месяцев, ограничились феном и кварцем.

Мозаика ПОСЛЕ первого вжигания:



Мозаика ЧЕРЕЗ 5 недель после вжигания:



Рецепт 2 (густая):
- 14 гр масла / 28 гр воска

Мозаика ДО нанесения:



Тут видно место где я нанёс пробный слой ганозиса - он отчётливо темнее.

Мозаика непосредственно ПОСЛЕ первого вжигания:



Мозаика ЧЕРЕЗ 5 недель после вжигания:



Видно, как немного посветлел цвет цементной затирки по сравнению с тем как было сраз упосле вжигания, при этом "выбеленных" или "запотевших" участков нет. Если учесть что затирка и на первой и на второй мозаике исходно была одинаковая, то видно каким разным получился оттенок из-за использования разных рецептов.

Рецепт 3 (жидкий):
- 100 мл масла / 10 гр воска / 10 гр канифоли

Фото по рецепту 3 добавлю в феврале, они ещё в процессе..

Рецепт 4 (для дерева):
на - 1000 мл масла / 100 гр канифоли / 50 гр воска (парафина)
Дальше можно добавить пигмент любого желаемого цвета.

Готовить лучше по одному литру, чтобы при нанесении состав не успевал остывать. Наносить ганозис нужно только в горячем виде, растирая кистью. Покрываемое дерево тоже лучше иметь подогретым, например делать это как древние греки на солнце. Так же дерево можно заранее пропитать смесью масла и воска без канифоли. В этйо пропорции если лерево предполагается испольтзовать на морозе, то количество воска лучше не увеличивать, так как на морозе он кристаллизуется!

По сырью:

1. Важно нагревать и смешивать ингридиенты очень-очень медленно, желательно на водяной бане, чтобы исключить точечного вскипания ингридитентов в месте где газ касается кастрюли (вариант - толстое днище кастрюли и очень медленный режим электроплитка). Варить лучше в стеклянной посуде.
2. Для каждого рецепта покупали обычный уже отбеленный косметический воск (пунический мне лично нигде не найти). Воск можно отбелить и самостоятельно: выварить полчаса в кипятке (ещё лучше в морской воде), остудить, корку снять (это и есть воск), её расплавить и подгогревать до испарения остатков влаги, далее процедить через 2-3 слоя марли, остудить. Получится желтый воск. Отбелить воск можно на солнце, надо натереть на тёрке после вываривания и застывания и разложить на месяц-другой на солнце. Я сам не пробовал но опытные говрят что отеливается он только на южном солнце, у нас в Питере эффекта как надо не получить )
3. Канифоль - косметическая (не паяльная). Учтите что Даммарова смола намного лучше канифоли подходит!
4. Масло я брал льняное из "Дикси" нерафинированное ) рафинированое было бы лучше, а ещё лучше брать льняную натуральную олифу и обязательно без сикатива!
5. Терпентин только натуральный, и обязательно чтобы на вид без желтизны. А если спирт, то только 96% и выше!

UPD 1
Мои размышления и наблюдения показали что самый правильный ганозис делается только из модифицированного или пунического воска, так как только тогда можно его сварить без использования спирта или турпентина, которые если ими растворяют канифоль или даммарову смолу начинают играть роль сикативов разрушающих масло. Пунический же воск и даммарова смола плавятся при одной температуре!

UPD 2
Ниже несколько выдержек из книг по вопросу ганозиса и состава ингредиентов:

















UPD 3 - учим матчасть, спасибо советским издателям которые писали всю информацию открыто!
*** выдержка из пособия реставратора живописи ***

Воски
По химическому составу воски представляют собой смесь сложных эфиров жирных кислот и одно- или двух-атомных высших спиртов. Воски бывают животного и растительного происхождения. Животные - пчелиный, спермацет, ланолин; растительный - карнаубский воск, кроме того существует ряд восков минерального происхождения - ископаемых или продуктов перегонки нефти (озокерит).

- Пчелиный воск - содержит около 72% эфиров высших жирных кислот и высших спиртов (33% миристилпальмитата), до 13,5% свободных кислот, 12-12,5% углеводородов. Температура плавления 62-70°С; растворяется в хлороформе, бензине, четыреххлористом углероде, плохо растворяется в спирте. Получается из пчелиных сот.
- Парафин - смесь предельных углеводородов C18 - С35; температура плавления 40-65°С; не растворим в воде и спиртах, растворим в ароматических углеводородах. Получается из нефти; применяется в смеси с церезином для изготовления свечей.
- Озокерит - горный воск, природный продукт, добывающийся в разломах и трещинах горных пород. Содержит парафиновые углеводороды, температура плавления 65-100°С; растворяется в бензине, керосине, бензоле, хлороформе.
- Церезин - смесь предельных углеводородов С35 -C55 (алифатического изостроения); температура плавления 65-88°С; растворим в бензоле. Получается из озокерита, петролатума, парафиновых пробок (отложения на стенках трубопроводов при добыче и перекачке нефти). Применяется при изготовлении свечей, при производстве кремов, в качестве оболочек для сыров.
- Спермацет - кристаллический воск с температурой плавления 43-54°С; растворяется в эфире, ацетоне, трихлорэтилене, горячем этаноле. Получается из спермацетового жира при переработке китов. Применяется в косметической промышленности и в качестве смягчающего материала при реставрации переплетов.
- Ланолин - содержит смесь диэфиров α, β - алкандиолов и жирных кислот С18 - С24, около 10% стеринов. Желтая мазеобразная масса, Тпл 35-37° С. Растворим в бензоле, хлороформе, эфирах. Получается экстракцией из шерсти овец, применяется в косметической промышленности.
- Карнаубский воск - содержит более 80% эфиров жирных кислот и высших спиртов, Тразм 84-86° С, растворяется в эфире, горячем спирте, растворах щелочей. Получают из листьев бразильской восковой пальмы. Применяется как компонент полировочных паст, при выделки кожи, в производстве копировальной бумаги.

В воско-смоляных композициях, использующихся для реставрации, применяется исключительно пчелиный воск. Пчелиный воск содержит большое количество примесей - остатков меда, механические примеси пыльцы растений, поэтому перед приготовлением воско-смоляных композиций воск очищают путем промывки водой расплавленного воска с последующим фильтрованием механических примесей. Отбеливание воска производится путем выдержки промытого и отфильтрованного воска на солнце с периодическим смачиванием его водой.

Очищенный пчелиный воск размягчается при температуре 30-40°С, плавится при 61-63° C. Воски, как и все природные материалы, характеризуются чрезвычайной стабильностью, их состав не изменяется в течение столетий, доказательством чему является сохранность картин, написанных в технике энкаустики задолго до нашей эры. По данным Ю.И. Гренберга, в чистой энкаустике связующими пигментов были чистый пчелиный или пунический воск, проваренные с морской водой или раствором соды. Кроме того, в качестве связующих использовались смеси воска с небольшим количеством оливкового масла (восковая темпера) или со смолой - хиосским бальзамом или мастиксом.

Следует отметить склонность восков к кристаллизации при низких температурах, что приводит к изменению физической структуры воска и утрате адгезионных свойств.

В некоторых случаях воск, предназначенный для реставрационных целей модифицируют, добавляя при промывке в воду квасцы, в результате чего увеличивается их твердость и повышается температура плавления.

Смолы
Смолы представляют собой твердые аморфные вещества, не растворимые в воде и растворимые в полярных и ароматических органических растворителях. Они размягчаются при температурах от 55 до 100°С и плавятся при 80-190°С.

- Канифоль - температура размягчения 45-75°С, плавления - 100-140°С; не растворяется в воде, растворима в скипидаре, пинене, ацетоне, этиловом эфире, абсолютном спирте, бензоле, хуже - в бензине, керосине. Кроме того канифоль растворяется в водных растворах щелочей и концентрированной уксусной кислоте. Содержится в древесине сосны, ели, кедра, лиственницы. Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот (абиетиновой, пимаровой, неоабиетиновой), что обуславливает высокое кислотное число канифоли (150-175 единиц). В результате окисления этих кислот образуются хиноидные структуры, окрашенные в коричневый цвет. Канифоль имеет низкую влагостойкость и повышенную хрупкость, поэтому ее и используют в смеси с воском, лишенным этих недостатков.
- Даммара - содержится в растениях вида даммара, рода Schorea, семейства араукариевых, произрастающих на островах Малазийского архипелага. Имеет более низкие, чем у канифоли значения температур размягчения и плавления (75-80 и 85-100°С соответственно), растворяется в тех же растворителях, что и канифоль. Имеет самое низкое кислотное число (20-30 единиц), так как содержит мало свободных кислот. В ее состав входит 23% даммаровой кислоты, 40% альфа-даммары (растворимой в этиловом спирте) и 22% бета-даммары (нерастворимой в этиловом спирте). Благодаря низкому содержанию кислот она менее склонна к пожелтению, однако, как и большинство смол, характеризуется низкой влагостойкостью, при соприкосновении с влагой и при старении мутнеет.
- Мастикс - температура плавления 90-95°С, растворяется в скипидаре, пинене, этиловом спирте, ацетоне и частично в петролейном эфире. Содержится в мастиковом дереве семейства сумаховых Pistacia lentiscus, произрастающем в Греции, Индии, Южной Америке. В состав мастикса входит эфирное масло 2-3%, смоляные кислоты, около 42%, горькое вещество мастицин 5% и около 50% смолистых углеводородов. В результате старения смола желтеет и коричневеет, становится хрупкой, от влаги мутнеет и деструктируется. Кислотное число в 2 раза выше, чем у даммары и составляет 50-75; при добавлении воска или высыхающего масла повышается прочность и влагостойкость, однако воско-смоляные композиции с использованием мастикса по всем характеристикам уступают воско-даммарным и воско-канифольным.
- Мягкий копал - в отличие от копаловых смол, представляющих собой твердую нерастворимую смолу, является смолистым соком-бальзамом. Температура плавления манильского копала 103-120°С. Австралийский, Новозеландский копалы называются "каури'', их температура плавления составляет от 111 - 115°С до 140°С. Они размягчаются в воде при нагревании до 75-80°С. Растворяются в маслах при нагревании, и лишь некоторые из них - в органических растворителях.
- Шеллак - смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений при участии лаковых червецов. По мнению некоторых ученых шеллак выделяют сами червецы. Шеллак представляет собой тонкие хрупкие чещуйки от светло-желтого до коричневого цвета. В состав шеллака входят: кислоты, шеллачный воск до 5%, вода - 12% и более, примеси до 9%, водорастворимый краситель 5%, белки, углеводы, соли, полимерные компоненты. Лаки на основе шеллака дают хрупкую пленку; по влагостойкости превосходят лаки из даммары, мастикса и мягких манильских копалов. В процессе старения на свету быстро желтеют.
- Сандарак - бесцветная или светло-желтая душистая смола; стеклообразное вещество с температурой размягчения 100-130°С, плотность 1,05-1,09 г/см3, кислотное число -- 117-155. Не растворяется в воде, растворяется в низших спиртах. Получается из коры сандаракового дерева или каллитриса Tetraclinis articulata (Callitris quadrivalis) из семейства кипарисовых, произрастающих в Северной Африке. Сандарак имеет вид желтоватых с белым или буроватым налетом хрупких зерен, комочков, палочек. В состав сандарака входят три смоляные кислоты, резен, эфирное масло. Лаки на основе сандарака прочные (только в сочетании с пластификатором), окрашенные в оранжевый или коричневый цвет.

Для удобства сравнения свойства восков и смол представлены в Табл. 1 и 2.

Таблица 1. Состав и свойства восков

Название
Химический состав
Температура плавления,"С
Растворители

Карнаубский воск
Смесь сложных эфиров
84-86
Хлороформ.бензин

Ланолин
Смесь диэфиров
35-37
бензол, хлороформ, эфиры

Парафин
Смесь предельных углеводородов C18-C35
65-100
бензин, керосин, бензол, хлороформ

Пчелиный воск
сложные эфиры, свободные кислоты, углеводороды
62-70
хлороформ, бензин, четырех-хлористый углерод, пинен, скипидар

Спермацет
Кристаллический воск
43-54
эфир, ацетон, трихлорэтилен, горячий этанол

Церезин
Смесь предельных углеводородов С35-С55
65-88
бензол

Таблица 2. Состав и свойства смол.

Название
Кислотное число
Температура размягчения, °С
Температура плавления, °С
Растворители

Даммара
20-30
75-80
85-100
а- даммара-этиловый спирт, б -даммара -скипидар, пинен, ацетон

Канифоль
150-175
45-75
100-140
скипидар, пинен, ацетон, этиловый эфир, абсолютный спирт, бензол

Мастике
50-75

90-95
скипидар, пинен, этиловый спирт, ацетон

Мягкий копал "каури"

75-80
111-140
в маслах при нагревании, в органических растворителях

Сандарак
117-155
100-130

в низших спиртах

Шеллак
55-75
77-85

частично в спирте

Воско-смоляные композиции
Технология приготовления всех воско-смоляных композиций одинакова и осуществляется в две стадии: сначала растворяют каждую составляющую по отдельности, а затем соединяют в заданных соотношениях. Очищенный и измельченный воск помещают в сосуд, закрытый крышкой, растворяют в пинене или скипидаре при нагревании на водяной бане. Таким же образом растворяют смолу, предварительно измельченную в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния, раствор фильтруют в горячем состоянии. Затем раствор воска вливают в раствор смолы при постоянном перемешивании, после чего композицию нагревают на водяной бане до получения гомогенной массы. В монографии под ред. И.П.Горина рекомендуется иной способ: воск расплавляется при температуре не выше 70°С, а смола расплавляется на песчаной бане и соединяется с пиненом при комнатной температуре при постоянном перемешивании; затем оба компоненнта соединяются и тщательно перемешиваются в процессе нагревания на водяной бане.

До появления синтетических адгезивов воско-смоляные мастики были единственными материалами, способными укрепить живопись, написанную на гладких поверхностях. Основные случаи применения воско-смоляных составов перечислены в статье сотрудника ВХНРЦ В.Н.Карасевой :
• при расслоении многослойной живописи;
• при отслаивании масляного красочного слоя от масляного или эмульсионного грунта с большим содержанием масла или от фабричного грунта, с которого не удален тальк;
• в случае необходимости размягчения жесткого масляного грунта;
• в том случае, когда красочный слои и грунт сильно деструктированы и имеется опасность проникновения раствора рыбьего клея через разрушенные элементы структуры в холст;
• в том случае, когда в результате усадки холста произошло сморщивание красочного слоя вместе с грунтом;
• при ожогах красочного слоя, в результате чего он становится очень хрупким;
• при вздутиях и осыпях красочного слоя на картинах, выполненных на металле, дереве, на картинах, ранее укрепленных воском и на картинах, пораженных плесенью.

Для реставрации станковой масляной живописи В.Н.Карасева рекомендует воско-даммарные композиции следующего состава: отбеленный воск: даммара: пинен - 2:1:1.

Для приготовления этой композиции она рекомендует 100 м.ч воска расплавить в эмалированной или фарфоровой посуде на закрытом огне; 50 м.ч высушенной мелко истолченной даммары помещают в фарфоровый стакан, заливают 50 м.ч пинена, фильтруют через ткань и нагревают на водяной бане до полного растворения.

Для приготовления воско-канифольной мастики автор рекомендует на 100 м.ч воска - 30 м.ч канифоли и 50 м.ч пинена. Вместо пинена можно использовать венецианский терпентин, у которого тепература кипения ниже, чем у пинена, поэтому воско-смоляные композиции быстрее сохнут, кроме того он повышает липкость мастики. Приведенные соотношения компонентов могут вариироваться в зависимости от конкретной реставрационной ситуации.

Отмечается нецелесообразность применения в качестве смоляного компонента копала, так как он долго остается липким, размягчает красочный слой и со временем темнеет.

Технология применения воско-смоляных мастик для реставрации станковой масляной живописи предусматривает нанесение с помощью флейца горячей мастики на бумажную кальку, которую переносят на укрепляемый участок и тщательно приглаживают руками; через два часа кальку проглаживают утюжком, нагретым до 60-70°С; проглаживание производят в несколько приемов, поскольку при длительном прогревании воск может потемнеть. Кальку удаляют через 5-7 часов после окончания проглаживания. Оставшуюся на поверхности мастику удаляют смоченным бензином ватным тампоном.

Воско-канифольные мастики уступают по свойствам воско-даммарным, однако нужно иметь ввиду, что при контакте с влажным воздухом даммарный воск белеет.

Наблюдения за картинами, реставрированными с помощью: воско-смоляных композиций показали, что последствия этого способа реставрации могут быть самыми негативными.

Оказалось, что, во-первых, воск пропитывает все элементы живописного материала, во-вторых, он взаимодействует со структурными элементами живописи, что приводит к необратимым последствиям.

Объективные доказательства этому были представлены шестью! авторитетными исследователями, независимо друг от друга. Они отмечают, что в ряде случаев воск окрашивал или изменял цвет живописных слоев и грунта; в ряде случаев наблюдалось размягчение красочного слоя живописи на масляном связующем; часто наблюдалось набухание и растрескивание красочного слоя, укрепленного пчелиным воском. По свидетельству многих реставраторов дублирование картин с помощью воско-смоляных композиций сопровождается окрашиванием белого грунта в местах утрат красочного слоя, прорывов и царапин, цветовая гамма картины при этом непредсказуемо изменяется. Г. Бергер приводит свидетельства того, что пропитка красочного слоя воском или содержащими пчелиный воск композициями вызывает образование вздутий красочного слоя, которые затем образуют кракелюр определенной конфигурации, часто наблюдающийся на старых картинах, сдублированных с помощью воско-смоляных мастик.
Таким образом, взаимодействие воска с красочным слоем приводит, с одной стороны, к окрашиванию адсорбирующих воск материалов живописи, с другой, - к разрушению красочного слоя.

Другим не менее важным негативным воздействием воска на материал картины является пропитка воском нитей холста. Г. Бергер и Х. Зелигер представили убедительные доказательства взаимодействия воска и смолы с целлюлозой, ускоряющего процесс деструкции целлюлозных молекул.

Большие трудности встречает также операция удаления воска перед использованием других типов адгезивов при повторном дублировании.

Наконец, отмечаются случаи разрушения большемерных картин, дублированных с применением воско-смоляных композиций, вследствии того, что утяжеленный холст обнаруживает склонность к вязко-эластичному течению под нагрузкой (весом дублировочного холста), что приводит к повреждению всех элементов живописи.

На основании наблюдений за поведением картин и опираясь на результаты специальных научных исследований, следует считать доказанным, что:
• воск окрашивает грунты;
• изменяет цвет и фактуру красочного слоя;
• ряд восков изменяет свою окраску при старении;
• красочные слои на маслянном или смоляном связующем набухают в восках, что создает опасность травмирования красочного слоя при механическом удалении воска с поверхности живописи;
• пчелиный воск в некоторых случаях вызывает растрескивание красочного слоя; воск окрашивает все содержащие целлюлозу подложки, такие как холст, картон, бумагу;
• некоторые из восков ускоряют деструктивные процессы, происходящие при старении целлюлозных материалов; низкая структурная прочность восков делает неэффективным любое последующее реставрационное вмешательство;
• воскосодержащие адгезивы способствуют развитию значительных пластических деформаций, протекающих под действием собственного веса картин;
• холст, пропитанный воском, становится более хрупким;
• если воск проник на оборот холста, он адсорбирует пылевые загрязнения, которые трудно удалить;
• воско-смоляные композиции непригодны для реставрации живописи на клее-меловых грунтах и склейки фарфора, так как грунт темнеет, а клеевые швы становятся отличимыми;
• воско-смоляными мастиками нежелательно пользоваться в тех случаях, когда укрепленный объект находится в регионах с жарким климатом или подвергается действию прямых солнечных лучей;
• нежелательно также использование этого материала в неотапливаемых памятниках, расположенных в условиях воздействия низких температур, поскольку из-за кристаллизации воска может произойти нарушение адгезионной связи;
• наиболее существенным недостатком этого материала является невозможность проведения повторной реставрации каким бы то ни было другим реставрационным материалом.

Учитывая представленные неопровержимые свидетельства пагубного влияния воска и воско-смоляных композиций, на конференции ICOM (Международного Совета Музеев) в 1975 году было принято решение о нежелательности использования восксодержащих материалов для дублирования и укрепления красочного слоя произведений станковой масляной живописи.
Несмотря на запрет использования воска и воско-смоляных композиций для реставрации станковой масляной живописи, в некоторых странах (Франция, Германия) эта технология до сих пор находит широкое применение, особенно при реставрации поздней живописи; в России встречаются случаи использования воско-смоляные мастик для реставрации стенописей, выполненных маслом.

* * *
• Экспериментально доказано негативное влияние воска на все элементы живописного произведения, в связи с чем на конференции ICOM в 1975 году применение воска для реставрации станковой масляной живописи было признано нежелательным.

Заключение
Вот уже пять недель мозаики обработанные ганозисом стоят рядом с нами и каждый раз мы не можем спокойно пройти - не потрогав её шелковистой и глубокой поверхности.

Очень надеюсь что Вам это интересно и полезно. Если есть дополнения или комментарии - пишите!
Рады обсудить и улучшить рецепт!!

РУКОДЕЛИЕ

Previous post Next post
Up